Личностно-ориентированный урок литературного чтения. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • педагогические (обучения, воспитания, развития учащихся);
  • развития образовательного процесса;
  • профессионального и личностного развития учителя.

Задачи урока:

  • Развивающие: на основе выявления индивидуальных особенностей каждого ребенка содействовать развитию его индивидуальности (индивидуальных познавательных процессов, творческих способностей, интересов, стиля познания, поведения, темпа учебной деятельности в ситуации выбора).
  • Образовательные: актуализировать и обогатить субъективный опыт учащихся в восприятии лирики В.Берестова и М.Баинова.
  • Воспитательные: воспитывать потребность учащихся в обогащении нравственными, культурными ценностями.

Оборудование:

  • конверты с заданием групповой деятельности,
  • чистые листы для творческой работы,
  • аудиозапись (Глинка “Разлука”, мелодия чатхана),
  • лист с текстом (стихотворение М.Баинова),
  • портрет В. Берестова, чатхан,
  • запись рифмующихся слов для творческой работы,
  • ряд слов-ассоциаций к понятию “разлука”,
  • цветовая палитра.

I. Организационный момент (1 минута)

Учитель:

Я рада видеть каждого из вас!
И пусть прохладой осень в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

II. Мотивация (5 минут)

Учитель рассказывает притчу.

На одном острове обитала необычная жительница – Дружба. Когда началось наводнение, она стала просить о помощи. Мимо проплывала величественная ладья с Роскошью.
– Роскошь, – обратилась к ней Дружба. – Возьми меня с собой, пожалуйста.
– Нет, в моей ладье столько добра, тебе нет здесь места!
Тогда Дружба решила обратиться к Печали, которая проплывала недалеко от острова:
– Возьми меня в лодку, прошу тебя!
– Ах, мне нужно побыть одной, мне так грустно, – ответила Печаль и уплыла.
Тогда Дружба стала умолять Счастье взять ее на борт корабля. Но счастье было так поглощено собою, что даже не заметило дружбы.
Лишь один Старец взял Дружбу с собой. Когда они приплыли к берегу, Старец пошел своей дорогой. Осознавая, насколько Дружба обязана ему, она крикнула:
– Скажи, кто ты?
И услышала ответ мудреца:
– Это было Время.
– Время? Но зачем оно помогало мне?
– Потому что только время может оценить, насколько крепка дружба.

Учитель: Что можно сказать об услышанном?

Дети: Мне понравилась притча.
– Вывод мудреца правильный.

Учитель: А вы согласны, что дружба проверяется временем?

Дети: Да, если дружба крепкая, она не пройдет с годами.

Учитель: Как вы думаете, из-за чего прервалась дружба двух ваших ровесников?

Дети: Из-за предательства.
– Из-за того, что им друг с другом стало неинтересно.
– Так сложились обстоятельства.

Учитель открывает запись на доске:

Валентин Берестов

РАЗЛУКА

Звучит музыка Глинки “Разлука”.

Учитель: Так что же все-таки произошло?

Дети: Произошла разлука.

III. Актуализация субъектного опыта учащихся через групповую работу аудиалов, визуалов, кинестетиков (5 минут)

Учитель: Какие ассоциации возникают у вас при слове “разлука”? У каждой группы в конверте задание. Обсудите его совместно, пожалуйста, и будьте готовы через некоторое время озвучить свой ответ.

1. Задание группе визуалов.

Какой из предложенных цветов ассоциируется у вас со словом “разлука”? Помести его на цветовую палитру. Объясни свой выбор (в конверте помещены лист с заданием, 10 образцов цветной бумаги на клеящейся основе, лист-фон).

2. Задание группе аудиалов.

С какими словами у вас ассоциируется слово “разлука”? Запишите их (в конверте лист с заданием и чистый лист).

3. Задание для кинестетиков.

Из предложенных образцов ткани выберите те, которые ассоциируются у вас со словом “разлука”. Объясните свой выбор (в конверте прилагаются образцы саржи, ворсистой шерсти, натурального шелка, ватина).

Идет проверка групповой работы. Заслушиваются ответы детей. На доску помещают цветовую палитру; ассоциативный ряд слов: печаль, грусть, расставание, тоска, воспоминания; образцы ткани.

IV. Изучение нового материала (25 минут)

Учитель: Так представляете разлуку вы. А интересно вам узнать, как описывает детскую разлуку Валентин Берестов? (Дети утвердительно кивают). Тогда откройте учебник на 80-й странице и самостоятельно прочтите стихотворение “про себя”.

V. Самостоятельная работа с учебником (2 минуты)

Беседа после прочтения стихотворения (10 минут).

Учитель: Понравилось стихотворение?

Дети: Да.

Учитель: Какое чувство оно у вас вызывает?

Дети: Грусть, жалость, боль; я сопереживаю друзьям.

Учитель: Чем вызвана грусть лирического героя? Найдите, как об этом говорится в тексте.

Дети: Друг увезен родителями (перечитывают фразу: “Ты говоришь: “Уехал он!”, а это значит – увезен!”).

