Урок обучения чтению в 1-м классе с использованием технологии развивающего обучения. "Звук [ у ] и его обозначение буквами У, Ю"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закреплять знания о роли букв У, Ю в обозначении звука [ у ] и твердости-мягкости согласных звуков.
  2. Обучать чтению обратных и прямых слогов с буквами У, Ю.
  3. Развивать фонематический слух, память, внимание, наблюдательность, любознательность, воображение. Развивать голосовой аппарат, темп речи (скороговорка).
  4. Формировать умения сознательно выполнять звуковой анализ слов; упражнять в выработке техники чтения (слоговые таблицы); формировать простейшие графические навыки
  5. Активизировать мышление и речь ребенка
  6. Воспитывать чувство коллективизма, учить выдержке, настойчивость

Оборудование урока

Книга для обучения чтению “Азбука” Н.М.Бетенькова; картинки животных: петух, заяц, утка, курица, собака; домик с буквами; слоговая таблица; опорная таблица с буквами У и Ю, как ориентиры чтения; карточки с буквами У и Ю для каждого ученика; аудиокассета. Волшебные голоса природы. Малыш в лесу; контур игрушки-юлы для каждого ученика.

I. Орг. момент

II. Разминка

У. Сегодня мы продолжаем путешествие по волшебной стране Азбуковедения, где живут звуки и буквы, обозначающие их. Но, отправляясь в любое путешествие, необходимо быть внимательными. Начнем с тренировки внимания (на доске домик с буквами).

Сколько букв гласного звука [ а ] вы видите?(4.)

А есть ли “хитрая” буква? (Ю) Почему ее так называют? (Этой буквой обозначают звук [у], и два звука [й?у ]в начале слова и после гласной.)

Какая буква в верхнем правом углу? (Буква “О”.)

Какая буква в нижнем правом углу? (Буква “У”.)

А как вы думаете, какая буква в гости пришла? (Буква “Эм”.)

Почему вы так считаете? (буква эм обозначает согласный звук, а все остальные буквы обозначают гласные звуки)

А какими буквами обозначают звук [у]? (Буквами У и Ю.)

III. Актуализация урока

1.

У. Итак, вы готовы к путешествию, и мы отправляемся в гости к буквам, которые обозначают звук [у]. Это буквы У и Ю.

Представьте, мы идем по тропинке волшебной страны. А куда идти? Туда, где услышим звук [у]. Давайте прислушаемся, нас должны окружать предметы и животные в названии, которых есть звук [у], чтобы не заблудиться, мы будем звать на помощь — ау.ау.ау.ау. В лесу волки завыли — у.у.у.у., филин закричал — ух.ух.ух.ух, кукушка кукует — ку.ку.ку.ку.

Приготовьте ладошки — хлопок, если мы правильно идем. Вот и улитка, лягушка, жук, пчела, верблюд, стрекоза, уж, бабочка, гусеница.

У. Молодцы! Значит, все в порядке, мы идем в правильном направлении.

(Учитель раздает ученикам картинки: петуха, собаки, курицы, зайца, утки.)

Назовите этих животных? Каких из них мы возьмем сегодня в волшебную страну? Почему?

Д. Курицу, петуха, утку. В названии этих животных есть звук [у].

У. Правильно! Давайте вспомним скороговорку об уточке и произнесем ее)

Д. (хором)

Стала утка на пруду
Учить своих утят;
Утята плавать на виду
У мамы не хотят
Ужасно утка мучится:
“Ну что из них получится?”

У. Молодцы ребята!

(Открывается доска с опорной таблицей)

У. А вот и буквы-подружки У и Ю, которые выполняют очень важную работу: они обозначают гласный звук [у], а буква Ю еще и два звука [й?у]. Но мы не будем их путать, так как: буква У показывает, что букву согласного звука перед ней надо читать твердо, буква Ю показывает, что букву согласного звука перед ней надо читать мягко.

Чтобы это не забыть, у нас есть стихи:

Д. (хором)

Буква У и буква Ю
Нам нужны для звука [у].
Слушать нужно звук согласный
Он нам всем подскажет ясно
После твердых – буква У.
После мягких – буква Ю.

У. Встреча с буквами состоялась, а значит, нас ждут интересные задания и игры, но сначала давайте почитаем. (Хоровое чтение слоговой таблицы на доске.)

2. Работа по учебнику. (стр. 38). Жужжащее чтение.

У.Самостоятельно прочитайте слоговую таблицу, кто быстро справится, попробуйте прочитать таблицу с буквами, с которыми мы еще на уроках не знакомились, в учебнике она в желтой полосе. (Учитель проходит по классу и слушает чтение детей).

3. Работа в тетради.

У. Давайте в своих тетрадях напечатаем буквы Уу, Юю и постараемся их хорошо запомнить. (Дети печатают буквы)

У. А сейчас приготовьтесь составить звуковую схему к слову салют (под руководством учителя). А теперь самостоятельно к слову гусь. (один ученик выполняет схему на индивидуальной доске, затем проверка )

У. Молодцы! Напечатайте слоги под диктовку: ню, рю, му, лю, ну

4. Физминутка

На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет.

5. Игра “Рассыпались слоги”

(На доске слоги и буквы) ла, на, лу, ю;

Лё, Ню, Я, ра, ня, на

У. Ребята, рассыпались слоги, помогите составить слова. Обратите внимание на слоги, в которых первая буква большая, почему?

Д. Большая буква пишется в словах, обозначающих имена, города, реки и т.д. (Дети составляют слова) луна, юла, Лёня, Нюра, Яна.

У. А теперь игра “Будь внимательным!”

У вас на партах карточки с буквами У и Ю. Возьмите их в руки и покажите, что вы готовы узнать условие игры. Я буду произносить слова, со звуком [у], а вы покажите букву, которой обозначите этот звук на письме, будьте внимательны!

Лук, люк, крюк, друг, круг, тюк, куст, клюв, стук

Молодцы! Я вижу и знаю, что вы любите играть. Посмотрите в учебнике на стр.39 нарисованы игрушки и к ним стихи А. Барто. Я думаю, вам они известны. Помогите мне их прочитать. (Дети хором читают знакомые им стихи)

IV. Итог урока

У. Я вам предлагаю раскрасить игрушку, а вы попробуйте догадаться, какую?

Итак, слушайте внимательно - машина, пирамидка, юла, мячик, слоник.

Д. Юла, так как в слове, обозначающем эту игрушку есть звук [ й,у]

У. Молодцы, ребята! Хорошо потрудились. Буквы У и Ю мы теперь не перепутаем.

V. Рефлексия

Все дети, получают рисунок юлы и приступают к разукрашиванию его под музыку. Для тех, кто быстро справляется с заданием, предлагается самостоятельно рядом нарисовать любимую игрушку. <Рисунок 3>

(Учитель рассматривает работы детей, поощряет словами ребят, а в конце урока дети показывают свои работы, поднимая их перед собой).

У. Все замечательно потрудились! Спасибо, урок окончен.