Изменение уклада начальной ступени образования в рамках эксперимента по совершеннствованию структуры и содерджания общего образования

Разделы: Начальная школа, Администрирование школы, Общепедагогические технологии


В последние годы общество возвращается к осознанию первостепенной значимости образования для личности и государства. Качеству подготовки школьников уделяется все больше внимания. Поэтому одной из задач развития образования является изменение структуры содержания образования. В России впервые проводился столь масштабный эксперимент. В 2001 году в него вступило без малого две тысячи образовательных учреждений, почти 200 тысяч учащихся.

Цели эксперимента:

Охрана и укрепление физического и психического здоровья, обеспечение их эмоционального благополучия.

Развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее:

  • побуждение и поддержку детских инициатив во всех ее видах деятельности;
  • обучение навыкам общения и сотрудничества;
  • поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе при безотметочной системе обучения;
  • расширение опыта самостоятельного выбора;
  • формирование учебной самостоятельности /желание и умения учиться, то есть постоянно расширять границы своих возможностей/;

Сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка. [2]

Для себя мы выделили две основных цели, по которым была выстроена работа в течение 4-х лет работы в эксперименте. Это отработка безотметочной системы обучения и укрепление физического и психического здоровья.

Основным направлением сегодняшних реформ является изменение уклада начальной ступени образования. Усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию. Начальная школа должна стать не школой “школой навыка”, а первым опытом ребенка в образовании - местом пробы своих сил, пространством раскрытия личного потенциала и школой взросления.

Из общих целей начального школьного образования можно выделить более частные задачи:

  • использовать только те образовательные технологии, которые способствуют физическому и психическому развитию и поддержанию здоровья детей;
  • создавать учебную общность учащихся и учителя, организуя совместный поиск новых способов действия, сотрудничества и понимания;
  • обеспечить сбалансированность между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников, между совместной и индивидуальными формами работы. [1]

В августе 2001 года в школе произошло родительское собрание “Цели, задачи и ожидаемые результаты эксперимента по совершенствованию структуры и содержания в 12-летней школе в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области”. После которого многие родители утвердились в выборе обучения своего ребенка именно в экспериментальном классе. Так же в августе был составлен экспериментальный учебный план на основе базисного учебного плана начальных общеобразовательных учреждений с русским языком обучения, вариант 2 с сохранением его структуры и количества часов в каждой образовательной области. Пятидневная учебная нагрузка учащихся соответствует требованиям СанПиН.

В период адаптации мною была проведена диагностика “Готовность ребенка к школе”.

Приход ребенка в школу, то есть переход от необязательного обучения, свойственного дошкольному детству к систематическому, вносит в жизнь детей существенные изменения, которые при неблагоприятных условиях могут отрицательно повлиять на состояние детского организма, и так далеко от оптимального. Поэтому обращаю особое внимание на использование игры как структурной части урока. Чаще я использую дидактические игры. Игры с правилами всегда имеют учебную задачу, которую нужно решить. Объединяет игру и учение и одинаковый способ действия, который использует школьник, например, классификацию, сравнение, анализ и др. Игра с правилами, так же как и учебная деятельность, имеет коллективный характер. В процессе игры ребенок учится согласовывать свои действия с партнерами, получать общий результат деятельности.

Отсюда вывод: игра с правилами должна занимать определенное место в начальном обучении, так как способствует формированию новой ведущей деятельности – учебной. [3]

Можно ли учить без оценок? Можно. Можно ли научиться не получая оценок? Тоже можно, при условии, что учащийся как минимум, получает некоторое подкрепление своим усилиям и при этом иметь какую либо потребность в обучении /необходимость или любопытство, или если процесс учения связан для него с положительными эмоциями и т.д./. В начале изучения темы полезно провести стартовую оценку подготовки учащихся. Результаты такой оценки в начальной школе можно отметить с помощью “лесенки достижений”, поместив фигурку, символизирующую исходный уровень владения данным навыком, на ту или иную ступеньку лесенки.

По ходу изучения темы индивидуальные достижения младших школьников удобно фиксировать с помощью линеечек /Т. Дембо, С.Рубинштейн/, особенности применения которых подробно изучены и описаны в книге “Оценка без отметки” Г.А. Цукерман и др. [4] В тетрадях при проверке писала слова поддержки “Молодец”, “Умница”, “Так держать!”, “Будь внимателен”, “Старайся” и т.д. Считаю целесообразным также использование так называемую “холистическую шкалу”, по которой можно оценивать работы по разным параметрам: аккуратность, правильность, точность и т.д. Кроме того, этот вид оценивания развивает у детей самооценку т.к. они сначала оценивают сами себя, а только потом учитель делает свои пометки на этой шкале. Текущие оценки, фиксирующие продвижение младших школьников в освоении всех умений, необходимых для формируемых навыков, заносились в специальный “лист индивидуальных достижений, который заводила на каждого ребенка. Основные навыки дети и учитель фиксировали с помощью уже упомянутых линеечек или, например, закрашивая определенную клеточку – полностью или частично. [4]

В ходе эксперимента выработали следующие критерии оценивания итоговых и контрольных работ по математике:

  • оптимальный уровень – 100% работы выполнено верно
  • допустимый уровень – 80-100% верно
  • критический уровень – от 50-80% выполнено верно
  • недопустимый уровень – ниже 50%

по русскому языку:

  • оптимальный уровень – в работе нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии;
  • допустимый уровень – допущено не более двух орфографических ошибок, работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии;
  • критический уровень – допущено 3-5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо;
  • недопустимый уровень – более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Для младшего школьного возраста характерна кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость длительного восприятия. Поэтому, по мнению учителей и родителей безотметочная система снизила у ребят интерес к обучению. Что мы видим в таблице исследованию школьной мотивации (таблица №1).

