Триединые дидактические цели
Образовательная:
- дать детям знания о жизни Защитников Отечества во время воин видами искусств: музыки, поэзии;
- познакомить учащихся с именами – Георгий Победоносец, Илья Муромец, Александр Невский, Никита Кожемяка;
- формировать у учащихся общую историческую культуру;
- познакомить детей с известными военными искусствоведами изображающих образ Защитника Отечества через, музыку, поэзию.
Воспитательные:
- пробудить в душе ребенка любовь к Родине и желание быть ее Защитником, воспитывать волю, мужество, справедливость, доброту, честность, выносливость на основе: интересного плана-конспекта внеклассного занятия, репродукции героев Великой Отечественной войны, аудио записи музыки известных композиторов из отечественных кинофильмов о войне;
- воспитывать у учащихся нравственно-эстетические чувства;
- воспитывать дисциплинированность у детей во время проведения внеклассного занятия;
- воспитывать толерантность.
Развивающие:
- развивать любовь к Родине на исторических примерах беззаветного служения русских героев на благо своей Родины;
- развивать воображение, кругозор и эрудицию младших школьников,
- накапливать у детей исторические факты о подвигах русского народа по защите своего Отечества;
- развивать ассоциативное мышление учащихся;
- развивать у детей умение слушать предложенный материал внеклассного занятия, умение осмыслить его и выделить главную мысль.
Положение о проведении внеклассного занятия
- Место проведения занятия школьный класс.
- Время проведения занятия 45 минут.
- Занятие проводит учитель класса.
Подготовлено к внеклассному занятию:
1. План-конспект внеклассного занятия;
- сообщение Левитана о начале войны;
- записи песен С. Прокофьева;
- репродукция картин: “Три Богатыря”, “Александр Невский”, “Илья Муромец”;
- Изображение Иисуса Христа, Георгия Победоносца;
Цель внеклассного занятия (для детей):
- в нестандартной обстановке внеклассного занятия детям следует прочувствовать то, что пережили люди, защищавшие Родину в Великую Отечественную войну и радость Победы через синтез искусств: поэзия, музыка.
Цель внеклассного занятия (для ведущего):
- дать основные понятия детям о жизни людей во время Великой Отечественной войны, в тылу и на фронте.
I. Организационный момент.
Ведущий: - Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу у вас внеклассное занятие на тему “Защитник Отечества”. Уберите с парт тетради и учебники, вам сейчас ничего не понадобиться.
II. Объяснение нового материала.
Ведущий: - “О светло светлая и украсно украшена земля Русская! Ты многими красотами удивлена еси: озерами, реками и кладязьями, горами крутыми, дубравами чистыми, городами великими. Всего исполнена земля Русская…” Это строки древнего русского летописца. Именно Защитникам Отечества и посвящен наш сегодняшний урок.
Защита Родины считалась высшей обязанностью и священным долгом человека во все времена. Для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет и не будет ничего, дороже Отчизны. Вот почему уже две тысячи лет человечество воспевает образ защитника Родины. Ему посвящают свои творения скульпторы и художники, поэты и композиторы. Познакомимся сегодня и мы с некоторыми из них, а так же выясним, каков он – идеал Защитника Отечества.
Посмотрите на репродукцию старинной русской иконы xv века, созданной новгородским художником. Кто здесь изображен?
Ответ: - Всадник на коне, сражающий со змеем.
Ведущий: - Встречались ли вы раньше с подобным изображением всадника? Вы знаете, что это за воин?
Ответ: - Это Георгий Победоносец. Он изображен на старинном гербе Москвы, а еще на монетах.
Ведущий: - В основе этой иконы лежит красивое предание: “В одной стране на дне глубокого озера поселился огромный змей, который выходил из озера и пожирал людей. Народ той страны не верил в Бога (Иисуса Христа), а поклонялся каменным богам – идолам. Царь решил договориться со змеем, пообещав ему ежегодно приносить в жертву по ребенку. Однажды пришел черед и его дочери. Девушка стояла на берегу озера и горько плакала, ожидая своей участи. Но вдруг появился всадник на прекрасном белом коне и совершил настоящее чудо. Он храбро сразился со змеем и, пронзив его копьем, сказал людям: “Не бойтесь ничего на свете и веруйте только в одного Господа – Иисуса Христа!” С тех пор народ той земли принял христианскую веру, а на месте битвы Георгия со змеем построили храм Господний”. “Чудо Георгия о змие” - так называется это удивительное творение мастера, имя которого, к сожалению, осталось неизвестным. Змей изображен на темном фоне- символ Дьявола, тьмы, зла. Золотой цвет нимба над головой всадника указывает на его святость. Белый же цвет в изображение коня символизирует силу Истины. Как Вы думаете, что означает красный цвет плаща Георгия на языке иконописи?
