Система: Л. В. Занков.
Предмет: Литература.
Класс: 4.
Автор учебника: Н.А.Чуракова.
Тип: урок обобщения.
Вид: беседа, самостоятельная работа, исследование.
Методы: поисковый, исследовательский, проекта.
Форма: групповая.
Тема: Сравнительный анализ лирических стихотворений К. Некрасовой “Весна” и Н. Заболоцского “Весна в лесу”.
Цели:
1. Формировать мыслительную деятельность учащихся; совершенствовать навыки чтения, через анализ поэтического произведения. Максимально выявить и использовать индивидуальный опыт ребёнка.
2. Развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, образное мышление, индивидуальные познавательные способности каждого ученика.
3. Вызвать желание и интерес к наблюдению за природой; уверенность в своих силах.
Оборудование: П.И.Чайковский “Времена года”, слово “Весна”, толковый словарь Ожегова, таблицы для чтения, ватман, фломастеры, пословицы, поговорки, загадки о весне, стихи картинки.
Весна.
“Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять”. (Р.Декарт.)
1. Организация класса.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно встали,
Глазки на меня подняли.
2. Обращение к эпиграфу.
- Кто такой Декарт? Французский философ, математик, физик, физиолог.
- Как вы понимаете это высказывание Декарта?
Сегодня на уроке мы будем учиться думать.
3. Проверка домашнего задания.
Домашнее задание у детей было по выбору. Учащиеся сидят по группам, в зависимости от выполнения домашнего задания. Дома дети работали с текстом А.П.Чехова “Белолобый”. Им надо было выполнить любое задание из предложенных:
1. Выучить отрывок наизусть.
2. Составить вопросы к тексту.
3. Пересказ одной из частей.
4. Анализ произведения по схеме. (Приложение 1)
Дети в группах друг другу рассказывали своё задание, оценивали друг друга, выбирали лучшего в группе, и он представлял группу перед классом.
- В какое время года происходили события? Весна.
- Как вы догадались, ведь кругом лежал снег?
- Отличается ли весенний снег от зимнего? Чем?
Выберите слова на доске, которые характеризуют весенний снег: последний, искристый, мокрый, колючий, грязный, свежий, пушистый, серебристый, мягкий, серый, рыхлый, белый.
4. Работа с таблицами по чтению. (Приложение 2)
- На какие группы можно разделить слова?
- Назвать группу слов, относящуюся к зиме.
- Что вы представляете, когда произносите слово “зима”?
3 таблица, столбик А.
- Прочитать сверху вниз, увеличивая громкость;
- Прочитать снизу вверх, увеличивая темп чтения;
- Прочитать с вопросительной интонацией;
- Прочитать с интонацией удивления.
2 таблица.
Прочитать слова, как будто за окном капель.
Найти координаты слов, которые относятся к весне: 2Б, 4В – лист, 2В –лёд, 3В – снег, 4Г –жук, 1Д – дождь.
П.И.Чайковский “Времена года”: “Март”, “Февраль”.
- Какая музыка подойдёт к времени года “весна”? Почему?
Погружение в урок под музыку “Март”.
Закрыли глаза.
Вспомним красавицу весну, которая стучится в окно и гонит зиму вон. Ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно – голубое-голубое, воздух – прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах. Запах чего?...высказывания детей.
Сообщение цели урока.
На смену холодной зиме приходит весна.(На доске появляется название темы “Весна”). Сейчас мы с вами совершим путешествие в это прекрасное время года. И поможет нам в этом стихотворение К.Некрасовой “Весна”.
Знакомство с произведением и его анализ.
Прочитайте про себя и скажите, что вы представили?
Повторное чтение вслух, с целью отметить непонятные слова. (Дети-консультанты находят в толковом словаре значение обозначенных слов и объясняют их значение).
- Какие литературные средства использует автор при описании весны? Олицетворение, сравнение.
- Какие образы-олицетворения придумала К. Некрасова, чтобы рассказать о весне? Босоногая берёзовая роща, которая всплеснула голыми веточками; сама природа расставила свои приборы (подснежники), которые фиксируют начало весны.
- Почему роща босоногая? Голая, сырая земля.
- О чём должны сообщить миру “тонколистные приборы”? О приходе весны.
- Как поэтесса выражает своё глубокое преклонение перед миром Природы? Через образ прохожего, который низко и с благоговением склоняется перед подснежником и просит не шуметь, чтобы не нарушить показания приборов.
- Как поэтесса обнаруживает, что она живёт в век технического прогресса? Через сравнение подснежников с приборами, которые являются последним изобретением техники.
Читается вывод из учебника, который напечатан перед стихотворением.
- Какие звуки можно услышать в этом стихотворении?
Выразительное чтение стихотворения.
Давайте голосом покажем маленькому подснежнику, что действительно пришла весна и мы её рады встретить.
Физминутка.
Чтение и анализ стихотворения “Весна в лесу”.
Прочитайте про себя и скажите, похоже ли это стихотворение на предыдущее?
Повторное чтение и ответ на вопрос, что понравилось в этом произведении?
- Какой из образов представляешь лучше всего?
Работа в группах. (Группы остались без изменения).
Каждая группа читает по 3 четверостишия и находит непонятные слова, которые объясняет с помощью толкового словаря. Значение непонятных слов озвучивается перед классом представителем каждой группы.
- Подумайте, просмотрите ещё раз глазками и скажите, можно ли разделить это стихотворение на части? На сколько? 2.
- Какой образ весенней природы создаёт автор в первой части стихотворения? Процесс ежегодного обновления. Зачитать.
- Что хотел показать автор во второй части? Сказочный образ весенней природы, идея вечности природы, овеянная старинными поверьями, легендами, сказками. Зачитать.
- Как лирический герой воспринимает природу весной?
Весенняя лаборатория, где все процессы совершаются прямо на глазах у нас.
Вечный хранитель продолжения рода.
Выразительное чтение стихотворения.
Передать голосом душевное состояние автора.
Вывод: люди по-разному воспринимают и переживают весну, но первые цветы никого не могут оставить равнодушными, потому что всё вокруг сразу становится светлым и праздничным.
Задание по выбору.
Распределение по группам в зависимости от выбора задания.
- Сделать анализ стихотворения по схеме. ((Приложение 4)).
- Составить кроссворд по стихотворению “Весна в лесу”. 4-5 слов.
- Составить газету о весне: загадки, картинки, стихи…(это дети готовили дома для сегодняшнего урока).
- Сочинить своё стихотворение о весне.
- Дать характеристику весны, используя слова из стихотворения. (Любое стихотворение).
Количество заданий можно увеличить или уменьшить в зависимости от оставшегося времени на уроке и класса.
Задания на уроке проверяются.
Итог урока.
- Что нового для себя вы открыли на уроке?
Какую бы пору не переживала природа – утро, вечер, весна – она всегда сказочно прекрасна.
- Зачем человеку красота?
Кто полюбил прекрасное, тому стыдно поступать некрасиво.
Домашнее задание.
По выбору:
- Выучить наизусть любое стихотворение.
- Выписать из прочитанных на уроке стихотворений образные, понравившиеся отрывки, в творческие тетради, о весне и можно добавить свои.
- Подобрать пословицы и поговорки о весне.
Урок окончен.