Тип проекта: познавательно-творческий.
Задачи проекта:
- познакомить детей с сезонными изменениями природы, с цветовой гаммой, присущей тому или иному времени года;
- научить детей отражать в рисунках признаки природы в разные времена года, используя различные способы и средства изображения;
- познакомить с нетрадиционными техниками рисования: печать листьями, кляксография, цветной и черно-белый граттаж, монотипия, скатывание бумаги и др.;
- формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе;
- воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
Результаты детской продуктивной деятельности, планирующиеся в ходе реализации проекта:
- тематические выставки детских работ: “Осень золотая”, “Волшебница-зима”, “Портрет весны”, “Ах! Лето”;
- экспозиция детских работ в Норильской картинной галерее на тему “Волшебные пальчики”;
- изготовление альбома с детскими рисунками “Времена года”;
- презентация выставки детских рисунков “Шедевры живописи глазами детей”.
Последовательность разворачивания проекта
Октябрь–ноябрь
1-й блок. Вводная беседа с детьми на тему “Как природа рисует красками”, рассматривание иллюстраций художников: И. Шишкина, И. Левитана, И. Грабаря, К. Юона, К. Коровина, П. Трубецкого.
Цель: развивать эстетическое восприятие детей, формировать навыки эстетических контактов с произведениями искусства. Обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту родной природы. Какие цвета были использованы художником.
2-й блок. Экскурсия в тундру.
Цель: познакомить с разнообразием осенних красок тундры. Побуждать в детях способность наслаждаться изяществом и многообразием форм, красок, звуков окружающей их природы.
3-й блок. Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет. Заучивание стихотворений: “Осень” К.Д. Бальмонта, “Скучная картина” А.Н. Плещеева, “Листопад” И.А. Бунина, “Листопадничек” И. Соколова-Микитова, “Лес осенью” А. Твардовского.
Дидактические игры: “Времена года”, “Когда это бывает”, “Сложи картинку”, “Такой листик, лети ко мне”.
Цель: формировать у детей смекалку, сообразительность.
4-й блок. Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди “Осень” из цикла “Времена года”. П. Чайковский: “Осенняя песня”, “Октябрь”.
5-й блок. Рассматривание гербария.
Цель: закрепить в памяти детей названия деревьев.
Дидактические игры: “С какого дерева листок”, “Не ошибись”, “К дереву беги”.
6-й блок. Занятия по изобразительному искусству по теме “Осень золотая”.
– “Волшебные краски осени”. Цель: познакомить с техникой печатания листьями.
– “Грибочки в лукошке”, “Дары осени”. Цель: печать сырой картошкой.
– “Я шагаю по ковру из осенних листьев”. Цель: знакомить детей с техникой "монотипия".
– “Портрет осени”. Цель: продолжать знакомить с техникой "цветной граттаж".
– “Ветка рябины”. Цель: познакомить детей с новой техникой печатания косметическими ватными палочками.
7-й блок. Музыкальное развлечение “Праздник осени”.
Цель: закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе осенью; создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый; формировать эстетический вкус и приобщение к миру прекрасного.
Взаимодействие с семьей:
- Привлечь родителей к изготовлению костюмов к развлечению.
- Помощь в организации и проведении экскурсии в тундру.
Декабрь–февраль
1-й блок. Посещение выставки в картинной галерее города Норильска.
Цель: познакомить детей с картинами местных художников. Воспитывать любовь к природе родного края.
2-й блок. Экскурсия в зимний сквер.
Цель: научить детей видеть красоту и мощь природы. Обратить внимание на тихую грусть “засыпания” природы с наступлением зимы.
3-й блок. Знакомство с искусством – рассматривание “зимних” пейзажей. Выставки-загадки.
Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и знание о жанре изобразительного искусства – пейзаже.
Игра “Времена года”, “Узнай по описанию”
Цель: развивать внимание, сообразительность. Рассказ-загадка о разных предметах и явлениях природы.
4-й блок. Рассматривание репродукций картин по теме “Зима”: К.Юона “Русская зима”, И. Шишкина “Сосна”, И. Грабаря “Февральская лазурь”.
Цель: обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники для более яркой передачи зимнего пейзажа. Развивать эстетическое восприятие, формировать навыки эстетических контактов с произведениями искусства.
5-й блок. Прослушивание аудиозаписи. П.Чайковский “Декабрь – Святки” “Времена года”. В. Шаинский “Снежинки”, А. Внукова “Если снег идет”.
Стихи, пословицы, поговорки, приметы о зиме.
Цель: учить детей понимать смысл пословиц и народных примет, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения.
6-й блок. Заучивание стихотворений: И. Суриков “Зима”, А. Федоров “Мороз”, Л. Толстой “Декабрь”.
