Урок черчения в 9-м классе по теме: "Общие сведения о разрезах (с использованием программы "КОМПАС-3D")"

Разделы: Информатика, Технология


Урок №1.

Тема: “Общие сведения о разрезах”.

I. Дидактическое обоснование урока

Цели:

1. Обучающие:

1.1. Способствовать формированию представления о графическом изображении - “разрез” и его назначении.
1.2. Способствовать осознанию существенного отличия разреза от сечения.
1.3. Способствовать запоминанию основной терминологии (разрезы: простые и сложные; фронтальные, горизонтальные, профильные).
1.4.Создать условия для формирования знаний и умений построения разрезов, используя компьютерные возможности.

2. Развивающие:

2.1. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (анализ, сравнение, умение делать выводы, работать по алгоритму, доказывать, объяснять понятия).
2.2. Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (ориентировка в пространстве).
2.3. Способствовать развитию речи учащихся.
2.4. Создать условия для развития познавательного интереса.

3. Воспитательные:

3.1. Способствовать формированию уважительного отношения к товарищам (умение слушать и слышать).

Методическое оснащение урока:

1. Материально-техническая база:

  • кабинет информатики;
  • компьютеры;
  • демонстрационный телевизор.

2. Дидактическое обеспечение:

  • рабочая тетрадь;
  • материал для контроля знаний.

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • частично- поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная;
  • индивидуальная.

Тип урока:

  • интегрированный;
  • комбинированный.

II. Ход урока

1. Организационный момент:

  • приветствие;
  • проверка явки учащихся;
  • заполнение учителем классного журнала;
  • проверка готовности учащихся.

2. Актуализация знаний учащихся:

Вопросы:

1). Какое графическое изображение изучали на предыдущих уроках?
2). Какие изображения называются сечениями?
3). С какой целью их применяют?

3.Сообщение темы и цели урока.

Доведение до учащихся плана урока:

а) изучение нового материала;
б) проверка понимания (закрепление знаний);
в) подведение итогов.

4. Изложение нового материала.

4.1.Разрезы как способ выявления внутреннего устройства предмета.

Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним видом графических изображений - “Разрезами”.

(Показ презентации на демонстрационном мониторе (телевизоре)(Приложение 1)).

Рассмотрим получение разреза (Рис. 1-4).

Деталь мысленно рассекается секущей плоскостью, передняя часть детали, расположенная между наблюдателем и секущей плоскостью, как бы удаляется. (Показать на примере, используя возможности программного пакета “Компас-3D”). Затем деталь проецируется на фронтальную плоскость проекции. (Рис.5) Фигура сечения, находящаяся в секущей плоскости и входящая в состав разреза:

  • обводится сплошной основной толстой линией

Почему?

(Контур стал видимым);

  • выделяется штриховкой. (Рис.6)

Таким образом:

разрезом называется изображение, полученное при мысленном рассечении детали одной или несколькими секущими плоскостями. В разрезах показывается то, что получается в секущей плоскости и за ней (запись в тетради).

4.2. Проверка понимания (Вывод).

Вопросы:

-С какой целью применяют разрезы на чертеже?

(Назначение разрезов:
-увеличение наглядности чертежа;
-облегчение его чтения).

4.3. Установление различий между сечением и разрезом.
Вопросы и задания:

-Рассмотрите внимательно изображения. (Рис.7-9)
-Вспомните, что называется сечением, а что – разрезом.
-Определите вид изображений и напишите отличия.

Графические изображения

Сечение

Разрез

Номер изображения

2

1

Отличия Изображают только фигуру, находящуюся в плоскости сечения Изображают фигуру, находящуюся в плоскости сечения, и то, что расположено за ней

4.4.Виды разрезов.

Сложные разрезы не изучаются в курсе школьной программы.

4.4.1. Знакомство с выполнением разреза на примере детали.
Рассмотрим получение разрезов на примере детали (Рис. 10).

Работа учащихся за компьютерами.

Проговаривание плана и запись его в тетради.

  • Открыть “Сетевое окружение”, “Server”, папка “Ученики”, “Деталь”. (Данные о кнопках вносим в словарь).
  • -вспомогательная геометрия (панель переключений); Рис. 10
  • -смещённая плоскость (компактная панель, инструментальная страница);
  • указать грань, параллельно которой необходимо выполнить разрез – со стороны главного вида (параллельно фронтальной плоскости проекций);
  • -смещение установить -20 –половина ширины детали (панель свойств);
  • - изменить направление (панель свойств);
  • -создать объект (панель свойств);
  • -редактирование детали (панель переключений);
  • -сечение поверхностью (компактная панель, инструментальная страница);
  • -в дереве построений выделить (смещённая плоскость 1);
  • -направление обратное;
  • создать;
  • - установить ориентацию (справа);
  • найдите на чертеже (Рис. 11) (Демонстрационный телевизор) соответствующий разрез (на какой плоскости проекции он расположен);

  • сделайте вывод, какой разрез можно назвать фронтальным.

 

Фронтальный разрез получается при мысленном рассечении детали секущей плоскостью, параллельной фронтальной плоскости проекций (Рис. 12).

  • Закрыть не сохраняя.

6. Физкультминутка для глаз.

В среднем темпе проделать три – четыре круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть в даль на счёт 1 – 6. повторить 1 -2 раза.

6. Практическая работа (на компьютере):

6.1. Вводный инструктаж:

6.1.1. Построение профильного разреза:

  • по записанному в тетрадях плану постройте профильный разрез (указываем грань параллельно виду слева, т.е. параллельно профильной плоскости проекций);
  • найдите на чертеже соответствующий разрез (на какой плоскости проекции он расположен?);
  • сделайте вывод, какой разрез можно назвать профильным.

6.1.2. Построение горизонтального разреза:

  • по плану постройте горизонтальный разрез (указываем грань параллельно виду сверху, т.е. параллельно горизонтальной плоскости проекций);
  • найдите на чертеже соответствующий разрез (на какой плоскости проекции он расположен?);
  • сделайте вывод, какой разрез можно назвать горизонтальным.

6.2. Самостоятельная работа.

6.3.Текущий инструктаж (по ходу работы):

  • соблюдение правил техники безопасности;
  • инструктирование по выполнению задания.

6.4. Целевые обходы:

  • оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания ученикам;
  • контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
  • рациональное использование учебного времени.

6.5.Проверка работы:

  • анализ выполнения самостоятельной работы;
  • проверка записей в тетради:

профильный разрез получается при мысленном рассечении детали секущей плоскостью, параллельной профильной плоскости проекций (Рис. 13);

горизонтальный разрез получается при мысленном рассечении детали секущей плоскостью, параллельной горизонтальной плоскости проекций (Рис. 14).

7. Подведение итогов.

7.1. Проверка понимания.

Вопросы:

  • Какие изображения используются для выявления внутренней формы изделия (детали)?
  • Как вы поняли понятие “разрез”?
  • В чём особенность простых разрезов?
  • Какие простые разрезы мы сегодня рассматривал?

7.2. Сообщение о достижении цели урока.

7.3. Выставление отметок.

8. Инструктаж по выполнению домашнего задания:

  • по учебнику А.Д. Ботвинников “Черчение” 7-8 класс §23.1 -23.3, § 24.2;
  • на стр.139 задание (заполните таблицу, по виду и разрезу найдите наглядные изображения);
  • на стр. 142 задание (заполните таблицу, по виду и разрезу найдите наглядные изображения и профильные разрезы).

9.Уборка рабочих мест.