Урок — творческая мастерская по литературному чтению во 2-м классе на тему: "Зимняя сказка"

Разделы: Начальная школа


Цель: Обобщить знания детей о творчестве русских писателей по теме “Зима”.

Задачи:

  1. Обобщить читательский опыт учащихся.
  2. Закрепить навыки литературного чтении.
  3. Воспитать любовь к литературе, к природе родного края, к своей Родине.
  4. Развитие устной и письменной речи учащихся.
  5. Развитие воображения, фантазии, памяти, творческих способностей учеников.

Оборудование:

  1. Картины с изображением зимы.
  2. Записи музыки П.И.Чайковского “Времена года. Зима”.
  3. Индивидуальная карта-“палитра” для работы в мастерской. (Приложение 1).
  4. Индивидуальный лист бумаги (1/4 листа А4) для выполнения обложки.
  5. Карточки-снежинки для записи сочинений. (Приложение 2).
  6. Учебник. Литературное чтение 2 класс (часть первая) Л.А. Ефросинина.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня нас пригласили в творческую мастерскую. В ней работает Художник – Зима, Писатель – Зима и Композитор – Зима. Мы попытаемся помочь им в создании нового произведения о зиме. Для этого нам предстоит вспомнить произведения русских писателей о зиме, рассмотреть картины художников, полюбоваться красотами зимней природы родного края. В добрый час!

2. Актуализация знаний учащихся.

Давайте послушаем замечательную музыку русского композитора П.И.Чайковского. Какие картины хотел нарисовать в своей музыке автор?

(Слушание музыки. Ответы детей.)

Вывод: Зима – прекрасное время года. Оно таинственное и волшебное.

(На доске появляются слова: Зима – таинственное и волшебное время года.)

Согласны ли с нами художники? Рассмотрите репродукции картин художников. Что волшебного вы отметили? (Ответы детей).

Вывод: Зима – прекрасное время года. Природа зимой замирает в ожидании чуда.

(На доске появляются слова: Природа замерла в ожидании чуда).

Вспомним произведения русских писателей о зиме. Обратимся к “палитре”. Выполним задание №1.

Вопрос: Какое из перечисленных произведений вам понравилось больше и почему?

3. Работа с текстами произведений.

Сейчас мы будем наносить на нашу “палитру” зимние краски. Какие основные признаки зимы встречаются в литературных произведениях?

(На доске в общей таблице и в “палитрах" детей появляются слова в первой графе таблицы: снег, ветер, лед, иней).

Как описывают эти признаки писатели?

(Дети зачитывают строчки из произведений, называя автора, название и страницу в учебнике, где эти строчки они нашли.)

(На доске и в “палитрах” учеников появляются эпитеты, используемые авторами).

А теперь выясним, что же писатели говорят об этих удивительных признаках зимы?

(Дети зачитывают строчки из произведений, называя автора, название и страницу в учебнике, где эти строчки они нашли.)

Вывод: Мы нанесли основные краски на нашу “палитру”. Составьте первые наброски своих сказок. (Дети произносят первые предложения, которые они составили по таблице).

4. Знакомство с новым произведением.

Прочитайте произведение на странице 117. Составьте обложку для этого произведения.

Что вы прочитали? Дайте первичный анализ произведения. (Это рассказ о природе. Автор М. Пришвин. Название рассказа “Деревья в лесу”).

Работа с текстом нового произведения:

  1. Что описано в рассказе?
  2. Как описано состояние леса? (Зачитывание отрывка).
  3. Как описаны деревья в зимнем лесу? (Зачитывание отрывка).

Вывод: нанесите на “палитру” новые краски. Дополните предложения словами из произведения М.Пришвина.

5. Составление текста своей зимней сказки.

Мы замечательно работаем в нашей творческой мастерской. У каждого из вас, наверное, внутри уже зародилась волшебная зимняя сказка. Сейчас попрошу вас сосредоточиться, собраться с мыслями и составить ваше творение. (Дети записывают свои рассказы, опираясь на слова в “палитре”).

Под звуки чарующей музыки знаменитого композитора П.И.Чайковского мы и послушаем ваши сказки.

(Дети зачитывают составленные рассказы).

6. Итог урока. Домашнее задание.

У вас получились замечательные рассказы. Я предлагаю вам составить сборник наших первых авторских рассказов. Для этого мы запишем наши произведения на карточки снежинки, которые соберем в чудо-книжку. Спасибо всем за работу!