Современная практика преподавания физики требует организации обратной связи ученика с учителем. Одной из форм такого общения для меня является анкетирование обучающихся, которое можно проводить на разных ступенях: и в 7 классе, и в 8 классе, и при выпуске из стен школы. Цель анкетирования – выявление положительных и отрицательных моментов совместной работы в изучении школьного курса физики, выяснение степени усвоения предмета и степени овладения приемами учебной деятельности, определение эффективности межпредметных связей, особенно, с математикой. Полезно проводить анкетирование анонимно, так как оно будет более откровенным и информативным. Привожу три примера анкет.
7 класс
Что изучает физика?
- Достаточна ли твоя математическая подготовка для изучения физики?
- В чем ты больше всего затруднялся?
- Испытывал ли ты затруднения при вычислениях и в чем?
- Что мешало достичь лучших результатов при изучении физики?
- Трудно ли выполнять лабораторные работы?
- Назови несколько фамилий наиболее запомнившихся тебе ученых-физиков.
8 класс
1) Является ли физика трудным предметом?
2) Нравится ли тебе физика?
3) Что мешало достичь лучших результатов при изучении физики?
4) Что вызвало наибольшее затруднение:
- устный ответ,
- работа с учебником,
- решение задач,
- выполнение лабораторных работ,
- выполнение контрольных работ,
- использование справочных таблиц,
- все,
- ничего.
5) Есть ли желание посещать элективный (факультативный) курс по физике в 9 классе?
11 класс
1) Отметьте раздел физики, вызвавший у тебя наибольшее затруднение:
- механика,
- теплота,
- молекулярная физика,
- электродинамика,
- колебания и волны,
- оптика,
- теория относительности,
- квантовая физика,
- атомная физика,
- ядерная физика,
- все,
- не было.
2) Что при изучении физики было наиболее трудным:
- устный ответ,
- работа с учебником,
- решение количественных задач,
- решение качественных задач,
- выполнение лабораторных работ,
- выполнение контрольных работ,
- использование справочных таблиц,
- работа с единицами измерений,
- сдача зачетов,
- тестирование,
- все,
- ничего.
3) Что мешало достичь лучших результатов при изучении физики?
4) Какие физические понятия, законы, явления произвели на тебя наибольшее впечатление?
5) Назовите 5 выдающихся на твой взгляд ученых-физиков:
а) России (СССР);
б) зарубежья.
Обработка анкет дает богатую пищу для размышлений, побуждает учителя к рефлексии. Анализ анкет семиклассников выявил часто встречающиеся ответы. На 1 вопрос ученики пишут, что физика изучает явления природы. На 2 вопрос отвечают "Да"; на 3 вопрос – задачи; на 4 вопрос – затруднения при вычислении по формулам с делением; на 5 вопрос – лень; на 6 вопрос - "Нет", "Не очень", "Иногда", "Если знаю тему, то могу"; на 7 вопрос – Ньютон, Архимед, Паскаль, Галилей.
Восьмиклассники продемонстрировали следующие преобладающие ответы: на 1 вопрос - "Нет"; на 2 вопрос - "Да"; на 3 вопрос – лень; на 4 вопрос - контрольные работы и решение задач. На 5 вопрос мнения делятся пополам.
Выпускники 11 классов, имея относительно устойчивое, целостное, уже сформировавшееся представление о физической картине мира и физике как науке, дают развернутые и критические ответы. Например, 3 вопрос позволяет глубже узнать учебные проблемы данного выпуска, психологические особенности учеников. 4 вопрос анкеты выявляет следующие типичные ответы: закон всемирного тяготения, 1 закон Ньютона, вся ядерная физика. Кроме этого, встречается упоминание о предельности скорости света, аннигиляции вещества, связи массы и энергии, необратимых процессах, правиле буравчика, оптике, периоде полураспада и многих других. В ответах на 5 вопрос звучат фамилии ученых: российских (советских) – Ломоносова, Сахарова, Курчатова, Попова, Столетова; зарубежных – Ньютона, Герца, Эйнштейна, Максвелла, Мари Кюри, Резерфорда. Перечень фамилий год от года меняется и показывает правильность расстановки акцентов, широты освещения вклада физиков в развитие науки.
Анализируя анкеты, учитель видит свою работу в динамике, что упустил из внимания, чему в силу разных причин уделил мало времени, что надо скорректировать.