Таблица №1

Сводная таблица

Динамика школьной мотивации в течение учебного года

Город, республика Мариинск

Школа МОУ СОШ №7

Класс 1 “б”

Количество детей в классе 19

Программа 2 вариант по системе Л.В. Занкова

Общее количество детей

В классе (n = 19)

Периоды наблюдений
октябрь декабрь апрель
Ко-во детей % Ко-во детей % Ко-во детей %
Суммарный балл

25-30

9 47,4 6 31,5 4 21,1
Суммарный балл

20-24

10 52,6 9 47,4 9 47,4
Суммарный балл

< 14

    4 21,1 6 31,5

Начиная со 2 класса, школьная мотивация становится более устойчивой (таблица №2).

Таблица №2

Сводная таблица

Динамика школьной мотивации в течение учебного года

Город, республика Мариинск

Школа МОУ СОШ №7

Класс 2 “б”

Количество детей в классе 18

Программа 2 вариант по системе Л.В. Занкова

Общее количество детей

В классе (n = 18)

Периоды наблюдений
октябрь декабрь апрель
Ко-во детей % Ко-во детей % Ко-во детей %
Суммарный балл

25-30

13 72,2 9 50 14 78
Суммарный балл

20-24

4 22,3 7 39 3 16,5
Суммарный балл

< 14

1 5,5 2 11 1 5,5

Я считаю потому, что появляются новые предметы и факультативные занятия: информатика, английский язык, “Конструирование и математика”, “Флора нашего города”. В 3 и 4 классах добавился 1 час по предмету “Окружающий мир”. Учащиеся учатся работать с дополнительной литературой, энциклопедиями, приобретают первоначальные навыки конспектирования, оформления рефератов, выступления с сообщениями перед аудиторией сверстников. Собран материал по темам:

Очень заинтересовал детей поисковый метод работы по теме “Великая Отечественная война”, связанный с историей своей семьи, города, области. Эти предметы и факультативные занятия развивали у учащихся кругозор, общую осведомленность, память, внимание, мышление, умение логично и последовательно излагать свои мысли. Готовили ребят к переходу из начальной школы в основную. У детей появилось целенаправленное желание учиться, раскрывать свой внутренний потенциал, проявить себя и свои способности. Развивается самооценка и ответственность.

О сохранении и укреплении здоровья детей хочется сказать отдельно. При поступлении в 1 класс не было ни одного здорового ребенка. Часть из них имело по 2 и даже 3 заболевания. Поэтому введение после второго урока динамической паузы [5] (согласно СанПиН) благоприятно сказалось на общей картине здоровья класса. Прогулки послужили развитию элементов самообслуживания (одеться, застегнуть пуговицы, переобуться, завязать шнурки и т.д.) и развитию мелкой мускулатуры пальцев. Активный отдых, подвижные игры на воздухе вызывало гораздо больший положительный эффект в функциональном состоянии организма. На переменах дети, бегая и прыгая по колючему коврику, массажировали подошву ног. А мы все знаем, что на подошве ног находятся нервные окончания, стимулируя их, улучшается работа всех органов, в том числе и головного мозга. С февраля месяца начинали витаминизацию организма. Всем классом каждый день пили витамины “Ревит” и “Иод-актив”.

На факультативном занятии “Флора нашего города” дети узнавали о пользе лекарственных трав, и каждое занятие заканчивалось фито-чаем.

Все это оказало закаливающее и оздоровительное влияние на организм школьников. Анализируя заболеваемость учащихся за четыре года эта подтверждается тем, что заболеваемость ОРЗ и ОРВи редки.

В рамках эксперимента в классе проводился мониторинг благополучия учащихся и учителей. Велось диагностическое наблюдение за состоянием психического здоровья в начале и конце года по поведенческим реакциям. Анализируя карты наблюдения за учащимися можно сделать вывод, что большинство учеников успешно справлялись с учебной нагрузкой, не было перегрузок учащихся.

В заключении хочется отметить, четырехлетняя начальная школа обеспечивает благоприятную адаптацию ребенка в школе, позволяет снять перегрузку обучающихся и обеспечить благоприятное развитие ребенка с учетом его индивидуальных возможностей. Увеличение срока обучения в начальной школе способствует решению приоритетных целей начального образования – развитие личности школьника, формирование у него умений и желания учиться.

Четырехлетнее обучение в начальной школе оправдывает себя и со стороны комфортности и адаптации учащихся в 5 классе. У ребят не снизилась общая и качественная успеваемость, сохранилось большое желание учиться. (Возможно это проявление того, что четыре года без традиционных отметок усиливают желание детей учиться хорошо и получать отметки в 5 классе)

Над безотметочной системой в начальной школе считаю нужно ещё много работать, так как форм стимулирования и поощрения учащихся очень много, они разнообразны и зависят не только от высокого профессионализма учителя, но ещё и требуют больших затрат времени и сил учителя.

Литература

  1. “Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе” (Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы) Москва – 2001 г., издательская фирма “Сентябрь”.
  2. Материалы для организации и проведения мониторинга эксперимента “Дрофа”, Москва 2001г.
  3. Методические рекомендации по проведению эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования (1 класс четырехлетней начальной школы) Коллегия авторов под руководством О.Е. Лебедевой.
  4. Система оценивания учебных достижений школьников (О.Б. Логинова).
  5. “Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы” (Письмо Минобразования России от 25 сентября 2000г., с дополнением от 20.04.2001г.).