Урок литературы в 4-м классе по системе Л.В. Занковой на тему: "Сравнительный анализ лирических стихотворений К. Некрасовой "Весна" и Н. Заболоцкого "Весна в лесу"

Разделы: Начальная школа


Система: Л. В. Занков.

Предмет: Литература.

Класс: 4.

Автор учебника: Н.А.Чуракова.

Тип: урок обобщения.

Вид: беседа, самостоятельная работа, исследование.

Методы: поисковый, исследовательский, проекта.

Форма: групповая.

Тема: Сравнительный анализ лирических стихотворений К. Некрасовой “Весна” и Н. Заболоцского “Весна в лесу”.

Цели:

1. Формировать мыслительную деятельность учащихся; совершенствовать навыки чтения, через анализ поэтического произведения. Максимально выявить и использовать индивидуальный опыт ребёнка.

2. Развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, образное мышление, индивидуальные познавательные способности каждого ученика.

3. Вызвать желание и интерес к наблюдению за природой; уверенность в своих силах.

Оборудование: П.И.Чайковский “Времена года”, слово “Весна”, толковый словарь Ожегова, таблицы для чтения, ватман, фломастеры, пословицы, поговорки, загадки о весне, стихи картинки.

Весна.

“Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять”. (Р.Декарт.)

1. Организация класса.

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно встали,
Глазки на меня подняли.

2. Обращение к эпиграфу.

- Кто такой Декарт? Французский философ, математик, физик, физиолог.

- Как вы понимаете это высказывание Декарта?

Сегодня на уроке мы будем учиться думать.

3. Проверка домашнего задания.

Домашнее задание у детей было по выбору. Учащиеся сидят по группам, в зависимости от выполнения домашнего задания. Дома дети работали с текстом А.П.Чехова “Белолобый”. Им надо было выполнить любое задание из предложенных:

1. Выучить отрывок наизусть.

2. Составить вопросы к тексту.

3. Пересказ одной из частей.

4. Анализ произведения по схеме. (Приложение 1)

Дети в группах друг другу рассказывали своё задание, оценивали друг друга, выбирали лучшего в группе, и он представлял группу перед классом.

- В какое время года происходили события? Весна.

- Как вы догадались, ведь кругом лежал снег?

- Отличается ли весенний снег от зимнего? Чем?

Выберите слова на доске, которые характеризуют весенний снег: последний, искристый, мокрый, колючий, грязный, свежий, пушистый, серебристый, мягкий, серый, рыхлый, белый.

4. Работа с таблицами по чтению. (Приложение 2)

- На какие группы можно разделить слова?

- Назвать группу слов, относящуюся к зиме.

- Что вы представляете, когда произносите слово “зима”?

(Приложение 3)

3 таблица, столбик А.

  • Прочитать сверху вниз, увеличивая громкость;
  • Прочитать снизу вверх, увеличивая темп чтения;
  • Прочитать с вопросительной интонацией;
  • Прочитать с интонацией удивления.

2 таблица.

Прочитать слова, как будто за окном капель.

Найти координаты слов, которые относятся к весне: 2Б, 4В – лист, 2В –лёд, 3В – снег, 4Г –жук, 1Д – дождь.

П.И.Чайковский “Времена года”: “Март”, “Февраль”.

- Какая музыка подойдёт к времени года “весна”? Почему?

Погружение в урок под музыку “Март”.

Закрыли глаза.

Вспомним красавицу весну, которая стучится в окно и гонит зиму вон. Ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно – голубое-голубое, воздух – прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах. Запах чего?...высказывания детей.

Сообщение цели урока.

На смену холодной зиме приходит весна.(На доске появляется название темы “Весна”). Сейчас мы с вами совершим путешествие в это прекрасное время года. И поможет нам в этом стихотворение К.Некрасовой “Весна”.

Знакомство с произведением и его анализ.

Прочитайте про себя и скажите, что вы представили?

Повторное чтение вслух, с целью отметить непонятные слова. (Дети-консультанты находят в толковом словаре значение обозначенных слов и объясняют их значение).

- Какие литературные средства использует автор при описании весны? Олицетворение, сравнение.

- Какие образы-олицетворения придумала К. Некрасова, чтобы рассказать о весне? Босоногая берёзовая роща, которая всплеснула голыми веточками; сама природа расставила свои приборы (подснежники), которые фиксируют начало весны.

- Почему роща босоногая? Голая, сырая земля.

- О чём должны сообщить миру “тонколистные приборы”? О приходе весны.

- Как поэтесса выражает своё глубокое преклонение перед миром Природы? Через образ прохожего, который низко и с благоговением склоняется перед подснежником и просит не шуметь, чтобы не нарушить показания приборов.

- Как поэтесса обнаруживает, что она живёт в век технического прогресса? Через сравнение подснежников с приборами, которые являются последним изобретением техники.

Читается вывод из учебника, который напечатан перед стихотворением.

- Какие звуки можно услышать в этом стихотворении?

Выразительное чтение стихотворения.

Давайте голосом покажем маленькому подснежнику, что действительно пришла весна и мы её рады встретить.

Физминутка.

Чтение и анализ стихотворения “Весна в лесу”.

Прочитайте про себя и скажите, похоже ли это стихотворение на предыдущее?

Повторное чтение и ответ на вопрос, что понравилось в этом произведении?

- Какой из образов представляешь лучше всего?

Работа в группах. (Группы остались без изменения).

Каждая группа читает по 3 четверостишия и находит непонятные слова, которые объясняет с помощью толкового словаря. Значение непонятных слов озвучивается перед классом представителем каждой группы.

- Подумайте, просмотрите ещё раз глазками и скажите, можно ли разделить это стихотворение на части? На сколько? 2.

- Какой образ весенней природы создаёт автор в первой части стихотворения? Процесс ежегодного обновления. Зачитать.

- Что хотел показать автор во второй части? Сказочный образ весенней природы, идея вечности природы, овеянная старинными поверьями, легендами, сказками. Зачитать.

- Как лирический герой воспринимает природу весной?

Весенняя лаборатория, где все процессы совершаются прямо на глазах у нас.

Вечный хранитель продолжения рода.

Выразительное чтение стихотворения.

Передать голосом душевное состояние автора.

Вывод: люди по-разному воспринимают и переживают весну, но первые цветы никого не могут оставить равнодушными, потому что всё вокруг сразу становится светлым и праздничным.

Задание по выбору.

Распределение по группам в зависимости от выбора задания.

  1. Сделать анализ стихотворения по схеме. ((Приложение 4)).
  2. Составить кроссворд по стихотворению “Весна в лесу”. 4-5 слов.
  3. Составить газету о весне: загадки, картинки, стихи…(это дети готовили дома для сегодняшнего урока).
  4. Сочинить своё стихотворение о весне.
  5. Дать характеристику весны, используя слова из стихотворения. (Любое стихотворение).

Количество заданий можно увеличить или уменьшить в зависимости от оставшегося времени на уроке и класса.

Задания на уроке проверяются.

Итог урока.

- Что нового для себя вы открыли на уроке?

Какую бы пору не переживала природа – утро, вечер, весна – она всегда сказочно прекрасна.

- Зачем человеку красота?

Кто полюбил прекрасное, тому стыдно поступать некрасиво.

Домашнее задание.

По выбору:

  • Выучить наизусть любое стихотворение.
  • Выписать из прочитанных на уроке стихотворений образные, понравившиеся отрывки, в творческие тетради, о весне и можно добавить свои.
  • Подобрать пословицы и поговорки о весне.

Урок окончен.