Цели:
- познакомить учащихся с некоторыми государствами, расположенными на материке Евразия, в части света Азия;
- познакомить с древними памятниками этих государств;
- развивать навыки работы с картой, память, внимание, мышление, речь, воображение, интеллект детей;
- прививать интерес к изучению стран Азии, своей страны, воспитать гордость за свою страну, доброе отношение к людям других национальностей.
Оборудование:
- учебники,
- политическая карта мира,
- 2 компьютера,
- компьютерные диски: “Дракоша и занимательная география”, издательство “Media” 2000, “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия” 2003,
- кроссворд,
- словарь С.И.Ожегова,
- карточки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы
начинаем новую тему: “Наш общий дом”. Как вы
думаете, о каком доме мы будем говорить?
Мы будем говорить о нашей большой прекрасной
планете – Земля. Мы с вами будем путешествовать
по разным уголкам Земли. А начнём свои
путешествия прямо сегодня, на нашем первом уроке.
В своё сегодняшнее путешествие я пригласила всем
вам хорошо знакомого героя – Дракошу. Он будет
путешествовать вместе с нами и расскажет нам о
чудесных местах, в которых мы побываем, а в конце
путешествия мы ответим на вопросы, которые
задаст нам Дракоша.
II. Работа над концентрацией внимания на уроке
– Ребята, если мы сегодня будем путешествовать
при помощи компьютера, что нам понадобится
больше всего? Чтобы всё увидеть, запомнить, как мы
будем слушать и смотреть? Правильно, дети, –
внимательно.
Я предлагаю упражнение на развитие внимания:
ЧИТАЕМ И ПОВОРАЧИВАЕМ КНИГУ.
(3 минуты дети читают текст учебника стр. 61 и поворачивают книгу по часовой стрелке).
– Что вы запомнили?
III. Введение в тему
– А теперь один из учеников прочитает нам этот текст более подробно. (Читает)
– Какая наука поможет нам в будущем изучить нашу планету? (География)
– Мы с Дракошей попросили ученика узнать, как поясняет нам Ожегов в своём толковом словаре слово география.
Ученик читает: Комплекс наук, изучающих поверхность Земли с её природными условиями, распределение на ней населения, экономических ресурсов.
– Этот предмет вы будете изучать позже.
IV. Изучение нового материала
– Сегодня мы с Дракошей предлагаем вам посетить одну из самых загадочных частей света – Азию. Мы уже знаем о том, что Азия располагается на материке, соединяющем две части света. О каком материке идёт речь? (Евразия)
– Покажите материк на карте.
Ученик показывает на карте.
– Дракоша расскажет нам о части света Азии. (Читает компьютер)
Азия простирается от Средиземного моря до Тихого океана, занимает свыше трети всей поверхности земного шара и является самой большой частью света. В Азии находится самое большое архитектурное сооружение Земли – Великая Китайская стена. Первые шаги по пути цивилизации были сделаны на Ближнем Востоке. Уже 10000 лет назад здесь небольшими племенами жили люди, занимаясь собирательством и охотой. Они вели кочевой образ жизни, переселяясь с места на место, чтобы добывать себе пропитание. Позже некоторые кочевнические племена стали жить оседло, возделывая зерновые культуры.
– Мне сейчас Дракоша шепнул, прямо перед уроком, что он хотел бы начать путешествие со страны, где по календарю бывает даже целый год Дракона. Может кто скажет, где это? (Китай)
– Давайте послушаем, что нам расскажет Дракоша. (Читает компьютер)
Народная республика Китай. Площадь 9 562 904 квадратных километров. Столица – Пекин. Население 1 177 584 537 человек. Валюта – юань. Язык – китайский.
– Покажите страну на карте.
Дети показывают.
– Мы с вами уже немного знакомы с историей Китая. Вспомните, что мы знаем об этой стране?
Дети вспоминают о том, что в Китае впервые был изобретён компас, шёлк. Вспоминают о жёлтой реке – Хуанхэ, что это самая многонаселённая страна в мире.
– Дракоша приготовил вам небольшую экскурсию по чудесным местам этой страны.
(Компьютер читает: император Цинь Шихуанди 220 г до н.э., Великая китайская стена.)
Великая Китайская стена одно из самых больших и искусных строительно-технических сооружений всех времён. Её строили примерно 10 лет, начиная с 220 года до н. Э. При императоре Цинь Шихуанди. Этот правитель считается одним из величайших деспотов в истории. Некоторые участки оборонительной стены были построены ещё до того в разных воевавших друг с другом маленьких царствах на севере. Цинь Шихуанди набрал целую армию из крестьян, солдат, преступников и политических заключённых, чтобы обновить повреждённые места и соединить эти участки. Так возник сплошной крепостной вал, идущий через горы вдоль границы его империи. Стена была задумана как укрепление против набегов воинственных кочевников – монголов с севера, а также, по всей вероятности, как доказательство власти и величия императора.
