Возможности аудирования, как вида речевой деятельности в формировании языковой компетенции

Разделы: Иностранные языки


Общеизвестно, что приобщение к культуре другого народа делает изучение иностранного языка более привлекательным, оно необходимо для полноценной коммуникации, более точного и адекватного понимания другой культуры.

Аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение коммуникацией.

Объектами обучения в плане аудирования можно считать следующие:

1. Лексические навыки аудирования, формируемые на базе определённого программой количества лексических единиц, необходимых для функционирования данного вида речевой деятельности.

2. Грамматические навыки аудирования, формируемые на базе грамматических явлений, необходимых для функционирования данного вида речевой деятельности.

3. Персептивные навыки аудирования – формируемые на основе речевых единиц, функционирующих в данном виде речевой деятельности.

4. Фонематический слух.

5. Объём слуховой памяти.

А также:

6. Умение понимать сказанное собеседником и переспрашивать, если что-то непонятно.

7. Умение понимать сказанное в нормальном темпе.

8. Умение понимать речь в аудиозаписи.

9. Умение понимать и различать высказывания разного характера и стиля.

10. Умение предугадывать, предвидеть структуру, содержание.

11. Умение понять общее содержание, основную идею, смысл текста.

12. Умение выбрать главное из нескольких высказываний.

Обучение аудированию, или смысловому восприятию на слух, предполагает выполнение обучаемыми:

  1. Упражнений на формирование общих аудитивных навыков.
  2. Речевых упражнений.
  3. Последующую работу с аудиотекстом.

Упражнения для формирования общих аудитивных навыков включают следующие:

  • упражнения на преодоление фонетических, грамматических, лексических трудностей восприятия
  • упражнения на обучение восприятию речевого потока
  • упражнения для обучения вычленению различных категорий смысловой информации
  • упражнения на развитие памяти, внимания, воображения, логического мышления.

Таким образом, работа с аудиоматериалом имеет своей целью развитие умений аудирования и включает следующие задачи обучения:

  1. Обучение фонетике.
  2. Обучение лексике.
  3. Обучение грамматике.
  4. Обучение говорению и письменной речи.

Задания на формирование лексических и граммативных навыков являются подготовительными к упражнениям на продуктивную устную и письменную речь с опорой на текст и основаны на следующих типах действий:

  1. действия по аналогии.
  2. действия по трансформации.
  3. действия по замене.
  4. действия по подстановке.
  5. действия по расширению/сужению высказывания.

Работа с аудиотекстом состоит из этапов:

I. Предтекстовый этап

Предтекстовый этап включает работу с доской, раздаточным материалом и фрагментами аудиотекста, а также живое учебное общение.

Основное содержание остальных этапов:

  1. Снятие лингвистических трудностей аудиотекста (лексических, грамматических, фонетических);
  2. Введение в проблематику текста (постановка проблемных вопросов, смысловые задачи и т.д.);
  3. Развитие навыков прогнозирования (по заголовку определить содержание, опровергнуть или подтвердить предлагаемые утверждения).

На этом этапе используются следующие виды работ:

  • введение новых слов, их объяснение, знакомство с иллюстрациями
  • работа с наиболее сложными грамматическими структурами
  • активизация знаний путём ассоциограмм
  • тематическая группировка слов из аудиотекста
  • составление коротких предложений с этими словами
  • отработка техники чтения, звукобуквенного соответствия, произношения, ударения, интонации
  • визуальные импульсы (иллюстрация, фото, видео при введении новых слов, предложений из аудиотекста (ответить на вопросы – кто что делает, где происходит действие, составить диалог по картинке), т.е. придумать о чём говорят)
  • акустические импульсы (голоса, звуки, музыка)
  • постановка всевозможных вопросов к наиболее сложным предложениям текста
  • нахождение соответствия к тексту, к картинке, предложению
  • последовательное расположение предложений, абзацев
  • упрощённая версия
  • избирательное аудирование фрагментов текста с выполнением задания: сформировать ответ на вопрос, воспроизведение контекстов употребления определённых слов, определение правильности предварительного утверждения

II. Текстовый этап

Текстовый этап включает прослушивание всего текста и поочерёдно отдельных абзацев, смысловых блоков. В процессе многократного прослушивания текста, который имеет своей целью:

  • проверку понимания
  • прогнозирование смыслового содержания текста
  • развитие логики, памяти, внимания
  • используются следующие виды работ:
  • заполнение таблицы (имена, цифры, другие данные)
  • заполнение пропусков в тексте
  • ответы на главные 5 вопросов (кто, где, когда, как, почему)
  • визуальный диктант
  • установление правильной последовательности (предложений, фрагментов)
  • тест “правильно/неправильно”
  • подбор заглавия абзацам
  • перефразирование

III. Послетекстовый этап

Послетекстовый этап направлен на проверку полноты и точности содержания, т.е. контроль работы над текстом, обсуждение прослушанного. Этот этап включает такие задания:

  1. упорядочение предложений/абзацев в соответствии с прослушанным текстом или какая картинка соответствует, какому тексту, заголовку, картинке.
  2. придумать конец/продолжение рассказа
  3. составить план
  4. придумать рассказ по аналогии
  5. ролевая игра
  6. составление диалогов по теме рассказа
  7. постепенное и полное переключение на другие виды речевой деятельности (чтение, письмо)

Следует отметить, что все упражнения формируют у учащихся различные навыки обучения:

  1. Рецептивные - умение воспринимать услышанное, узнавать знакомое, поиск по заданию учителя.
  2. Репродуктивные - умение копирования образцов, умение воспроизводить услышанное.
  3. Реконструктивные (компенсаторные) – умение перефразировать аудиотекст, использовать синонимы, изменять синтаксические структуры.
  4. Продуктивные, творческие – умение передать содержание, творческий подход.
  5. Рефлексивные – умения анализировать, оценивать, обобщать, систематизировать знания.
  6. Коммуникативные – умения общения.