Учитель: Сколько лет друзьям?

Дети: 10.

Учитель: Видит ли десятилетний мальчик спасение от разлуки в письмах? Зачитайте, как об этом говорит Валентин Дмитриевич Берестов.

Дети: Нет. Берестов пишет: “Не по душе и не с руки над письмами трудиться, хоть буквы очень велики, да нет конца странице. Пусть ты испишешь всю тетрадь, но с другом вам не поиграть”.

Учитель: Почему разлука называется безнадежной?

Дети: Потому что у друзей нет возможности видеться, играть, а через письма у них не получается дружить.

Учитель: Какой вывод делает мальчик?

Дети: Без игры нет дружбы.

Учитель: А сколько всего выводов можно обнаружить в этом стихотворении? Озвучьте их.

Дети: Два. Первый: детская разлука безнадежна. Второй: “…без игры и дружбы нет, когда друзьям по 10 лет…”.
– Вывод мудреца правильный.

Учитель: Вы согласны с выводом В.Д. Берестова?

Дети: Я не согласна. Друзья могут общаться по телефону, с помощью писем. Игра – это еще не все.
– А я согласен. Письма и разговоры по телефону не заменят живого общения. Главное – видеться, играть. Тогда и дружба будет крепнуть.

Учитель: Похож лирический герой на вас – современных четвероклассников?

Дети: Да, он наш ровесник.
– Не совсем похож. Сейчас открыты средства общения через компьютер, телефон. Можно поддерживать дружбу, не только играя.
– Я думаю, похож, т.к. мы тоже зависим от поступков своих родителей.

Учитель: Как вы думаете, почему взрослый поэт, Валентин Берестов, создал стихотворение о детской разлуке?

Дети: Он сам ее испытал. Когда ему было 13 лет, началась Великая Отечественная война. Многие его друзья разъехались.

VI. Физминутка (1 минута)

Учитель:

Класс сегодня дал ответ:
Без игры и дружбы нет.
Что ж, теперь мы отдыхаем.
На уроке поиграем.
Чтоб выразительно читать, будем голос развивать.
Вот она, игра-наука. Покажите жестом, звуком.

(Дети показывают действия с помощью жестов и звуков)

В небе самолет летел,
Оглушительно ревел,
А внизу так много звуков:
Кто-то пел, а кто – мяукал,
Кто-то хрюкал, кто-то топал
Кто-то крыльями захлопал,
Кто-то бегал и кричал
И глазищами вращал,
Ну а кто-то, тихо-тихо!
Был без голоса – молчал.

Учитель: Продолжаем работу. Подготовьте выразительное чтение стихотворения (индивидуальная самостоятельная работа).

VII. Выразительное чтение, оценивание (3 минуты)

VIII. Работа со стихотворением М.Р. Баинова (9 минут)

Учитель: Тема разлуки не нова в творчестве поэтов. У вас на столе еще одно стихотворение – произведение хакасского поэта Моисея Романовича Баинова “Прощанье…”. Ознакомьтесь с отрывком из этого стихотворения самостоятельно (дети читают текст молча):

Прощанье, как грустное ржанье
Отставших табунных коней,
При лунном пустынном сиянии
Безбрежных холодных полей.
Пускай завывают бураны,
Пусть будет нелегким мой путь,
Но нежное пенье чатхана,
Мой друг, никогда не забудь…

Учитель: Понравилось стихотворение?

Дети: Да.

Учитель: А какие слова вам были непонятны?

Дети: Мне непонятно слово “чатхан”.

Учитель: Может кто-нибудь объяснить?

Дети: Да, это музыкальный инструмент.

Учитель: Посмотрите, как он выглядит (учитель показывает хакасский музыкальный струнный инструмент – чатхан, дополняет значение слова). Послушайте, как он звучит (аудиозапись). А теперь поработайте в парах, ответив на 3 вопроса. А после мы подведем итог этой работы (самостоятельная работа в парах).

IX. Подведение итогов самостоятельной работы

Учитель: А теперь подведем итог: я озвучу ваши вопросы, а вы ответьте. Каким сравнением пользуется автор, описывая прощание?

Дети: Баинов сравнивает его с грустным ржанием коней.

Учитель: Какими эпитетами пользуется Моисей Романович? Зачитайте.

Дети: “Безбрежные поля”, “пустынное сиянье”, “нежное пенье”.

Учитель: Как вы думаете, а безнадежна ли разлука с другом в этом стихотворении?

Дети: На первый взгляд, все действительно мрачно: Баинов говорит о пустынном сиянии, холодных полях, нелегком пути, но в конце настроение меняется: появляется нежное пение чатхана, поэтому есть надежда.

Учитель: Вы правы. Посмотрите, как заканчивается произведение (открывает запись):

…И снова, как было когда-то,
На тропке ты встретишь меня.