Ответ: - Наверное, красный цвет – цвет справедливости.
Ведущий: - Ты прав. Взгляните на скульптурное изображение святого Георгия, выполненное великим итальянским мастером эпохи Возрождения Донателло. Как вы думаете, какие черты характера воина – защитника воплотил скульптор?
Ответ: - Мне кажется, что скульптор хотел показать мужество, силу и уверенность в победе этого героя.
Ведущий: - А теперь обратим наше внимание на репродукцию картины русского художника XX века Павла Корина. Вам, конечно, уже знакома эта картина. Ребята, кто этот воин?
Ответ: - Александр Невский.
Ведущий: - Правильно. Князь Александр Ярославович – один из наиболее почитаемых и любимых в народе героев – защитников Земли Русской. Чем же они заслужили такую славу?
Ответ: - Он со своей дружиной одержал победу над шведскими войсками на реке Неве, за что и получил имя – Александр Невский.
Ведущий: - Каким вам кажется Александр Невский на картине Павла Корина?
Ответ: - Мужественным, спокойным, сильным. Фигура князя собранная и подтянутая, грозная и величественная. На нем тяжелые доспехи. Он опирается на меч и готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную землю.
Ведущий: - Что в картине говорит о том, что перед нами русский воин?
Ответ: - Пейзаж с русскими церквями.
Ведущий: - А какая цветовая гамма использована в картине и почему?
Ответ: - Краски суровые, мрачные. Потому что было суровое военное время.
Ведущий: - Незадолго до начала Великой Отечественной войны на экраны страны вышел кинофильм “Александр Невский”. Музыка С. Прокофьева, звучавшая в этом фильме, стала известной во всем мире. Кто такие богатыри?
Ответ: - Богатыри – это сильные люди.
Ведущий: - Только ли сильные? Вокруг нас много сильных людей, значит, все они богатыри? Давайте не будем торопиться с ответом, а посмотрим на репродукцию картины русского художника В. Васнецова “Богатыри”. Кто на ней изображен?
Ответ: - Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.
Ведущий: - Вам они хорошо знакомы? Скажите, все ли они физически сильны? Попытайтесь, глядя на картину, принять позу каждого, “примерить” их выражение лиц. Как вы думаете, каков Добрыня, а каков Алеша?
Ответ: - Здесь не все сильные. Илья – самый сильный, а Алеша хитроват.
Ведущий: - Вслушайтесь в слово “богатырь”. Как вы думаете, от какого слово оно произошло?
Ответ: - “Богатый”, “ходит под Богом”, “Богом данный дар”.
Ведущий: - Очень интересный ответ. Каков же дар дан каждому из них?
Ответ: - Одному – сила, другому – ум, третьему – доброта.
Ведущий: - А что, по – вашему, важнее для человека из этих 3-х начал? Нужна ли человеку сила, если нет ума-разума? А ум без доброты, что принесет человечеству?
Ответ: - Зло, несчастье.
Ведущий: - Так что же делает человека поистине богатым?
Ответ: - Все вместе: и сила, и ум, и доброта.
Ведущий: - Вот, оказывается, кто таков настоящий Богатырь!
III. Подведение итогов.
Ведущий: - На сегодняшнем уроке было представлено много разных произведений искусства. Что же их объединяет?
Ответ: - Все они рассказали нам о войнах, Защитниках Отечества.
Ведущий: - Так каким же должен быть настоящий Защитник Отечества?
Ответ: - Сильным, справедливым, преданным Родине, мужественным, выносливым, добрым, честным.
Ведущий: - Как вы думаете Защитником Отечества могут быть только взрослые?
Ответ: - Нет, не только взрослые, но и дети.
Ведущий: - Ребята, в заключении нашего урока мне хочется пожелать вам стать такими же доблестными, преданными Родине, настоящими Защитниками Отечества, о каких вы узнали сегодня на уроке.