Цель: Обобщить знания детей о творчестве русских писателей по теме “Зима”.
Задачи:
- Обобщить читательский опыт учащихся.
- Закрепить навыки литературного чтении.
- Воспитать любовь к литературе, к природе родного края, к своей Родине.
- Развитие устной и письменной речи учащихся.
- Развитие воображения, фантазии, памяти, творческих способностей учеников.
Оборудование:
- Картины с изображением зимы.
- Записи музыки П.И.Чайковского “Времена года. Зима”.
- Индивидуальная карта-“палитра” для работы в мастерской. (Приложение 1).
- Индивидуальный лист бумаги (1/4 листа А4) для выполнения обложки.
- Карточки-снежинки для записи сочинений. (Приложение 2).
- Учебник. Литературное чтение 2 класс (часть первая) Л.А. Ефросинина.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня нас пригласили в творческую мастерскую. В ней работает Художник – Зима, Писатель – Зима и Композитор – Зима. Мы попытаемся помочь им в создании нового произведения о зиме. Для этого нам предстоит вспомнить произведения русских писателей о зиме, рассмотреть картины художников, полюбоваться красотами зимней природы родного края. В добрый час!
2. Актуализация знаний учащихся.
Давайте послушаем замечательную музыку русского композитора П.И.Чайковского. Какие картины хотел нарисовать в своей музыке автор?
(Слушание музыки. Ответы детей.)
Вывод: Зима – прекрасное время года. Оно таинственное и волшебное.
(На доске появляются слова: Зима – таинственное и волшебное время года.)
Согласны ли с нами художники? Рассмотрите репродукции картин художников. Что волшебного вы отметили? (Ответы детей).
Вывод: Зима – прекрасное время года. Природа зимой замирает в ожидании чуда.
(На доске появляются слова: Природа замерла в ожидании чуда).
Вспомним произведения русских писателей о зиме. Обратимся к “палитре”. Выполним задание №1.
Вопрос: Какое из перечисленных произведений вам понравилось больше и почему?
3. Работа с текстами произведений.
Сейчас мы будем наносить на нашу “палитру” зимние краски. Какие основные признаки зимы встречаются в литературных произведениях?
(На доске в общей таблице и в “палитрах" детей появляются слова в первой графе таблицы: снег, ветер, лед, иней).
Как описывают эти признаки писатели?
(Дети зачитывают строчки из произведений, называя автора, название и страницу в учебнике, где эти строчки они нашли.)
(На доске и в “палитрах” учеников появляются эпитеты, используемые авторами).
А теперь выясним, что же писатели говорят об этих удивительных признаках зимы?
(Дети зачитывают строчки из произведений, называя автора, название и страницу в учебнике, где эти строчки они нашли.)
Вывод: Мы нанесли основные краски на нашу “палитру”. Составьте первые наброски своих сказок. (Дети произносят первые предложения, которые они составили по таблице).
4. Знакомство с новым произведением.
Прочитайте произведение на странице 117. Составьте обложку для этого произведения.
Что вы прочитали? Дайте первичный анализ произведения. (Это рассказ о природе. Автор М. Пришвин. Название рассказа “Деревья в лесу”).
Работа с текстом нового произведения:
- Что описано в рассказе?
- Как описано состояние леса? (Зачитывание отрывка).
- Как описаны деревья в зимнем лесу? (Зачитывание отрывка).
Вывод: нанесите на “палитру” новые краски. Дополните предложения словами из произведения М.Пришвина.
5. Составление текста своей зимней сказки.
Мы замечательно работаем в нашей творческой мастерской. У каждого из вас, наверное, внутри уже зародилась волшебная зимняя сказка. Сейчас попрошу вас сосредоточиться, собраться с мыслями и составить ваше творение. (Дети записывают свои рассказы, опираясь на слова в “палитре”).
Под звуки чарующей музыки знаменитого композитора П.И.Чайковского мы и послушаем ваши сказки.
(Дети зачитывают составленные рассказы).
6. Итог урока. Домашнее задание.
У вас получились замечательные рассказы. Я предлагаю вам составить сборник наших первых авторских рассказов. Для этого мы запишем наши произведения на карточки снежинки, которые соберем в чудо-книжку. Спасибо всем за работу!