Урок русского языка в 7-м классе на тему: "Разряды союзов по значению"

Разделы: Русский язык


Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала, применение его в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений средствами технологии развивающего обучения (Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)

Тип урока: комбинированный.

Цели по содержанию урока:

Образовательная – определить смысловые отношения частей предложения с помощью союзов.

Развивающая – формировать умение уместно употреблять союзы в речи.

Воспитательная – воспитывать уважительное отношение к правильному употреблению союзов в речи.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Средства обучения:

  1. Разумовская М.М. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2000.
  2. Репкин В.В. Русский язык. 6 класс (Учебное пособие. Экспериментальная программа развивающего обучения) – Томск. Пеленг,1999.
  3. Финтисова О.А. Уроки русского языка в 7 классе. – Волгоград, 2003.
  4. Шипицына Г.М. и др. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка: Лексика. Словообразование. Морфология. – М.: Просвещение, 1995.
  5. Задания для самостоятельной работы учащихся, составленные автором модели.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент. Здоровается с учащимися, настраивает на работу, предлагает проверить готовность рабочего места к уроку. Напоминает, что понадобится учебник, тетрадь, словарь-справочник, материалы для самостоятельной работы. Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
2. Актуализация знаний. 1.Организует проверку домашнего задания. Интересуется, были ли затруднения при его выполнении. Предлагает оценить уровень выполнения задания. (Упр.244, учебник “Русский язык 7 класс” под ред. М.Разумовской)

2.Помогает систематизировать знания учащихся о союзе, как части речи.

3.Предлагает сформулировать умение, которое учащиеся контролировали на данном этапе урока – определять роль союза как части речи.

Проверяют задание, определяют роль союзов в предложении. Осуществляют самооценку, самоконтроль, выявляют адекватность самооценки.
3. Целеполагание и мотивация. В ходе урока озвучивает цели:

знать роль союза как части речи

уметь определять роль союза в предложении.

научиться определять разряд союзов, устанавливать смысловые отношения между частями предложения.

Определяют и осмысливают цели урока.
4. Первичное усвоение, осознание и осмысление нового материала. Контролирует оформление записи в ученической тетради:

- число

- классная работа

Организует работу учащихся по алгоритму:

1. Проанализируйте текст, заполните пропуски союзами.

2. В указанных предложениях замените союзы, установите смысловые отношения между однородными членами, частями сложного предложения.

3. Сделайте вывод по наблюдениям.

Совместно с учащимися формулирует тему урока, определяет умения, которые необходимо закрепить.

Предлагает записать тему урока.

1.Выполняют задания на карточке (см. задание 1)

2.Оформляют записи в ученической тетради, выполняют задание, оставив строчку для названия темы урока.

3.Обсуждают вариант записи в ученической тетради, делают выводы.

4. Формулируют и записывают тему урока в оставленной строчке.

5. Называют умение над которым работали на этом этапе урока.

5. Систематизация знаний и умений. 1. Организует обсуждение информации, полученной учащимися при анализе предложений.

2. Предлагает представить информацию в виде схемы.

3. Обращает внимание на содержание материала учебника.

4. Предлагает дополнить схему необходимыми записями.

5. Консультирует, корректирует, обсуждает результаты.

1.Обсуждают информацию, делают выводы.

2.Одсуждают схему, корректируют ее, записывают в словарь-справочник.

3.Знакомятся с содержанием материала учебника.

4. Дополняют схему необходимыми записями.

6. Применение знаний и умений. Организует работу учащихся по применению знаний. Предлагает задания для самостоятельной работы (приложение, задания 2,3,4)

Восстановить текст, ответить на вопросы.

Редактирование текста.

Конструирование микротекста.

Выполняют задания. Самоконтроль, коррекция.
7. Проверка уровня знаний и умений. Предлагает дидактический материал с целью проверки уровня знаний и умений по теме урока и тест “Проверь себя”. Обращает внимание на контролируемые умения. Выполняют задания (см. приложение, задание 5). Самопроверка, взаимопроверка, коррекция.
8. Информация о домашнем задании. Задает домашнее задание:

1. Прочитать параграф 22, знать разряды союзов.

2. Составить и записать предложения, употребив данные союзы. Определить смысловые отношения.

