Педагогическая азбука жизни

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


“Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения” — сказал К.Д. Ушинский.

Природа наделила каждого здорового ребенка возможностями развиваться и каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Но в жизни мы видим совсем иное: сколько ещё слез проливают ребятишки, которым трудно учиться, сколько горьких раздумий достается на долю отца и матери, когда с учебой у детей плохо!

Может быть, все-таки правы те, кто говорит: “Умным надо родиться”? Известно, что в генах зародышей закодировано многое из того, каким станет будущий человек: и цвет кожи, и волос, и разрез глаз, и губы, и многое другое. Но закодировано ли его умственное развитие? И многие годы считали, а кое-кто считает так и сейчас — да. Способности человека зависят от его задатков, т.е. генетически обусловлены. Но вот, что теперь утверждают генетики: “ … в наши дни … стало очевидным, что духовное развитие не записывается в генах. Оно фиксируется в социальной программе, которая передается путем воспитания, усложняется и развивается с каждым поколением”. Практика показывает, что не испытывают трудностей в учебе ребята, которые еще до школы обладали высоким уровнем развития. Достаточно дать детям, только еще поступающим в школу, несколько психологических тестов, чтобы сказать: эти вот будут хорошо и легко учиться, эти — средне, а третьи — с трудом. Одни дети уже имеют “задатки” исследователей, а другие — нет, у одних уже замечен творческий потенциал, а у других его не обнаружишь никакими способами. Значит, первые годы жизни ребенка — самые ценные для его будущего и надо возможно полнее использовать их. Именно в эти годы малыш больше всего зависит от мамы и папы, от того, что они предпримут для его развития, какие факторы будут считать важными, а какие второстепенными [1].

К сожалению, большинство родителей, уделяя главное внимание питанию, режиму, одежде, не придают особого значения тому, какие условия они создают ему для развития. “Какая разница, — считают они, — раньше или позже он начнет держать карандаш и рисовать, когда начнет читать и считать. Что с этим торопиться? Придет время — научится всему”.

В действительности это глубоко ошибочная позиция. Малыши, научившиеся читать еще до школы, учатся значительно лучше других, и учиться им, как правило, очень легко. К тому же, научиться читать трех-четырехлетнему ребенку намного легче, чем шести-семилетнему, да и делает он это играючи, с удовольствием. У старших процесс обучения чтению идет гораздо труднее и обычно под давлением старших.

Возможность развиваться не остается неизменной! Мозг ребенка, составляющий при рождении всего 25% (по массе) мозга взрослого, особенно быстро растет и “дозревает” в первые месяцы и годы жизни (к 9 месяцам он удваивается, к 2,5 годам утраивается и к 7 годам становится уже 90%). Каждый ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга, но только потенциальные, возможные связи. Реальными, действующими они становятся только тогда, когда запускаются в ход созревающие нервные структуры, когда начинают функционировать какие-то способности и по “линиям связи” начинают проходить биотоки. И чем младше ребенок, тем образование связей проходит легче, а с возрастом все труднее и труднее.

И если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга. Лишая ребенка, в силу незнания и традиций, своевременного и потенциального развития в дошкольном возрасте, мы тем самым обрекаем его на низкие темпы развития и на низкий конечный результат.

Это зависит от родителей: разумные заботы родителей принесут самые богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь и которые при всем желании нельзя столь же успешно вырастить позже.

В школу приходят дети из разных семей, и перед ней стоит задача добиться того, чтобы каждого вырастить не только здоровым и крепким человеком, но и думающей личностью, способной на творческий подход к любому делу. Активная жизненная позиция важна для человека, если он мыслит творчески, видит вокруг возможности совершенствования и самоутверждения в окружающем мире.

Первый школьный этап — трудный период для педагога. Адаптация связана с высокой подвижностью, неустойчивым вниманием, с трудностями дисциплины. Как заставить ребенка слушать, с помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Можно ли надолго удержать в ребенке чувство радостного удивления перед школой? Можно. Можно, если школа станет другой, если она превратиться из мира отметок в мир красок, звуков, фантазии, света, сказочного действа и творчества.

Учитель иногда формирует дисциплину любой ценой: не анализируя причин кажущегося непослушания детей, вступает с ними в нескончаемую борьбу — “кто-кого”. Сложнее, но гораздо эффективнее, не повышая голоса, весело перехитрить маленьких упрямцев лаской, уместной шуткой, тайной, сказкой. Не пресекать, а трансформировать шалости и непоседливость, переключая их в нужное русло — будь то физкультминутка или сценарий подвижного урока. Дети эмоциональны, впечатлительны, нервная система еще не выдерживает и не понимает нагрузок — не злоупотребляйте соревнованиями, пережить поражение с достоинством, без слез и иногда даже драк, они еще не в силах. Повышенная утомляемость требует постоянной смены деятельности, разнообразия заданий. Неустойчивость внимания “лечится” интересным материалом, играми, игровыми ситуациями. Запоминается то, что интересно.

Твердая ориентация на игру как способ обучения и форму организации деятельности помогают сделать учебу радостью. Однако важно понять , что игры в школе это не игры-развлечения, вводимые лишь для занимательности и разнообразия заданий. Игры в школе — это, прежде всего, обучающие, развивающие внимание к материалу урока, развивающие мыслительную деятельность.

Не менее важной является и воспитательная сторона игры. Игра требует сообразительности, внимания, развивает воображение, быстроту поиска решения и при этом — воспитывает чувство коллективизма.

Очень важны для малышей игры со словом. Они помогают воспитывать у ребенка языковое чутье, подготавливая его к восприятию сложных поэтических и прозаических форм. Любовь к языку можно воспитывать только через интерес к нему.

Скороговорки развивают фонематический слух и дают понимание важности правильного произношения каждого звука в слове. На каждом уроке дети должны выучить одну — две скороговорки. Помимо них есть и “чистоговорки”, считалки, веселые стихи — здесь не только произношение, здесь формируется дикция, различение звуков на слух, выразительность, темп речи, развивается голосовой аппарат.

Заучивание и анализ пословиц и поговорок приносит радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам, учит ценить в жизни важные человеческие качества. Вся эта работа посильна и родителю в дошкольный период, все это является предпосылкой овладения грамотой.

Большое значение имеют занимательные задачи на логику, решая которые дети учатся устанавливать связи между предметами, явлениями, рассуждать, делать выводы, сравнивать и анализировать.

Игры развивают воображение, они обогащают детское восприятие мира, делая его ярким и запоминающимся, развивают наблюдательность, образное и логическое мышление, учат самостоятельному мышлению.

Играя, ребенок стремиться идти вперед, а не назад — разум, фантазия и подсознание работают синхронно, осмысляют и отражают мир постоянно.

Есть такое выражение “в детстве не доиграл”, или более серьезное “детская игровая дистрофия”. От смешного до серьезного диагноза один шаг. Наверное поэтому есть отрасль медицины и психологии — игротерапия. Игрою можно диагностировать, познать, ободрить, одобрить, развить, дать уверенность в силах. Дети через игру приходят во взрослую жизнь — хотим ли мы этого или нет.

Ребенок — “существо играющее” — это важно и для родителей и для учителей.

Литература

1. Б. Никитин “Ступеньки творчества или развивающие игры”