Цели:
- Закреплять знания о роли букв У, Ю в обозначении звука [ у ] и твердости-мягкости согласных звуков.
- Обучать чтению обратных и прямых слогов с буквами У, Ю.
- Развивать фонематический слух, память, внимание, наблюдательность, любознательность, воображение. Развивать голосовой аппарат, темп речи (скороговорка).
- Формировать умения сознательно выполнять звуковой анализ слов; упражнять в выработке техники чтения (слоговые таблицы); формировать простейшие графические навыки
- Активизировать мышление и речь ребенка
- Воспитывать чувство коллективизма, учить выдержке, настойчивость
Оборудование урока
Книга для обучения чтению “Азбука” Н.М.Бетенькова; картинки животных: петух, заяц, утка, курица, собака; домик с буквами; слоговая таблица; опорная таблица с буквами У и Ю, как ориентиры чтения; карточки с буквами У и Ю для каждого ученика; аудиокассета. Волшебные голоса природы. Малыш в лесу; контур игрушки-юлы для каждого ученика.
I. Орг. момент
II. Разминка
У. Сегодня мы продолжаем путешествие по волшебной стране Азбуковедения, где живут звуки и буквы, обозначающие их. Но, отправляясь в любое путешествие, необходимо быть внимательными. Начнем с тренировки внимания (на доске домик с буквами).
Сколько букв гласного звука [ а ] вы видите?(4.)
А есть ли “хитрая” буква? (Ю) Почему ее так называют? (Этой буквой обозначают звук [у], и два звука [й?у ]в начале слова и после гласной.)
Какая буква в верхнем правом углу? (Буква “О”.)
Какая буква в нижнем правом углу? (Буква “У”.)
А как вы думаете, какая буква в гости пришла? (Буква “Эм”.)
Почему вы так считаете? (буква эм обозначает согласный звук, а все остальные буквы обозначают гласные звуки)
А какими буквами обозначают звук [у]? (Буквами У и Ю.)
III. Актуализация урока
1.
У. Итак, вы готовы к путешествию, и мы отправляемся в гости к буквам, которые обозначают звук [у]. Это буквы У и Ю.
Представьте, мы идем по тропинке волшебной страны. А куда идти? Туда, где услышим звук [у]. Давайте прислушаемся, нас должны окружать предметы и животные в названии, которых есть звук [у], чтобы не заблудиться, мы будем звать на помощь — ау.ау.ау.ау. В лесу волки завыли — у.у.у.у., филин закричал — ух.ух.ух.ух, кукушка кукует — ку.ку.ку.ку.
Приготовьте ладошки — хлопок, если мы правильно идем. Вот и улитка, лягушка, жук, пчела, верблюд, стрекоза, уж, бабочка, гусеница.
У. Молодцы! Значит, все в порядке, мы идем в правильном направлении.
(Учитель раздает ученикам картинки: петуха, собаки, курицы, зайца, утки.)
Назовите этих животных? Каких из них мы возьмем сегодня в волшебную страну? Почему?
Д. Курицу, петуха, утку. В названии этих животных есть звук [у].
У. Правильно! Давайте вспомним скороговорку об уточке и произнесем ее)
Д. (хором)
Стала утка на пруду
Учить своих утят;
Утята плавать на виду
У мамы не хотят
Ужасно утка мучится:
“Ну что из них получится?”
У. Молодцы ребята!
(Открывается доска с опорной таблицей)
У. А вот и буквы-подружки У и Ю, которые выполняют очень важную работу: они обозначают гласный звук [у], а буква Ю еще и два звука [й?у]. Но мы не будем их путать, так как: буква У показывает, что букву согласного звука перед ней надо читать твердо, буква Ю показывает, что букву согласного звука перед ней надо читать мягко.
Чтобы это не забыть, у нас есть стихи:
Д. (хором)
Буква У и буква Ю
Нам нужны для звука [у].
Слушать нужно звук согласный
Он нам всем подскажет ясно
После твердых – буква У.
После мягких – буква Ю.
У. Встреча с буквами состоялась, а значит, нас ждут интересные задания и игры, но сначала давайте почитаем. (Хоровое чтение слоговой таблицы на доске.)
2. Работа по учебнику. (стр. 38). Жужжащее чтение.
У.Самостоятельно прочитайте слоговую таблицу, кто быстро справится, попробуйте прочитать таблицу с буквами, с которыми мы еще на уроках не знакомились, в учебнике она в желтой полосе. (Учитель проходит по классу и слушает чтение детей).
3. Работа в тетради.
У. Давайте в своих тетрадях напечатаем буквы Уу, Юю и постараемся их хорошо запомнить. (Дети печатают буквы)
У. А сейчас приготовьтесь составить звуковую схему к слову салют (под руководством учителя). А теперь самостоятельно к слову гусь. (один ученик выполняет схему на индивидуальной доске, затем проверка )
У. Молодцы! Напечатайте слоги под диктовку: ню, рю, му, лю, ну
4. Физминутка
На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет.
5. Игра “Рассыпались слоги”
(На доске слоги и буквы) ла, на, лу, ю;
Лё, Ню, Я, ра, ня, на
У. Ребята, рассыпались слоги, помогите составить слова. Обратите внимание на слоги, в которых первая буква большая, почему?
Д. Большая буква пишется в словах, обозначающих имена, города, реки и т.д. (Дети составляют слова) луна, юла, Лёня, Нюра, Яна.
У. А теперь игра “Будь внимательным!”
У вас на партах карточки с буквами У и Ю. Возьмите их в руки и покажите, что вы готовы узнать условие игры. Я буду произносить слова, со звуком [у], а вы покажите букву, которой обозначите этот звук на письме, будьте внимательны!
Лук, люк, крюк, друг, круг, тюк, куст, клюв, стук
Молодцы! Я вижу и знаю, что вы любите играть. Посмотрите в учебнике на стр.39 нарисованы игрушки и к ним стихи А. Барто. Я думаю, вам они известны. Помогите мне их прочитать. (Дети хором читают знакомые им стихи)
IV. Итог урока
У. Я вам предлагаю раскрасить игрушку, а вы попробуйте догадаться, какую?
Итак, слушайте внимательно - машина, пирамидка, юла, мячик, слоник.
Д. Юла, так как в слове, обозначающем эту игрушку есть звук [ й,у]
У. Молодцы, ребята! Хорошо потрудились. Буквы У и Ю мы теперь не перепутаем.
V. Рефлексия
Все дети, получают рисунок юлы и приступают к разукрашиванию его под музыку. Для тех, кто быстро справляется с заданием, предлагается самостоятельно рядом нарисовать любимую игрушку. <Рисунок 3>
(Учитель рассматривает работы детей, поощряет словами ребят, а в конце урока дети показывают свои работы, поднимая их перед собой).
У. Все замечательно потрудились! Спасибо, урок окончен.