Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала, применение его в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений средствами технологии развивающего обучения (Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)
Тип урока: комбинированный.
Цели по содержанию урока:
Образовательная – определить смысловые отношения частей предложения с помощью союзов.
Развивающая – формировать умение уместно употреблять союзы в речи.
Воспитательная – воспитывать уважительное отношение к правильному употреблению союзов в речи.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.
Средства обучения:
- Разумовская М.М. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2000.
- Репкин В.В. Русский язык. 6 класс (Учебное пособие. Экспериментальная программа развивающего обучения) – Томск. Пеленг,1999.
- Финтисова О.А. Уроки русского языка в 7 классе. – Волгоград, 2003.
- Шипицына Г.М. и др. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка: Лексика. Словообразование. Морфология. – М.: Просвещение, 1995.
- Задания для самостоятельной работы учащихся, составленные автором модели.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. | Здоровается с учащимися, настраивает на работу, предлагает проверить готовность рабочего места к уроку. Напоминает, что понадобится учебник, тетрадь, словарь-справочник, материалы для самостоятельной работы. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. |
2. Актуализация знаний. | 1.Организует проверку домашнего
задания. Интересуется, были ли затруднения при
его выполнении. Предлагает оценить уровень
выполнения задания. (Упр.244, учебник “Русский
язык 7 класс” под ред. М.Разумовской) 2.Помогает систематизировать знания учащихся о союзе, как части речи. 3.Предлагает сформулировать умение, которое учащиеся контролировали на данном этапе урока – определять роль союза как части речи. |
Проверяют задание, определяют роль союзов в предложении. Осуществляют самооценку, самоконтроль, выявляют адекватность самооценки. |
3. Целеполагание и мотивация. | В ходе урока озвучивает цели: знать роль союза как части речи уметь определять роль союза в предложении. научиться определять разряд союзов, устанавливать смысловые отношения между частями предложения. |
Определяют и осмысливают цели урока. |
4. Первичное усвоение, осознание и осмысление нового материала. | Контролирует оформление записи в
ученической тетради: - число - классная работа Организует работу учащихся по алгоритму: 1. Проанализируйте текст, заполните пропуски союзами. 2. В указанных предложениях замените союзы, установите смысловые отношения между однородными членами, частями сложного предложения. 3. Сделайте вывод по наблюдениям. Совместно с учащимися формулирует тему урока, определяет умения, которые необходимо закрепить. Предлагает записать тему урока. |
1.Выполняют задания на карточке (см.
задание 1) 2.Оформляют записи в ученической тетради, выполняют задание, оставив строчку для названия темы урока. 3.Обсуждают вариант записи в ученической тетради, делают выводы. 4. Формулируют и записывают тему урока в оставленной строчке. 5. Называют умение над которым работали на этом этапе урока. |
5. Систематизация знаний и умений. | 1. Организует обсуждение информации,
полученной учащимися при анализе предложений. 2. Предлагает представить информацию в виде схемы. 3. Обращает внимание на содержание материала учебника. 4. Предлагает дополнить схему необходимыми записями. 5. Консультирует, корректирует, обсуждает результаты. |
1.Обсуждают информацию, делают выводы. 2.Одсуждают схему, корректируют ее, записывают в словарь-справочник. 3.Знакомятся с содержанием материала учебника. 4. Дополняют схему необходимыми записями. |
6. Применение знаний и умений. | Организует работу учащихся по
применению знаний. Предлагает задания для
самостоятельной работы (приложение, задания 2,3,4) Восстановить текст, ответить на вопросы. Редактирование текста. Конструирование микротекста. |
Выполняют задания. Самоконтроль, коррекция. |
7. Проверка уровня знаний и умений. | Предлагает дидактический материал с целью проверки уровня знаний и умений по теме урока и тест “Проверь себя”. Обращает внимание на контролируемые умения. | Выполняют задания (см. приложение, задание 5). Самопроверка, взаимопроверка, коррекция. |
8. Информация о домашнем задании. | Задает домашнее задание: 1. Прочитать параграф 22, знать разряды союзов. 2. Составить и записать предложения, употребив данные союзы. Определить смысловые отношения. На школьный вечер мы пригласили родителей, и…
3.Составить задание для проверки умения определять разряд союзов, устанавливать смысловые отношения между частями предложения. |
Записывают домашнее задание, ставя перед собой определенные цели по его выполнению. Предполагается, что 1-е задание выполняют все, 2-е и 3-е задания на выбор. |
9. Рефлексия. | Обращает внимание учащихся на цели урока и предлагает оценить уровень своих достижений. | Оценивают свою работу. Каждый анализирует свои достижения. Определяют реализацию целей урока. |
Приложение
Задание 1.