На школьный вечер мы пригласили родителей, и…

  • однако…
  • чтобы…
  • как только…
  • потому что…

3.Составить задание для проверки умения определять разряд союзов, устанавливать смысловые отношения между частями предложения.

Записывают домашнее задание, ставя перед собой определенные цели по его выполнению. Предполагается, что 1-е задание выполняют все, 2-е и 3-е задания на выбор.
9. Рефлексия. Обращает внимание учащихся на цели урока и предлагает оценить уровень своих достижений. Оценивают свою работу. Каждый анализирует свои достижения. Определяют реализацию целей урока.

Приложение

Задание 1.

1. Прочитайте текст, заполните пропуски, используя подходящие по смыслу союзы.

Наш класс отправился на лыжную прогулку в лес. Мы весело шагали … рассказывали разные истории. Солнце пряталось за тучи, … настроение все равно было бодрое. … мы вышли на лесную тропинку, ветер утих. По пути нам попадались пышные ели … стройные сосны.

С огромным удовольствием скользили мы по удобной лыжне, с крутого склона мчались с замиранием сердца.

Лес загадочно шумел, … мы любовались его таинственной красотой. Наблюдая величие зимней природы, можно вообразить себя художником … поэтом.

2. В предложении замените поочередно союзы И, А, ИЛИ. Предложения запишите в тетради. Понаблюдайте, какие смысловые отношения между однородными членами устанавливаются при помощи союза.

По пути нам попадались пышные ели … стройные сосны.

3. Проведите наблюдения в предложении, используя союзы И, А, КОГДА, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО.

Лес загадочно шумел, … мы любовались его таинственной красотой.

Вариант записи в ученической тетради.

1. По пути нам попадались пышные ели и стройные сосны.

(и это и то) – соединяет.

2. По пути нам попадались не пышные ели, а стройные сосны.

(не то, а это) – противопоставляет

3. По пути нам попадались пышные ели или стройные сосны.

(или то, или это) – разделяет.

Вывод: разные смысловые отношения между однородными членами устанавливаются с помощью союза.

1. [Лес загадочно шумел], и [мы любовались его таинственной красотой]. – Союз соединяет.

2. [Лес загадочно шумел], а [мы любовались его таинственной красотой]. – Союз противопоставляет.

3. [Лес загадочно шумел], (когда мы любовались его таинственной красотой). – Указывает на время.

4. [Лес загадочно шумел], (чтобы мы любовались его таинственной красотой). – Указывает на цель.

5. [Лес загадочно шумел], (потому что мы любовались его таинственной красотой). – Указывает на причину.

Задание 2.

1. Ознакомьтесь с текстом.

Я люблю в своей великой Родине все: … ее печальные тундры, … ее реки с ажурной красотой шлюзов и плотин, … ее новостройки, … ее дремучие леса, сохраняющие исконное очарование природы. Мне дорого все, … тут жили мои деды и прадеды.

… душа этой моей любви – “тот уголок земли” на берегу матушки Волги с ароматом цветов … сотового меда, синевой весны … золотом осени, блеском снега … холодком родниковой воды.

Н. Смирнов.

2. Выполните задания:

  • Какие союзы можно вставить в данный текст? Вставьте эти союзы.
  • Прочитайте текст выразительно.
  • Определите тип и стиль текста.
  • Назовите основные стилевые приметы.
  • Что связывают союзы в данном тексте?
  • Какова роль союзов в тексте?

Задание 3.

Определите, уместно ли использован повторяющийся союз И в ответе ученика на уроке физики. Представьте свой вариант ответа.

Форму жидкости изменить легко. Однако ее объем изменить трудно. Например, в свинцовый шар налили воды и запаяли его со всех сторон. И потом ударили по нему, и вода не сжалась. И она просочилась сквозь стенки шара.

Задание 4.

Представьте, что вы пришли в гости. Первое, что вас поразило, - это обилие книг и то, что вы увидели свои любимые книги. Составьте об этом небольшой текст, выразите в нем свое восхищение, используя для выразительности союзы.

Задание 5.

1. Выписать члены предложения, соединенные союзами. Рассказать о роли союзов для связи членов предложения.