X. Рефлексия. Групповая и индивидуальная творческая деятельность (7 минут)

Учитель: Да, мы увидели, что наша земля богата талантами. Я уверена, что каждый из вас тоже талантлив. Предлагаю составить свое небольшое стихотворение, связанное с темой урока. У вас есть выбор: вы можете работать индивидуально или объединиться в группу. Вам помогут рифмы, развешанные по классу:

сказать
играть
не расставаться
улыбаться
дружить
жить

Идет самостоятельная работа. При проверке дети зачитывают свои четверостишия. Одно из них:

Мне хочется вам всем сказать:
Умейте дружбой дорожить
Умейте искренне играть
И без предательства дружить.
Желаю вам не расставаться,
А только обретать друзей,
Желаю чаще улыбаться
И с радостью встречать гостей.

XI. Домашнее задание (2 минуты)

Учитель: Какое из заданий, связанное со стихотворением В. Берестова “Разлука”, вам хочется получить?

Варианты:

  1. выучить стихотворение наизусть;
  2. создать к стихотворению рисунок;
  3. выразительно прочитать;
  4. составить письменное сообщение о жизни и творчестве В.Д. Берестова.

Учитель: Всем спасибо!

Анализ урока

Урок литературного чтения “Разлука в творчестве поэтов (на примере произведений В. Берестова и М. Баинова)” – двенадцатый урок главы “Крутим, барабан времени”. Данный урок изучения нового материала подчинен следующим целям:

  • Педагогическим (обучения, воспитания, развития учащихся);
  • Развития образовательного процесса;
  • Профессионального и личностного развития учителя.

Педагогические цели предполагают постановку задач развития, образования и воспитания.

  • Развивающие задачи: на основе выявления индивидуальных особенностей каждого ребенка содействовать развитию его индивидуальности (индивидуальных познавательных процессов, творческих способностей, интересов, стиля познания, поведения темпа учебной деятельности в ситуации выбора).
  • Образовательные задачи: актуализировать и обогатить субъективный опыт учащихся в восприятии лирики В. Берестова и М. Баинова.
  • Воспитательные: воспитывать потребность учащихся в обогащении нравственными, культурными ценностями.

В соответствии с поставленными задачами мною выбраны и осуществлены следующие формы организации работы детей:

  • индивидуальная работа (работа с учебником при первичном восприятии стихотворения В. Берестова; декламация с предварительной подготовкой стихотворения “Разлука”, восприятие стихотворения М. Баинова, индивидуальная творческая работа на этапе рефлексии);
  • групповая работа (работа в группах аудиалов, визуалов, кинестетиков при актуализации субъективного опыта, работа в парах при осмыслении содержания и литературных приемов стихотворения М. Баинова, групповая творческая деятельность);
  • фронтальная работа (беседа, связанная с осмыслением притчи, восприятием содержания и анализа стихотворения В. Берестова);
  • дифференцированная работа (групповая работа аудиалов, визуалов, кинестетиков, творческое задание по выбору, дифференцированные домашние задания);
  • самостоятельная работа (работа с учебником, подготовка к декламации стихотворения Берестова, первичное восприятие стихотворения Баинова творческая работа на этапе рефлексии, выбор домашнего задания).
  • Исходя из особенностей личностно-ориентированного урока изучения нового материала я определила следующую структуру его содержания:
        1. Организационный момент (1 мин.)
        2. Мотивация (5 мин.).
        3. Актуализация субъективного опыта учащихся (5 мин.).
        4. Изучение нового материала (25 мин.).
        5. Рефлексия (7 мин.).
        6. Домашнее задание (2 мин.).

Учитывая задачи и содержание личностно-ориентированного урока, считаю необходимым использование следующих методов:

  • С целью выявления групп аудиалов, визуалов и кинестетиков применен диагностический метод.
  • Работа в группах строилось на применении поискового, исследовательского метода.
  • При объяснении значения, слова “чатхан” (работа с произведением М.Р. Баинова) использован объяснительно-иллюстрированный метод.

Согласно классификации Е.Н. Степанова по личностно-ориентированному обучению, был применен метод диалога (беседа о притче, анализ лирики Берестова и Баинова), рефлексивный метод (творческая самостоятельность учащихся, обобщающих полученные знания в собственном стихотворении), метод создания ситуации выбора и успеха (дифференциация творческой работы и домашнего задания).

Содержание урока, на мой взгляд, отвечает требованиям дидактического принципа доступности (лирический герой Берестова – ровесник четвероклассников, понятия игры и дружбы близки детям, региональный компонент традиционен для уроков, а значит, доступен и понятен детям).

Принцип научности находит отражение в соответствии темы урока с УМК, тематическим планированием, использовании терминов (“эпитеты”, “образное сравнение”, “чатхан” и др.), в построении диалога при работе с произведением.

Имеет место наглядность (конверты с заданием для работы групп, чатхан, наличие записанных рифм для творческой работы, оформление ассоциативного ряда слова “разлука”).

По классификации Е.Н. Степанова, содержание урока отвечает принципам самоактуализации, индивидуальности, выбора, творчества, поддержки.

Таким образом, считаю, что содержание урока соответствует поставленным целям, задачам. Формы работы, методы организации деятельности отражают направленность на личность: на становление и проявление индивидуальности, развитие творческих способностей, формирование положительной Я-концепции.