– А один из учеников приготовил сообщение о ещё одном чуде – это Терракотовая армия.
Ученик читает сообщение.
В 1974 году неподалёку от города Лингтонг крестьяне, копая колодец, к своему удивлению, наткнулись на фигуры солдат в человеческий рост и лошадей. Благодаря этой случайной находке состоялись раскопки одни из самых, наверное, увлекательных в нашем столетии. На белый свет появились тысячи терракотовых фигур. Эта армия, захороненная рядом с императором Цинь Шихуанди, инициатором строительства Великой Китайской стены – несомненно должна была биться за него в сражениях Царства Смерти.
– В Азии находятся одни из высочайших гор в мире – Гималаи. Найдите их на карте.
(Слушаем компьютер)
Гималаи, где находится 96 из 109 существующих в мире вершин высотой более 7300 м, бесспорно являются величайшей горной грядой на Земле. И хотя южноамериканские Анды образуют более длинную (около 7500 км) горную цепь, они не так высоки. Но факты и цифры – это одно, а приводящий в священный трепет вид Гималаев – совсем другое.
– А кто знает, какая самая высокая вершина Гималаев?
Дети называют, и мы смотрим изображение Эвереста – Джамалунгмы.
– Следующая страна куда мы перемещаемся – Япония. Слушаем сообщение Дракоши, покажем её на карте.
(Слушаем компьютер)
Япония – конституционная монархия. Площадь – 377000 квадратных километров. Столица город Токио. Население – 124 000 000 человек. Официальный язык – японский. Валюта – йена.
– В Японии нас ожидает новое чудо, кто бы вы думали купается в горячих источниках южной Японии?
(Слушаем сообщение компьютера о купающихся обезьянах.)
В суровые зимние холода в Южной Японии можно наблюдать весьма любопытное зрелище. Во время снегопадов маленькие обезьянки – макаки ищут тепла в согретой вулканической деятельностью воде, погрузившись в неё по шею, в то время, как снег покрывает их головы. Однако, вылезая из воды, обезьянки быстро теряют тепло в ледяном воздухе и, в результате, с мокрой шерстью мёрзнут ещё больше, чем если бы не поддались соблазну принять горячую ванну. Но обезьянки достаточно изобретательны и, похоже, выработали “систему дежурств”, отправляя за едой одного-двух посыльных, между тем как остальные ждут в тепле.
Физминутка
– Мы сегодня путешествуем.
Наклоны вперёд, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки вверх.
Вдруг мы видим у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берём
И назад в гнездо кладём.
Бег на носках.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.
– Пролетая над Японией, приземляемся в Индии. Слушаем,что нам сообщает Дракоша.
Индия – республика. Площадь – 3 000 000 квадратных километров. Население – 1000 000 человек. Столица – Нью-Дели. Официальный язык – хинди. Валюта – рупия.
– Здесь мы, пожалуй, задержимся, нас ждут чудесные места этой страны.
Дети вспоминают о Великой империи маголов, йогах. Компьютер рассказывает о Шах-Джахане, Тадж-Махале, Лал-Киле.
В 1629 году, родив на свет 14 ребёнка, супруга индийского Магола умерла. Ей было 36 лет, из которых 17 она была замужем. Султан Шах-Джахан потерял не только любимую жену, но и мудрую политическую советницу. Есть сведения, что он 2 года носил по ней траур (по другим рассказам, его волосы поседели от горя) и дал клятву построить надгробный памятник, достойный памяти жены. Совершенно необычайный, с которым ничто в мире не сможет сравниться, и едва ли можно поспорить с тем, что ему это удалось.
Красный форт, или Лал-Кила обязан своим именем красному песчанику, из которого выстроены его стены. Для разнообразных дворцов и приёмных залов использовались при этом и более благородные материалы, форт был воздвигнут между 1639 и 1648 г. при могольском правителе Шах-Джахане и знаменит своим богатством: мрамором, серебром, а также драгоценной отделкой. С годами многие сокровища исчезли, а некоторые оригинальные постройки были разрушены. То, что осталось, даёт, тем не менее, яркое представление об империи Великих Моголов в период расцвета.
– Улетаем в королевство Саудовская Аравия, называемое “Королевство пустынь”.
Дети рассказывают о том, почему Саудовскую Аравию называют “Королевством пустынь”.
Показываем на карте, слушаем компьютер.
Королевство Саудовская Аравия. Площадь – 2000 000 квадратных километров. Столица – Эр-Рияд. Население – 17 000 000 человек. Официальный язык – арабский. Валюта – саудовский реал.
– И наконец, мы подлетаем к самому большому государству, расположенному сразу на двух частях света, самому северному государству Азии – России. Слушаем Дракошу.
