Цель:
1. Познакомить детей с несловесными средствами общения - мимикой и жестами; уместно использовать мимику и жесты в зависимости от ситуаций;
2. Развивать связную устную речь, творчество, логическое мышление.
3. Воспитывать добрые отношения друг к другу, учить слушать, общаться.
Оборудование: плакат с рисунком девочки, шарики, рисунки-схемы
I. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
- Можем ли мы “говорить” без слов?
- Да, иногда можно сказать и без слов.
- Сегодня вы узнаете новое об устной речи, о так называемых помощниках слова.
Ваша задача: быть внимательными, активными, давать полные ответы на вопросы, немного быть артистами.
II. Дыхательная гимнастика.
1. Начнём работу с разминки язычка.
а) упражнение “Колечко”;
б) упражнение “Хоботок”;
в) упражнение” Проколю щёку”.
2. Упражнения, развивающие дыхание
а) Представьте, что вы пришли в цветочный магазин и почувствовали восхитительный аромат цветов.
- Сделайте глубокий вдох - выдох.
б) Представьте, что перед вами 3 свечи.
- Сделайте глубокий вдох, слегка надуйте щёчки, задуйте свечи тремя порциями воздуха.
в) – Вдох. На выдохе произнесите: “Плыли по небу тучки. Тучек четыре штучки:
От первой до третьей люди, четвёртая была верблюдик”.
3. Упражнения орфоэпического характера.
а) Произнесите с разной интонацией данные слова: каталог, диалог,
- перечисления,
- удивления,
- восторга.
III. Повторение.
- Чему учит риторика?
- От чего это зависит?
- Для чего людям нужна речь?
- Сегодня в гости к нам на урок пришла девочка. (Плакат) А зовут эту девочку Речь.
- А какая бывает речь?
- Когда употребляем устную речь?
- Когда письменную?
- Какую речь люди стали использовать раньше: устную или письменную?
- Почему?
- Отгадывание загадок. (Один ученик читает: все отгадывают)
- Какую форму речи использовали ребята, которые читали загадки?
- А остальные?
У девочки в руке шарики. Перевернём один шарик.
- Что вы видите? (Написано “слово”)
- А что может сделать слово? (Огорчить, рассмешить, обидеть)
-Когда слово веселит?
- Когда огорчает?
- Как понимаете пословицу “Слово не воробей, вылетит - не поймаешь”
- Какой можно сделать вывод? (Думай, а потом говори).
2 шарик со словом “громкость”
- Что такое? (Особенность устной речи)
- Какой может быть речь? (Громкой, тихой, нормальной)
- От чего это зависит? (От ситуации)
- Когда следует говорить тихо?
- Громко?
- А как надо говорить на уроке и на переменах?
Вывод: Когда же речь звучит тише, громче?
3 шарик со словом “темп”
- Что такое темп?
На доске скороговорка и чистоговорка.
Ба-бо-бы- на дворе стоят столбы Проворонила ворона воронёнка. Ша-ша-ша- мама моет малыша.
- Чтение.
- Чем они отличаются друг от друга?
- Зачем заучивают чистоговорки и скороговорки?
Вывод: Рассказать скороговорку
Тяжелей, чем влезть на горку.
Но без этих маленьких удивительных стихов
Речь наша будет бедна.
4 шарик со словом “тембр”
- Что такое тембр? (Особенность устной речи)
- Что под этим подразумеваем? (У каждого человека своя окраска голоса)
Вывод: Устная речь каждого человека неповторима, имеет свою окраску и позволяет отличать её от речи других людей.
5 шарик с “вежливыми словами”
- Прочитайте эти слова.
- Какие это слова? Как они называются? (Слова вежливости)
- Когда вы их употребляете? В каких ситуациях?
Вывод: Будете чаще употреблять вежливые слова и к вам будут относиться приветливо.
IV. Новый материал.
1. - А можем ли мы с вами говорить без слов? (Предположения детей)
- Рассмотрите рисунки – схемы. Лицо тоже умеет говорить.
- Определите, какие чувства, какое настроение выражает каждый рисунок?
Радость удивление грусть злость слёзы
(Рисунки-схемы в учебнике)
- Выражение лица- доброе, злое, удивлённое, грустное, радостное называется мимикой.
(Открываем ещё один шарик “мимика”)
2. Работа по учебнику.
- Я хочу познакомить вас с одним маленьким цыплёнком. (рассказать сказку без жестов и мимики)
- Смогли ли вы представить себе цыплёнка, маму, кота, петуха, лягушку?
- Какие они были?
- Сейчас мы ещё раз прочитаем эту сказку и покажем, какой был цыплёнок, кот, курица.
(Показать жестами)
- Что помогло нам увидеть какими были наши герои? (Руки)
Вывод: Движение рук, пальцев, головы - это жесты.
Жесты и мимика помогают нам выразить мысли, иногда способны заменить целые слова.
(Открываем ещё один шарик “жесты”)
V. Закрепление.
1. По моим жестам определите, что я от вас хочу:
Руки вверх - (встать)
Руки вниз - (садитесь)
2. Перед вами на партах рисунки- схемы; поднимите те, которые будут соответствовать моей мимике.
- Вы хорошо написали контрольную работу. Какое у меня будет выражение лица?
- Расстроилась, что многие не приготовили домашнюю работу.
Какое у меня будет выражение лица?
3. Изобразите вы мимикой и жестами данные ситуации.
- Только в лес вы вошли, появились комары.
- Изобразите человека, у которого жмут ботинки
- Изобразите человека, который неудачно пнул кирпич
- Изобразите ребёнка, который ест невкусную кашу.
4. Работа в группах.
(Группа изображает мимикой и жестами данную ситуацию, а остальные должны отгадать)
изобразить телефон - на рыбалке -заблудились в лесу - выгнать с дачи козу, кур
5. Работа по учебнику.
“История с Чебурашкой” - нарисуйте нужный символ.
6. С помощью всех особенностей устной речи прочитать стихи:
“Идёт коза рогатая”
“Кислые стихи”
“Воробушки и лось”
VI. Обобщение.
- О каких помощниках “слова” вы узнали?
- Что такое мимика?
- Жесты?
VII. Оценивание. Домашнее задание.