Цели урока:
- продолжить знакомство с геометрическими фигурами (прямоугольником, квадратом);
- формирование понятий “площадь прямоугольника”, “площадь квадрата”;
- решение задач на нахождение площадей прямоугольника, квадрата, сложной фигуры;
- совершенствование вычислительных и графических навыков;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, доказательной математической речи;
- воспитание целеустремленности, самостоятельности, культуры речи.
Оборудование: ТСО, раздаточный материал (разнообразные многоугольники).
На доске цветным мелом записан эпиграф к уроку: “Вдохновение необходимо в математике, как и в поэзии” (А.С. Пушкин)
Ход урока
I. Актуализация
1) В начале урока учитель обращает внимание учащихся на эпиграф, выясняет вместе с ними его смысл.
2) Далее вместе с ребятами рассматривают выставку рисунков (к уроку было дано творческое домашнее задание - нарисовать портрет любимого животного с использованием математической символики). Отмечаются лучшие работы, за них выставляются оценки.
3) Работа в парах с раздаточным материалом.
На каждой парте набор разноцветных многоугольников, из них сначала выбираются четырехугольники, а из четырехугольников – прямоугольники и квадраты, причем в каждом наборе по два неравных прямоугольника и два неравных квадрата.
4) Учитель просит ребят в окружающей обстановке отыскать предметы квадратной, прямоугольной формы.
II. Новая тема
Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его …(квадрат).
III. Практическая работа
Используются прямоугольники и квадраты из раздаточного материала.
Задание: сделав необходимые измерения, найти площади прямоугольника и квадрата. Результаты измерений — значение площади — записываются на обратной стороне шаблона. Шаблоны подписываются и сдаются учителю на проверку.
IV. Решение задачи по готовому чертежу (чертеж проецируется на доску с помощью проектора)
Найдите площадь треугольника ВСМ. Сколько различных способов существует?
Решение задачи записывается на доске и в тетрадях.
V. Физминутка (игра “истинно — ложно”)
Если высказывание верно, то учащиеся встают со своих мест и хлопают в ладоши.
- Делить на нуль нельзя.
- 32 = 6
- Квадрат — это прямоугольник.
- 5А — самый дружный в школе! (Речь идет о классе, в котором проводится этот урок.)
- Всякий прямоугольник — квадрат.
- У любого треугольника 3 вершины, 3 угла, 2 стороны.
- Математика — царица наук.
VI. Инсценировка стихотворения “Треугольник и квадрат”
Действующие лица: автор, треугольник, квадрат.
Жили — были два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший - квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший — треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
“Почему ты злишься, брат?”
Тот кричит ему: “Смотри:
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!”
Но Квадрат ответил: “Брат!
Я же старше, я — Квадрат”.
И сказал ему нежней:
“Неизвестно, что нужней!”
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на стволы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: “Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился — был Квадратом,
А проснешься — без углов!”
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он — нет Квадрата.
Онемел… Стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
Учителю обязательно следует сделать акцент на воспитательном моменте.
VII. Тест (2 варианта)
Раздается каждому ученику. Выполняется на листочках. Проверяется по ключу, который проецируется на доску с помощью проектора.
1 вариант
а) 25 м2; б) 8 см; в) 6 см; г) 26 см2.
2 вариант
- Площадь прямоугольника со сторонами 3 м и 5 м равна: а)30 м2; б) 15 м2; в) 8 м2; г)15 м
- Площадь квадрата со стороной 3 см, равна: а) 9 см; б) 6 см; в) 9 см2; г) 12 см2.
- Чему равна площадь треугольника ABC, если стороны прямоугольника ABCD равны 4 см и 3 см?
- Чему равна площадь фигуры? а) 22 м; б) 22 м2; в) 39 м; г) 39 ед2.
- Если периметр квадрата равен 12 м, то его площадь
равна:
а) 9 м2; б) 8 см; в) 6 см; г) 26 см2.
а) 64 см; б) 16 м2; в) 6 см2; г) 64 м2.
Ключ к тесту
1 вариант, 2 вариант:
- б
- в
- в
- г
- а
Учащиеся осуществляют самопроверку, взаимопроверку, выставляют предварительные оценки (5 верно выполненных — “5”, 4 — “4”, 3 – “3”, “2” не выставляются). Листочки сдаются учителю.
VIII. Итоги урока
- О каких геометрических фигурах шел разговор на уроке?
- Что нужно знать, чтобы найти площади прямоугольника, квадрата?
- Пригодятся ли вам в жизни полученные знания? Где?
- Что на уроке было самым сложным, простым?
- Выставление оценок.
IX. Домашнее задание практической направленности
- Измерить площадь пола комнаты, выразить ее в м?, дм?, см?;
- Придумать задачи разного уровня сложности по теме.