Урок №1.
Тема: “Общие сведения о разрезах”.
I. Дидактическое обоснование урока
Цели:
1. Обучающие:
1.1. Способствовать формированию представления
о графическом изображении - “разрез” и его
назначении.
1.2. Способствовать осознанию существенного
отличия разреза от сечения.
1.3. Способствовать запоминанию основной
терминологии (разрезы: простые и сложные;
фронтальные, горизонтальные, профильные).
1.4.Создать условия для формирования знаний и
умений построения разрезов, используя
компьютерные возможности.
2. Развивающие:
2.1. Способствовать овладению основными
способами мыслительной деятельности учащихся
(анализ, сравнение, умение делать выводы,
работать по алгоритму, доказывать, объяснять
понятия).
2.2. Способствовать развитию сенсорной сферы
учащихся (ориентировка в пространстве).
2.3. Способствовать развитию речи учащихся.
2.4. Создать условия для развития познавательного
интереса.
3. Воспитательные:
3.1. Способствовать формированию уважительного отношения к товарищам (умение слушать и слышать).
Методическое оснащение урока:
1. Материально-техническая база:
2. Дидактическое обеспечение:
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- частично- поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная;
- индивидуальная.
Тип урока:
- интегрированный;
- комбинированный.
II. Ход урока
1. Организационный момент:
- приветствие;
- проверка явки учащихся;
- заполнение учителем классного журнала;
- проверка готовности учащихся.
2. Актуализация знаний учащихся:
Вопросы:
1). Какое графическое изображение изучали на
предыдущих уроках?
2). Какие изображения называются сечениями?
3). С какой целью их применяют?
3.Сообщение темы и цели урока.
Доведение до учащихся плана урока:
а) изучение нового материала;
б) проверка понимания (закрепление знаний);
в) подведение итогов.
4. Изложение нового материала.
4.1.Разрезы как способ выявления внутреннего устройства предмета.
Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним видом графических изображений - “Разрезами”.
(Показ презентации на демонстрационном мониторе (телевизоре)(Приложение 1)).
Рассмотрим получение разреза (Рис. 1-4).
Деталь мысленно рассекается секущей плоскостью, передняя часть детали, расположенная между наблюдателем и секущей плоскостью, как бы удаляется. (Показать на примере, используя возможности программного пакета “Компас-3D”). Затем деталь проецируется на фронтальную плоскость проекции. (Рис.5) Фигура сечения, находящаяся в секущей плоскости и входящая в состав разреза:
- обводится сплошной основной толстой линией
Почему?
(Контур стал видимым);
- выделяется штриховкой. (Рис.6)
Таким образом:
разрезом называется изображение, полученное при мысленном рассечении детали одной или несколькими секущими плоскостями. В разрезах показывается то, что получается в секущей плоскости и за ней (запись в тетради).
4.2. Проверка понимания (Вывод).
Вопросы:
-С какой целью применяют разрезы на чертеже?
(Назначение разрезов:
-увеличение наглядности чертежа;
-облегчение его чтения).
4.3. Установление различий между сечением и
разрезом.
Вопросы и задания:
-Рассмотрите внимательно изображения. (Рис.7-9)
-Вспомните, что называется сечением, а что –
разрезом.
-Определите вид изображений и напишите отличия.
Графические изображения | Сечение |
Разрез |
Номер изображения | 2 |
1 |
Отличия | Изображают только фигуру, находящуюся в плоскости сечения | Изображают фигуру, находящуюся в плоскости сечения, и то, что расположено за ней |
4.4.Виды разрезов.
Сложные разрезы не изучаются в курсе школьной программы.
4.4.1. Знакомство с выполнением разреза на
примере детали.
Рассмотрим получение разрезов на примере детали
(Рис. 10).
Работа учащихся за компьютерами.
Проговаривание плана и запись его в тетради.
- Открыть “Сетевое окружение”, “Server”, папка “Ученики”, “Деталь”. (Данные о кнопках вносим в словарь).
- -вспомогательная геометрия (панель переключений); Рис. 10
- -смещённая плоскость (компактная панель, инструментальная страница);
- указать грань, параллельно которой необходимо выполнить разрез – со стороны главного вида (параллельно фронтальной плоскости проекций);
- -смещение установить -20 –половина ширины детали (панель свойств);
- - изменить направление (панель свойств);
- -создать объект (панель свойств);
- -редактирование детали (панель переключений);
- -сечение поверхностью (компактная панель, инструментальная страница);
- -в дереве построений выделить (смещённая плоскость 1);
- -направление обратное;
- создать;
- - установить ориентацию (справа);
- найдите на чертеже (Рис. 11) (Демонстрационный телевизор) соответствующий разрез (на какой плоскости проекции он расположен);
- сделайте вывод, какой разрез можно назвать фронтальным.
Фронтальный разрез получается при мысленном рассечении детали секущей плоскостью, параллельной фронтальной плоскости проекций (Рис. 12).
- Закрыть не сохраняя.
6. Физкультминутка для глаз.
В среднем темпе проделать три – четыре круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть в даль на счёт 1 – 6. повторить 1 -2 раза.
6. Практическая работа (на компьютере):
6.1. Вводный инструктаж:
6.1.1. Построение профильного разреза:
- по записанному в тетрадях плану постройте профильный разрез (указываем грань параллельно виду слева, т.е. параллельно профильной плоскости проекций);
- найдите на чертеже соответствующий разрез (на какой плоскости проекции он расположен?);
- сделайте вывод, какой разрез можно назвать профильным.
6.1.2. Построение горизонтального разреза:
- по плану постройте горизонтальный разрез (указываем грань параллельно виду сверху, т.е. параллельно горизонтальной плоскости проекций);
- найдите на чертеже соответствующий разрез (на какой плоскости проекции он расположен?);
- сделайте вывод, какой разрез можно назвать горизонтальным.
6.2. Самостоятельная работа.
6.3.Текущий инструктаж (по ходу работы):
6.4. Целевые обходы:
6.5.Проверка работы:
профильный разрез получается при мысленном рассечении детали секущей плоскостью, параллельной профильной плоскости проекций (Рис. 13);
горизонтальный разрез получается при мысленном рассечении детали секущей плоскостью, параллельной горизонтальной плоскости проекций (Рис. 14).
7. Подведение итогов.
7.1. Проверка понимания.
Вопросы:
- Какие изображения используются для выявления внутренней формы изделия (детали)?
- Как вы поняли понятие “разрез”?
- В чём особенность простых разрезов?
- Какие простые разрезы мы сегодня рассматривал?
7.2. Сообщение о достижении цели урока.
7.3. Выставление отметок.
8. Инструктаж по выполнению домашнего задания:
- по учебнику А.Д. Ботвинников “Черчение” 7-8 класс §23.1 -23.3, § 24.2;
- на стр.139 задание (заполните таблицу, по виду и разрезу найдите наглядные изображения);
- на стр. 142 задание (заполните таблицу, по виду и разрезу найдите наглядные изображения и профильные разрезы).
9.Уборка рабочих мест.