(Рассказывает компьютер)
Российская Федерация. Площадь – 17 000 000
квадратных километров. Столица – Москва.
Официальный язык – русский. Население –
149 000 000 человек. Валюта – рубль.
– Покажите это государство на карте.
– Назовите столицу нашего государства.
– Какое самое чистое в мире пресноводное озеро находится на территории азиатской части России.
Дети вспоминают и рассказывают об озере Байкал, о том, что Россия самая северная страна Азии.
(Смотрим иллюстрации, слушаем рассказ компьютера.)
Озеро Байкал. При описании озера всё время
приходится прибегать исключительно к
превосходным степеням. Ему около 25 000 000 лет – и
это, бесспорно, старейшее озеро на Земле (второму
по возрасту озеру Танганьика в Африке всего – то
2 000 000 лет) Это глубочайшее в мире пресноводное
озеро (1620 м), оно на 396 м глубже, чем второе по
глубине и озеро Танганьика (1223 м). Его длина – 636
км, что соответствует расстоянию между Абердином
и Лондоном, его максимальная ширина – 79 км, а
минимальная – 25 км, общая длина береговой линии
–
1995 км.
Физминутка
Упражнение для глаз
Крепко зажмурить глаза на 10–20 секунд. Расслабить, открыть глаза, массаж бровей пальцами. Сидя, откинувшись на спинку стула – глубокий вдох. Наклоняясь вперёд, к крышке стола, выдох (повторить 5–6 раз).
– Дракоша приготовил нам тест, он хочет убедиться в том, что мы его внимательно слушали.
Дети отвечают на вопросы, которые им задаёт компьютер.
V. Закрепление изученного
Тест:
1. В какой стране обезьяны купаются в горячих источниках?
- Японии,
- Китае,
- Корее.
2. Самая высокая гора в мире?
- Эверест,
- Пик коммунизма,
- Эльбрус.
3.Какая самая высокая горная система в Азии?
- Кавказ,
- Памир,
- Гималаи.
4. Самое глубокое и чистое озеро в Азии?
- Арал,
- Байкал,
- Каспий.
5. Самая большая страна в Азии?
- Россия,
- Китай,
- Монголия.
6. На территории Саудовской Аравии больше всего
- пустынь,
- гор,
- степей.
7. Родина компаса
- Китай,
- Индия,
- Япония.
8. Шёлк это –
- нить кокона бабочки,
- растение.
9. Терракотовая армия это –
- войска Китайской республики,
- высеченные из камня фигуры,
- мумии погибших солдат.
10. В сторону какого города молятся арабы?
- Мекки,
- Иерусалима,
- Пекина.
11. Какую реку называют жёлтой?
- Хуанхэ,
- Тибр,
- Евфрат.
12. Какой стране принадлежит остров ШриЛанка?
- Пакистану,
- Индонезии,
- Индии.
13. Какая самая северная страна Азии?
- Китай,
- Россия,
- Япония.
14. Чему обязан своим именем Красный форт?
- красному песчанику, из которого он построен,
- крови, которая пролилась при его штурме,
- красноармейцам, которые в нём проживали.
15. В чью честь построен Тадж-Махал?
- жены индийского правителя,
- сына индийского правителя,
- самого индийского правителя,
16. В какой стране самое большое население?
- Китае,
- Индии,
- России.
17. Столица Китая –
- Пекин,
- Шанхай,
- Токио.
18. Какой океан не омывает Азию?
- Индийский,
- Тихий,
- Атлантический,
- Северный Ледовитый.
19. Какая страна не находится сразу на двух континентах?
- Россия,
- Турция,
- Монголия.
20. Где живут йоги?
- В Индии,
- В Китае,
- В Казахстане.
– Вы молодцы, прощаемся с Дракошей. А я, ребята, тоже хочу проверить ваше внимание и выставить вам заслуженные оценки, я предлагаю вам ответить на вопросы, которые написаны на листах, лежащих у вас на парте.
Карточка
1. Какие животные купаются в горячих источниках
Японии?
2. Как называется памятник архитектуры,
построенный в Индии в честь жены Великого магола?
3. Какое название получила стена, построенная
императором Цинь Шихуанди в Китае?
4. Одни из высочайших гор в Азии?
5. Как называются люди, которые умеют спать на
гвоздях.
– Подпишите свою фамилию и сдайте.
VI. Итог урока
– Вот и закончилось наше путешествие, во многих
странах мы побывали, разные народы населяют наш
общий дом, планету Земля. Нас много но все дети,
какого бы цвета кожи они не были, на каком бы
языке не говорили, хотят одного – мира на нашей
планете.
Дома вы попробуете ответить на вопросы в
учебнике на стр. 61.
На следующих уроках мы выслушаем ваши ответы и
сравним их с ответами учёных.
– Урок окончен, до свидания.