7-й блок. Занятия по изобразительному искусству по теме “Волшебница-зима”.
– “Мои волшебные снежинки”. Цель: упражнять в рисовании (свеча и акварель).
– “Первый снег”, “Зима в городе”. Цель: закрепить умение рисовать пальчиками, оттиск печатками.
– “Мое любимое дерево зимой”, “Птички на ветке”. Цель: закрепить навыки рисования гуашью, сочетать в работе скатывание бумаги, комканье и рисование.
– “Зимняя сказка”, “Я в волшебном лесу”. Цель: совершенствовать навыки в экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в разных нетрадиционных техниках. Развивать творчество, воображение.
Взаимодействие с семьей:
- Привлечь родителей к оформлению изостудии (изготовление картин из тестопластики).
- Разучивание стихов с детьми о зиме.
- Экскурсия в картинную галерею города Норильска.
Март–май
1-й блок. Дидактическая игра “Времена года”.
Цель: закрепить представления детей о последовательности (цикличности) изменений в природе весной, летом, зимой, осенью по существенным признакам.
2-й блок. Приметы, пословицы, поговорки, стихи о весне. Разучивание стихов Ф. Тютчев “Весна”, “Весенние воды”, С. Есенин “Черемуха”, А.Майков “В мае”.
Цель: развивать связную речь, память; продолжать учить детей понимать смысл пословиц, поговорок.
3-й блок. Рассматривание фотографий, открыток о весне.
Цель: показать детям, как фотографы передавали неповторимость, очарование этого времени года.
4-й блок. Беседа на тему “Весна”.
Цель: побуждать детей к составлению рассказа об этом времени года; формировать у детей эстетическое отношение к природе, умению погружаться в мир природы, её образов, цветов; учить рассказывать связно, полно, четко выстраивать композицию рассказа.
5-й блок. Прослушивание русской народной песни “Кулик – весна”, Н. Любарский “Дождик”, П. Чайковский “Времена года”, В. Моцарт “Весенняя”.
6-й блок. Оформить альбом с иллюстрациями, детскими работами, фотографиями, песнями, стихами, народными приметами на тему “Времена года”.
7-й блок. Занятия по изобразительному искусству “Ветка с первыми листочками”, “Весенний букет”, “Березы весной”, “Цветущий сад”, “Грачи прилетели”.
Цель: совершенствовать умения и навыки в изобразительных техниках, развивать чувство композиции. Учить использовать необычные материалы для создания выразительного образ.
Взаимодействие с семьей:
- Привлечь родителей к оформлению альбома “Времена года”.
- Изготовление информационного стенда для родителей.
- Привлечь родителей к подбору бросового и природного материала.
Июнь–август
1-й блок. Игра “Когда это бывает”.
Цель: закрепить основные приметы времен года.
Разучивание песен о лете.
2-й блок. Экскурсия в тундру.
Цель: учить наблюдать за изменениями в погоде, уметь описывать погоду, используя эпитеты, образные выражения.
3-й блок. Беседа “Как я отдыхал летом на материке”.
Цель: побуждать детей к составлению рассказа о своем отдыхе; учить отбирать нужные приметы лета, характерные для материка, и сравнивать с летом в Норильске (короткое, с частыми дождями, солнце светит круглые сутки).
4-й блок. Изготовление картин о лете из природного и бросового материала.
Цель: развивать художественный вкус, воображение.
5-й блок. Занятия по изобразительному искусству “Летнее настроение”, “На реке Норилке”, “Летом в тундре”, “Любимые цветы жарки”.
Цель: познакомить с новой техникой рисования мыльными пузырями, кляксографией.
Слушание музыки: А. Вивальди “Времена года”, Н. Римский-Корсаков “Полет шмеля”, С. Прокофьев “Полет шмеля”, Г. Свиридов “Дождик”.
6-й блок. Лето в народном календаре.
Цель: знакомить детей с народными приметами.
Дидактические игры: “Отвечай быстро”, “Укрась слово”, “Кузовок”, “Испорченный телефон”.
7-й блок. Развлечение “Круглый год”.
Цель: закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе; создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый; формировать эстетического вкуса и приобщение к миру прекрасного.
Взаимодействие с семьей:
- Посещение краеведческого музея.
- Изготовление атрибутов, костюмов к развлечению “Круглый год”.
Список литературы:
- Багрова Л.А. Энциклопедия для детей. Я познаю мир. Москва: ТКО “АСТ”, 1996.
- Волина В. Загадки от А до Я. Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.
- Волина В. Поговорки от Егорки. Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.
- Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стихи о временах года. М., 2004.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Ярославль: Академия развития, Академия, К. 1999.
- Энциклопедия. Живой мир. Москва: “РОСМЕН”, 1996.