  • Птица медленно поднялась и улетела.
  • В лесах было торжественно, светло и тихо.
  • Кот пронесся через огороды и протащил в зубах кукан с окунями.
  • Весь день пеликан бродил вокруг нас, шипел и кричал, но в руки не давался.

2. Выпишите в два столбика:

а) словосочетания с предлогами,

б) слова, соединенные союзами.

Сделать разбор сочетаний.

  1. Сварите суп и кашу.
  2. Мы с Мишкой решили пойти на реку ловить рыбу.
  3. Кашу можно без хлеба есть.
  4. Мишка насыпал в кастрюлю крупы.
  5. Он насыпал полную кастрюлю и воды налил доверху.
  6. Крупа совсем твердая и сухая.
  7. Мы их варить не будем, а зажарим.
  8. Мишка почистил пескарей и положил на сковороду.

3. Проверьте, правильно ли расставлены знаки препинания. Что соединяют союзы в этих предложениях? Начертите схемы предложений, определите разряд союзов.

  1. Ветер прогулялся по желтой листве старых берез, и с листьев посыпался на нас град крупных капель.
  2. Еще нет семи часов, а цирюльня Макара Кузьмича Блесткина уже отперта.
  3. Сани были пусты, потому что Володя уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал башлык.
  4. Зимнее солнышко, проникая сквозь снег и узоры на окнах, дрожало в самоваре и купало свои чистые лучи в полоскательной чаше.
  5. Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор.
  6. Было не холодно, и снег слабо поскрипывал у него под ногами.
  7. Когда из кухни ушел гость, Пелагея явилась в комнаты и занялась уборкой.

4. Выписать предложения в таком порядке: а) союзы соединяют члены простого предложения; б) союзы соединяют части сложного предложения.

  1. Сегодня начали жать рожь, и в прохладе вечера разлился ржаной аромат.
  2. Вечер прохладен и светел.
  3. Ярко горит каждый листик берез, осин, рябин под темным пологом елей и сосен.
  4. На клевере горят и переливаются алмазные капли.
  5. Ночью шел дождь, а днем припекло солнце.
  6. Гроза прошла стороной, и весь лес окутался туманом.

5. Продолжить предложения дважды, чтобы получилось: а) предложение с однородными членами; б) сложносочиненное предложение.

  1. С утра шел дождь.
  2. Почтальон принес заказное письмо.
  3. Избушку окружали высокие сосны.
  4. Сквозь закрытые шторы пробивался яркий солнечный свет.
  5. Я выскочил из лодки на берег.
  6. На пригретых солнцем пригорках показались проталины.

Тест “Проверь себя”

1. В этом ряду перечислены союзы, с помощью которых могут быть соединены однородные члены:

  • и, да, но, однако, или;
  • зато, если, так что, и, либо;
  • тоже, хотя, что, или, и;
  • не только… но и, как, да, зато, когда.

2. Предложение соответствует этой схеме [ ], и [ ].

  • Свет фар ярко вспыхнул и быстро исчез во мраке ночи.
  • Художник взял карандаш и сделал первые наброски.
  • Редеет мгла ненастной ночи, и бледный день уж настает.
  • Я открыл блокнот, подаренный братом, и написал план выступления.

3. В этом предложении есть разделительный союз:

  • Не только тетради, но и учебники лежали на столе.
  • Настала минута, когда я понял всю цену этих слов.
  • Соревнования мы проведем в зале или на улице.
  • Огонь маяка то разгорался, то бледнел от усталости.

4. Противительный союз употреблен в сложном предложении.

  • Волхвы не боятся могучих владык, а княжеский дар им не нужен.
  • Пассажиры спешили, но опоздали на поезд.
  • Лес замирает, млеет в зное, но тем пышней цветет жасмин.
  • Уже румянит осень клены, а ельник зелен и тенист.

5. В предложении употреблен сравнительный союз:

  • Лес шумел, как океан в бурю.
  • Когда я выходил на улицу, начинался снегопад.
  • Я не видел, как прошли соревнования.
  • Пока я шел, край неба заалел.

Ключ к тесту:

1 – а

2 – в

3 – в, г

4 – а, в, г

5 – а

Приложение. Моделирование системы уроков.