Цели урока:
- Закрепить знания и умения, полученные на уроках черчения, больше узнать о графических изображениях, глубже изучить их.
- Уметь изготовлять по чертежу несложные модели, развивать пространственное воображение.
- Закрепить навыки чтения и выполнения чертежей в системе прямоугольных проекций и аксонометрии.
- Выявить конструкторскую смекалку.
Оборудование: Плакаты учебные, познавательные, наглядные изображения деталей, картон, проволока, гвозди, банки, чайники, ножницы, чертежные инструменты, учебник, тетрадь.
Литература:
- И.А.Воротников. Занимательное черчение.
- А.Д.Ботвинников. Черчение.
План урока:
- Организационная часть – 2 мин.
- Работа с учащимися – 35 мин.
- Итог урока – 3 мин.
Ход урока
Ребята, сегодня на уроке мы закрепим знания и умения, полученные на уроках черчения. Закрепление пройдет в форме игры. Пред вами 4 номинации, которые имеет по 4 позиции, а каждая позиция по 3 вопроса. Каждая позиция оценивается баллами.
I. Конструкторская смекалка.
Конструктор – творец нового. Он превращает свои замыслы в чертежи, по которым создают новые машины, изделия.
Конструктор должен знать очень многое, быть всесторонне образованным, обладать конструкторской смекалкой.
1. (1-15б) 1. Зачем на шляпке гвоздя делают рисунок в виде сетки? (5 баллов)
Ответ: увеличивают шероховатость, тем самым препятствуют соскальзыванию молотка.
2. Почему носики обыкновенных чайников оканчиваются не прямым срезом, а в виде зарубки? (5 баллов)
Ответ: фигурный срез – благодаря ему увеличивается скорость движения жидкости и она стекает ровной струйкой, не растекаясь и не разбрызгиваясь.
3. Почему у бутылки с водой горлышко уже, чем у бутылки с молоком? (5 баллов)
Ответ: налейте в бутылки из под воды молоко и подождите пока оно не превратится в простоквашу, а потом попробуйте вылить. Вы пожалеете, что у вас бутылка с узким горлышком.
2.– ( 50 б) - По трем проекциям выполните моделирование детали.
3. – (65 б) – По чертежу сконструируйте проволочную модель.
4.– ( 10 б) – 1. Лопата – она и есть лопата. (Плакат)
Но её конструирование подчиняется определенным правилам. Скажите, почему у одной окончание – прямоугольное, другой – полукруглое и остроконечное?
Ответ: зависит от грунта.
2. Стеклянные банки 0,5 л, 1 л, 2 л, 3 л имеют горловину одинаковых размеров. Почему?
Ответ: Одинаковые горлышки закрывают одинаковыми крышками. Это удобно.
II. Загадочные проекции простых тел.
1. - 25 б – Построить недостающие линии на проекциях.
2. - 35 б – Найти соответствие между проекциями и наглядными изображениями. (Заполните таблицу)
3. - 40 б – На рисунке даны проекции мяча. Под буквой В задан главный вид. Выберите остальные (слева, сверху, снизу, справа)
4. - 20 б - Игра с шашками.
III. Рисуешь глаз – смотри на ухо.
1. - 20 б - Среди представленных фигур - найдите одинаковые.
2. - 30 б - По двум проекциям построить третью.
3. - 40 б - Слово НОС – имеет горизонтальную осевую, ПОТОП – вертикальную. Напишите слово НАТАША, чтобы оно обрело ось симметрии – вертикальную.
4. - 5 б - Глазомер.
“Между шуткой и делом в черчении”.
“Предмет черчения настолько серьезен, что полезно не упускать случаев, сделать его немного занимательным”.
Игра “Глазомер”
Приятно и полезно уметь измерять расстояния на глаз без измерений. Это искусство достигается лишь путем упражнений. Любопытно, что глазомер не зависит от остроты зрения. Не обладая зоркостью, любой человек способен развить в себе вполне удовлетворительный глазомер. Но нужно знать следующие правила:
- предметы расположенные ближе, освещены ярче;
- 50 шагов – различают глаза;
- 100 шагов – глаза кажутся точками;
- 200 шагов - подробности одежды;
- 300 шагов - видно лицо;
- 400 шагов - различаются движения;
- 500 шагов - цвет.
Игра.
Но на уроке черчения полагаться на один только глазомер опасно; приходится прибегать к другим приёмам оценки расстояния, о которых мы уже говорили и использовали, и ещё долго будем применять.
Ответ: это чертежные инструменты.
IV. Занимательные фигуры.
1. – 20 б – 1. Проекцией квадрата является:
1. Ромб.
2. Прямоугольник.
3. Параллелограмм.
4. Нет правильного ответа.
2. – 35 б - 2. Ромб
1. Все углы равны.
2. Все стороны равны.
3. Диагонали равны.
4. Нет правильного ответа.
3. – 30 б - 3. Витя Верхоглядкин провел 11 диаметров окружности, потом он подсчитал число проведенных радиусов, у него получилось 21. Правилен ли его ответ? (22) Обоснуйте.
4. – 50 б - 4. Степа Смекалкин построил окружность. Провел ее диаметр АВ. Потом окружность стер. На месте остался отрезок. Задание. С помощью циркуля и линейки восстановите окружность, которую стер Степа.
Итог урока.
Подсчет баллов по командам.
Оценка | “5” – “4” – “3” – |
Победители набирают наибольшее количество “5”.
Д/з: Повторить §72.2, формат, тетрадь, чертежные инструменты.