Урок "Своя игра" по теме: "Чертеж в конструировании и моделировании"

Разделы: Технология


Цели урока:

  • Закрепить знания и умения, полученные на уроках черчения, больше узнать о графических изображениях, глубже изучить их.
  • Уметь изготовлять по чертежу несложные модели, развивать пространственное воображение.
  • Закрепить навыки чтения и выполнения чертежей в системе прямоугольных проекций и аксонометрии.
  • Выявить конструкторскую смекалку.

Оборудование: Плакаты учебные, познавательные, наглядные изображения деталей, картон, проволока, гвозди, банки, чайники, ножницы, чертежные инструменты, учебник, тетрадь.

Литература:

  • И.А.Воротников. Занимательное черчение.
  • А.Д.Ботвинников. Черчение.

План урока:

  1. Организационная часть – 2 мин.
  2. Работа с учащимися – 35 мин.
  3. Итог урока – 3 мин.

Ход урока

Ребята, сегодня на уроке мы закрепим знания и умения, полученные на уроках черчения. Закрепление пройдет в форме игры. Пред вами 4 номинации, которые имеет по 4 позиции, а каждая позиция по 3 вопроса. Каждая позиция оценивается баллами.

I. Конструкторская смекалка.

Конструктор – творец нового. Он превращает свои замыслы в чертежи, по которым создают новые машины, изделия.

Конструктор должен знать очень многое, быть всесторонне образованным, обладать конструкторской смекалкой.

1. (1-15б) 1. Зачем на шляпке гвоздя делают рисунок в виде сетки? (5 баллов)

Ответ: увеличивают шероховатость, тем самым препятствуют соскальзыванию молотка.

2. Почему носики обыкновенных чайников оканчиваются не прямым срезом, а в виде зарубки? (5 баллов)

Ответ: фигурный срез – благодаря ему увеличивается скорость движения жидкости и она стекает ровной струйкой, не растекаясь и не разбрызгиваясь.

3. Почему у бутылки с водой горлышко уже, чем у бутылки с молоком? (5 баллов)

Ответ: налейте в бутылки из под воды молоко и подождите пока оно не превратится в простоквашу, а потом попробуйте вылить. Вы пожалеете, что у вас бутылка с узким горлышком.

2.– ( 50 б) - По трем проекциям выполните моделирование детали.

3. – (65 б) – По чертежу сконструируйте проволочную модель.

4.– ( 10 б) – 1. Лопата – она и есть лопата. (Плакат)

Но её конструирование подчиняется определенным правилам. Скажите, почему у одной окончание – прямоугольное, другой – полукруглое и остроконечное?

Ответ: зависит от грунта.

2. Стеклянные банки 0,5 л, 1 л, 2 л, 3 л имеют горловину одинаковых размеров. Почему?

Ответ: Одинаковые горлышки закрывают одинаковыми крышками. Это удобно.

II. Загадочные проекции простых тел.

1. - 25 б – Построить недостающие линии на проекциях.

2. - 35 б – Найти соответствие между проекциями и наглядными изображениями. (Заполните таблицу)

3. - 40 б – На рисунке даны проекции мяча. Под буквой В задан главный вид. Выберите остальные (слева, сверху, снизу, справа)

4. - 20 б - Игра с шашками.

III. Рисуешь глаз – смотри на ухо.

1. - 20 б - Среди представленных фигур - найдите одинаковые.

2. - 30 б - По двум проекциям построить третью.

3. - 40 б - Слово НОС – имеет горизонтальную осевую, ПОТОП – вертикальную. Напишите слово НАТАША, чтобы оно обрело ось симметрии – вертикальную.

4. - 5 б - Глазомер.

“Между шуткой и делом в черчении”.

“Предмет черчения настолько серьезен, что полезно не упускать случаев, сделать его немного занимательным”.

Игра “Глазомер”

Приятно и полезно уметь измерять расстояния на глаз без измерений. Это искусство достигается лишь путем упражнений. Любопытно, что глазомер не зависит от остроты зрения. Не обладая зоркостью, любой человек способен развить в себе вполне удовлетворительный глазомер. Но нужно знать следующие правила:

- предметы расположенные ближе, освещены ярче;

- 50 шагов – различают глаза;

- 100 шагов – глаза кажутся точками;

- 200 шагов - подробности одежды;

- 300 шагов - видно лицо;

- 400 шагов - различаются движения;

- 500 шагов - цвет.

Игра.

Но на уроке черчения полагаться на один только глазомер опасно; приходится прибегать к другим приёмам оценки расстояния, о которых мы уже говорили и использовали, и ещё долго будем применять.

Ответ: это чертежные инструменты.

IV. Занимательные фигуры.

1. – 20 б – 1. Проекцией квадрата является:

1. Ромб.

2. Прямоугольник.

3. Параллелограмм.

4. Нет правильного ответа.

2. – 35 б - 2. Ромб

1. Все углы равны.

2. Все стороны равны.

3. Диагонали равны.

4. Нет правильного ответа.

3. – 30 б - 3. Витя Верхоглядкин провел 11 диаметров окружности, потом он подсчитал число проведенных радиусов, у него получилось 21. Правилен ли его ответ? (22) Обоснуйте.

4. – 50 б - 4. Степа Смекалкин построил окружность. Провел ее диаметр АВ. Потом окружность стер. На месте остался отрезок. Задание. С помощью циркуля и линейки восстановите окружность, которую стер Степа.

Итог урока.

Подсчет баллов по командам.

Оценка “5” –

“4” –

“3” –

Победители набирают наибольшее количество “5”.

Д/з: Повторить §72.2, формат, тетрадь, чертежные инструменты.