Урок математики в 5-м классе по теме: "Прямоугольник, квадрат. Их площади"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • продолжить знакомство с геометрическими фигурами (прямоугольником, квадратом);
  • формирование понятий “площадь прямоугольника”, “площадь квадрата”;
  • решение задач на нахождение площадей прямоугольника, квадрата, сложной фигуры;
  • совершенствование вычислительных и графических навыков;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения, доказательной математической речи;
  • воспитание целеустремленности, самостоятельности, культуры речи.

Оборудование: ТСО, раздаточный материал (разнообразные многоугольники).

На доске цветным мелом записан эпиграф к уроку: “Вдохновение необходимо в математике, как и в поэзии” (А.С. Пушкин)

Ход урока

I. Актуализация

1) В начале урока учитель обращает внимание учащихся на эпиграф, выясняет вместе с ними его смысл.

2) Далее вместе с ребятами рассматривают выставку рисунков (к уроку было дано творческое домашнее задание - нарисовать портрет любимого животного с использованием математической символики). Отмечаются лучшие работы, за них выставляются оценки.

3) Работа в парах с раздаточным материалом.

На каждой парте набор разноцветных многоугольников, из них сначала выбираются четырехугольники, а из четырехугольников – прямоугольники и квадраты, причем в каждом наборе по два неравных прямоугольника и два неравных квадрата.

4) Учитель просит ребят в окружающей обстановке отыскать предметы квадратной, прямоугольной формы.

II. Новая тема

  1. Сообщение темы урока, запись учителем темы на доске, ученики ее записывают в тетрадях.
  2. Постановка целей урока.
  3. Сообщение плана урока.
  4. На доске один из учеников чертит прямоугольник, обозначает его, записывает формулу площади прямоугольника (остальные ребята то же выполняют в тетрадях).
  5. Учитель предлагает учащимся придумать задачи на нахождение площади прямоугольника. Задачи решают устно.
  6. Один из учащихся читает стихотворение:
  7. Он давно знакомый мой.
    Каждый угол в нем прямой,
    Все четыре стороны одинаковой длины.
    Вам его представить рад,
    А зовут его …(квадрат).

  8. К доске выходит следующий ученик, он чертит квадрат, обозначает его (остальные ребята то же выполняют в тетрадях). Опираясь на формулу площади прямоугольника, выводит формулу площади квадрата. Формула всеми записывается в тетрадях.
  9. Ребята составляют задачи на нахождение площади квадрата. Решают их устно.

III. Практическая работа

Используются прямоугольники и квадраты из раздаточного материала.

Задание: сделав необходимые измерения, найти площади прямоугольника и квадрата. Результаты измерений —  значение площади — записываются на обратной стороне шаблона. Шаблоны подписываются и сдаются учителю на проверку.

IV. Решение задачи по готовому чертежу (чертеж проецируется на доску с помощью проектора)

Найдите площадь треугольника ВСМ. Сколько различных способов существует?

Решение задачи записывается на доске и в тетрадях.

V. Физминутка (игра “истинно — ложно”)

Если высказывание верно, то учащиеся встают со своих мест и хлопают в ладоши.

  1. Делить на нуль нельзя.
  2. 32 = 6
  3. Квадрат — это прямоугольник.
  4. 5А — самый дружный в школе! (Речь идет о классе, в котором проводится этот урок.)
  5. Всякий прямоугольник — квадрат.
  6. У любого треугольника 3 вершины, 3 угла, 2 стороны.
  7. Математика — царица наук.

VI. Инсценировка стихотворения “Треугольник и квадрат”

Действующие лица: автор, треугольник, квадрат.

Жили — были два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший - квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший — треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
“Почему ты злишься, брат?”
Тот кричит ему: “Смотри:
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!”
Но Квадрат ответил: “Брат!
Я же старше, я — Квадрат”.
И сказал ему нежней:
“Неизвестно, что нужней!”
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на стволы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: “Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился — был Квадратом,
А проснешься — без углов!”
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он — нет Квадрата.
Онемел… Стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!

Учителю обязательно следует сделать акцент на воспитательном моменте.

VII. Тест (2 варианта)

Раздается каждому ученику. Выполняется на листочках. Проверяется по ключу, который проецируется на доску с помощью проектора.

1 вариант

  1. Площадь квадрата со стороной 9 см, равна: а) 36 см2; б) 81 см2; в) 18 см2; г) 81 см.
  2. Площадь прямоугольника со сторонами 1 м и 4 м равна: а) 4 м; б) 16 м; в) 4 м2; г) 10 м2.
  3. Чему равна площадь треугольника ABC, если сторона квадрата ABCD равна 8 см? а) 64 см; б) 16 см2; в) 32 см2; г) 64 см2.
  4. img2.tif (35772 bytes)

  5. Чему равна площадь фигуры? а) 18 см; б) 18 см2; в) 26 см; г) 26 ед2.
  6. img3.tif (88496 bytes)

  7. Периметр квадрата равен 20 м. Тогда его площадь равна:

    а) 25 м2; б) 8 см; в) 6 см; г) 26 см2.

2 вариант

  1. Площадь прямоугольника со сторонами 3 м и 5 м равна: а)30 м2; б) 15 м2; в) 8 м2; г)15 м
  2. Площадь квадрата со стороной 3 см, равна: а) 9 см; б) 6 см; в) 9 см2; г) 12 см2.
  3. Чему равна площадь треугольника ABC, если стороны прямоугольника ABCD равны 4 см и 3 см?
  4. а) 64 см; б) 16 м2; в) 6 см2; г) 64 м2.

    img4.tif (78460 bytes)

  5. Чему равна площадь фигуры? а) 22 м; б) 22 м2; в) 39 м; г) 39 ед2.
  6. Если периметр квадрата равен 12 м, то его площадь равна:

    а) 9 м2; б) 8 см; в) 6 см; г) 26 см2.

Ключ к тесту

1 вариант, 2 вариант:

  1. б
  2. в
  3. в
  4. г
  5. а

Учащиеся осуществляют самопроверку, взаимопроверку, выставляют предварительные оценки (5 верно выполненных — “5”, 4 — “4”, 3 – “3”, “2” не выставляются). Листочки сдаются учителю.

VIII. Итоги урока

  1. О каких геометрических фигурах шел разговор на уроке?
  2. Что нужно знать, чтобы найти площади прямоугольника, квадрата?
  3. Пригодятся ли вам в жизни полученные знания? Где?
  4. Что на уроке было самым сложным, простым?
  5. Выставление оценок.

IX. Домашнее задание практической направленности

  1. Измерить площадь пола комнаты, выразить ее в м?, дм?, см?;
  2. Придумать задачи разного уровня сложности по теме.