Единица содержания – применение правила постановки или непостановки тире в конкретных предложениях.
Обучающая цель – восстановление способа применения правила постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Развивающая цель – расширение известного учащимся правила о постановке тире между подлежащим и сказуемым на примерах из произведений русских поэтов символистов.
1. Запись под диктовку предложения: “В своих взглядах на литературу Мережковский отстаивал три элемента новейшей поэзии: “мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности”, а Бальмонт – утонченность способов выражения чувств и мыслей”.
Самопроверка по записанному на доске тексту. Работа со встретившимися в тексте орфограммами, объяснение знаков препинания: двоеточия, кавычек, тире.
2. Найти тире в стихотворении В. Брюсова “Юному поэту” и объяснить его постановку. (Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными: “только грядущее – область поэта”).
Запись темы урока: “Тире между подлежащим и сказуемым”.
3. Прочитайте стихотворение Д. Бедного “Мой стих” и сравните строки:
“Я не служитель муз” и “Я – выразитель верный”. Почему в одном случае тире ставится, а в другом нет? Какова же цель нашего урока? (Вспомнить, в каких случаях необходима постановка тире между подлежащим и сказуемым).
4. Анализ записанных на доске предложений.
Прочитайте данные предложения и сделайте вывод о
причинах постановки тире между подлежащим и
сказуемым. На что нужно при этом обращать
внимание?
(На то, чем выражены подлежащее и сказуемое в этих
предложениях).
- Мое единое отечество – моя пустынная душа (К. Бальмонт).
- Цель символизма – рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение (В. Брюсов).
- Быть с людьми – какое бремя! (Ф. Сологуб).
- Пессимизм и полное безучастие к действительности, страстный порыв куда – то вверх, в небо, и сознание своего бессилия – вот основные ноты и темы нашей новой поэзии (М. Горький).
- Самая дурная сторона декадентов – это совершенная разрозненность с действительной жизнью, искажение правды жизни по произволу (И. Бунин).
Ученики делают вывод о постановке тире между
подлежащим и сказуемым, если оба члена выражены
существительным в именительном падеже, если один
из них выражен существительным, а другой –
глаголом в начальной форме, если перед сказуемым
стоят слова это, вот, значит.
5. Познакомьтесь с правилом постановки тире,
изложенном в учебнике на странице 191(“Пособие
для занятий по русскому языку в старших
классах”, авторы В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А.
Чешко, 43 издание, М. Просвещение, 2003.), и сделайте
вывод о том, в каких еще случаях между подлежащим
и сказуемым ставится тире. (Если оба главных
члена выражены глаголом в начальной форме, если
оба выражены числительными, если один из них
выражен числительным, а другой существительным).
6. Анализируем написанные на доске предложения и делаем вывод о том, в каких случаях между подлежащим и сказуемым тире не ставится.
- Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества (А. Волынский)
- Деянья всех людей как тень в безумном сне (В. Брюсов).
- Песня с бурей вечно сестры (В. Брюсов).
- Валерий Брюсов, несомненно, символист.
- Я вольный ветер (К. Бальмонт). Я – изысканность русской медлительной речи (К. Бальмонт).
- Константин Бальмонт тоже символист.
- Демьян Бедный не символист.
Делаем вывод об отсутствии тире между подлежащим и сказуемым, если между ними присутствует связка есть, если подлежащее выражено личным местоимением, кроме тех случаев, когда на местоимение падает логическое ударение, если перед сказуемым стоит отрицательная частица не, один из сравнительных союзов, наречие, союзы также и тоже, вводные слова.
7. Возвращаемся к стихотворению Д. Бедного “Мой стих” и отвечаем на поставленный в начале урока вопрос о постановке тире в данном стихотворении и о его отсутствии.
8. Что же нового мы узнали на этом уроке о постановке тире между подлежащим и сказуемым? (Ученики делают вывод).
9. Работа с карточками. Среди данных предложений найти и отметить только те, в которых необходима постановка тире.
(В профильном классе контроль за усвоением может быть представлен в виде графика (Рисунок1):
1. Предо мною другие поэты ? предтечи (К. Бальмонт).
2. Ты? легкая волна, играющая в море (К. Бальмонт).
3. Сильный тем, что влюблен
И в себя и в других,
Я? изысканный стих (К. Бальмонт).
4. Я ведь? только облачко, полное огня (К. Бальмонт).
5. Наш танец, наш танец ? есть дикая пляска,
Смерть и любовь (К. Бальмонт).
6. И далеких светил вереницы ?
Как виденья прекрасного сна (Ф. Сологуб).
7. Я знаю, друг, дорога ? не длинна (З. Гиппиус)
8. Мне грустно оттого, что мы с тобой ? не двое (В. Брюсов).
9. Этот мир ? иного мира тень (В. Брюсов).
Любовь и смерть ? всегда единый мой ответ (П. Соловьева).
10. Нам Божий мир ? как чуждая обитель,
Угрюмый храм из древних мшистых плит (Ю. Балтрушайтис).