1. Прочитайте текст, заполните пропуски, используя подходящие по смыслу союзы.
Наш класс отправился на лыжную прогулку в лес. Мы весело шагали … рассказывали разные истории. Солнце пряталось за тучи, … настроение все равно было бодрое. … мы вышли на лесную тропинку, ветер утих. По пути нам попадались пышные ели … стройные сосны.
С огромным удовольствием скользили мы по удобной лыжне, с крутого склона мчались с замиранием сердца.
Лес загадочно шумел, … мы любовались его таинственной красотой. Наблюдая величие зимней природы, можно вообразить себя художником … поэтом.
2. В предложении замените поочередно союзы И, А, ИЛИ. Предложения запишите в тетради. Понаблюдайте, какие смысловые отношения между однородными членами устанавливаются при помощи союза.
По пути нам попадались пышные ели … стройные сосны.
3. Проведите наблюдения в предложении, используя союзы И, А, КОГДА, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО.
Лес загадочно шумел, … мы любовались его таинственной красотой.
Вариант записи в ученической тетради.
1. По пути нам попадались пышные ели и стройные сосны.
(и это и то) – соединяет.
2. По пути нам попадались не пышные ели, а стройные сосны.
(не то, а это) – противопоставляет
3. По пути нам попадались пышные ели или стройные сосны.
(или то, или это) – разделяет.
Вывод: разные смысловые отношения между однородными членами устанавливаются с помощью союза.
1. [Лес загадочно шумел], и [мы любовались его таинственной красотой]. – Союз соединяет.
2. [Лес загадочно шумел], а [мы любовались его таинственной красотой]. – Союз противопоставляет.
3. [Лес загадочно шумел], (когда мы любовались его таинственной красотой). – Указывает на время.
4. [Лес загадочно шумел], (чтобы мы любовались его таинственной красотой). – Указывает на цель.
5. [Лес загадочно шумел], (потому что мы любовались его таинственной красотой). – Указывает на причину.
Задание 2.
1. Ознакомьтесь с текстом.
Я люблю в своей великой Родине все: … ее печальные тундры, … ее реки с ажурной красотой шлюзов и плотин, … ее новостройки, … ее дремучие леса, сохраняющие исконное очарование природы. Мне дорого все, … тут жили мои деды и прадеды.
… душа этой моей любви – “тот уголок земли” на берегу матушки Волги с ароматом цветов … сотового меда, синевой весны … золотом осени, блеском снега … холодком родниковой воды.
Н. Смирнов.
2. Выполните задания:
- Какие союзы можно вставить в данный текст? Вставьте эти союзы.
- Прочитайте текст выразительно.
- Определите тип и стиль текста.
- Назовите основные стилевые приметы.
- Что связывают союзы в данном тексте?
- Какова роль союзов в тексте?
Задание 3.
Определите, уместно ли использован повторяющийся союз И в ответе ученика на уроке физики. Представьте свой вариант ответа.
Форму жидкости изменить легко. Однако ее объем изменить трудно. Например, в свинцовый шар налили воды и запаяли его со всех сторон. И потом ударили по нему, и вода не сжалась. И она просочилась сквозь стенки шара.
Задание 4.
Представьте, что вы пришли в гости. Первое, что вас поразило, - это обилие книг и то, что вы увидели свои любимые книги. Составьте об этом небольшой текст, выразите в нем свое восхищение, используя для выразительности союзы.
Задание 5.
1. Выписать члены предложения, соединенные союзами. Рассказать о роли союзов для связи членов предложения.
- Птица медленно поднялась и улетела.
- В лесах было торжественно, светло и тихо.
- Кот пронесся через огороды и протащил в зубах кукан с окунями.
- Весь день пеликан бродил вокруг нас, шипел и кричал, но в руки не давался.
2. Выпишите в два столбика:
а) словосочетания с предлогами,
б) слова, соединенные союзами.
Сделать разбор сочетаний.
- Сварите суп и кашу.
- Мы с Мишкой решили пойти на реку ловить рыбу.
- Кашу можно без хлеба есть.
- Мишка насыпал в кастрюлю крупы.
- Он насыпал полную кастрюлю и воды налил доверху.
- Крупа совсем твердая и сухая.
- Мы их варить не будем, а зажарим.
- Мишка почистил пескарей и положил на сковороду.
3. Проверьте, правильно ли расставлены знаки препинания. Что соединяют союзы в этих предложениях? Начертите схемы предложений, определите разряд союзов.
- Ветер прогулялся по желтой листве старых берез, и с листьев посыпался на нас град крупных капель.
- Еще нет семи часов, а цирюльня Макара Кузьмича Блесткина уже отперта.
- Сани были пусты, потому что Володя уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал башлык.
- Зимнее солнышко, проникая сквозь снег и узоры на окнах, дрожало в самоваре и купало свои чистые лучи в полоскательной чаше.
- Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор.
- Было не холодно, и снег слабо поскрипывал у него под ногами.
- Когда из кухни ушел гость, Пелагея явилась в комнаты и занялась уборкой.
4. Выписать предложения в таком порядке: а) союзы соединяют члены простого предложения; б) союзы соединяют части сложного предложения.
- Сегодня начали жать рожь, и в прохладе вечера разлился ржаной аромат.
- Вечер прохладен и светел.
- Ярко горит каждый листик берез, осин, рябин под темным пологом елей и сосен.
- На клевере горят и переливаются алмазные капли.
- Ночью шел дождь, а днем припекло солнце.
- Гроза прошла стороной, и весь лес окутался туманом.
5. Продолжить предложения дважды, чтобы получилось: а) предложение с однородными членами; б) сложносочиненное предложение.
- С утра шел дождь.
- Почтальон принес заказное письмо.
- Избушку окружали высокие сосны.
- Сквозь закрытые шторы пробивался яркий солнечный свет.
- Я выскочил из лодки на берег.
- На пригретых солнцем пригорках показались проталины.
Тест “Проверь себя”
1. В этом ряду перечислены союзы, с помощью которых могут быть соединены однородные члены:
- и, да, но, однако, или;
- зато, если, так что, и, либо;
- тоже, хотя, что, или, и;
- не только… но и, как, да, зато, когда.
2. Предложение соответствует этой схеме [ ], и [ ].
- Свет фар ярко вспыхнул и быстро исчез во мраке ночи.
- Художник взял карандаш и сделал первые наброски.
- Редеет мгла ненастной ночи, и бледный день уж настает.
- Я открыл блокнот, подаренный братом, и написал план выступления.
3. В этом предложении есть разделительный союз:
- Не только тетради, но и учебники лежали на столе.
- Настала минута, когда я понял всю цену этих слов.
- Соревнования мы проведем в зале или на улице.
- Огонь маяка то разгорался, то бледнел от усталости.
4. Противительный союз употреблен в сложном предложении.
- Волхвы не боятся могучих владык, а княжеский дар им не нужен.
- Пассажиры спешили, но опоздали на поезд.
- Лес замирает, млеет в зное, но тем пышней цветет жасмин.
- Уже румянит осень клены, а ельник зелен и тенист.
5. В предложении употреблен сравнительный союз:
- Лес шумел, как океан в бурю.
- Когда я выходил на улицу, начинался снегопад.
- Я не видел, как прошли соревнования.
- Пока я шел, край неба заалел.
Ключ к тесту:
1 – а
2 – в
3 – в, г
4 – а, в, г
5 – а
Приложение. Моделирование системы уроков.