Истоки творческих способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. (В.А.Сухомлинский)
Слова, сказанные известным педагогом В.А. Сухомлинским, сегодня могут служить направляющей линией в уроках художественного труда. Вчитываясь в них, глубже понимаешь необходимость целей и задач, которые поставлены перед учителем, работающим в системе развивающего обучения. Хорошо известно, что специфическая задача предметов художественного цикла — максимально способствовать раскрытию творческого потенциала ребёнка, воспитать индивидуально выраженную, креативную личность.
Мы учим детей читать и писать, логически мыслить, решать нестандартные задачи, находить выход из проблемных ситуаций. Почему же не научить их создавать прекрасные игрушки, обращаясь к истокам народного творчества, в которых, наряду с точным использованием техники выполнения, дети постараются передать свой внутренний мир, внести своё я, создать свой орнамент в росписи игрушки. Для этого учителю нужно совсем немного: во-первых, желание создать настоящую мастерскую народных умельцев; во-вторых, коробка пластилина, и, в-третьих, обучить детей работать в технике “пластилиновая роспись”, показав новые способы обработки и новые возникающие эффекты хорошо знакомого им материала. А вот тема для отработки навыка расписывать пластилином выбрана, наоборот, традиционная: “Народная игрушка из Дымково”. Это не случайно. Дымковская игрушка — неотъемлемая часть декоративно-прикладного искусства России.
Многие учителя знакомят своих питомцев с дымковской игрушкой на уроках изобрази- тельного искусства. Лепка и роспись этой игрушки пользуются особым вниманием на занятиях в кружках дополнительного образования, так как работа с глиной хлопотна. Попытка выполнить её в школьных условиях встречает ряд трудностей. Во-первых, трудно достать по-делочную глину необходимого качества. Во-вторых, для увеличения прочности изделия его желательно обжечь. А можно ли познакомить детей с приёмами лепки, научить их передавать её красоту, использовав доступный материал? Оказывается, можно. Помогут нам в этом пластилин, у которого пластические свойства несколько иные, чем у глины, и техника пласти-линовой росписи. Игрушка, слепленная по мотивам глиняной, будет расписываться не красками, а самим пластилином приёмом раскатывания. Методическое описание этого приёма дано в учебнике Т.Н. Просняковой “Уроки мастерства” (3 класс, система развивающего обучения Л.В. Занкова). Но, разумеется, чтобы выполнить такую “роспись”, необходимо хорошо изучить традиционную игрушку: цветовую гамму, узоры и технологию получения “расписного” пластилина раскатыванием. Ученики, используя инструкционные карты с поэтапным выполнением игрушки, мастерят дымковских “Барыню” и “Собачку”.
Дымковская игрушка, первоначально предназначавшаяся для игры, для забавы, для сердечного восхищения, несёт детям радость познания и коллективного труда, приобщает к на-родному мироощущению, заключает в себе огромный творческий импульс, который передаётся и учителю, и ученикам. После выполнения индивидуальных игрушек в классе возникает идея создать совместный ученический проект “Дымковская ярмарка “Свистунья””. Игрушки народных мастеров были самым ярким украшением ярмарки с озорным и весёлым названием “Свистунья”. На этом празднике дымковские игрушки были у всех — и у детей, и у взрослых. Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы. Наследие дымковской игрушки — та почва, прикосновение к которой даёт свежие силы для творческих поисков. Итог работы по росписи дымковской игрушки подводится на уроке, где дети выполняют совместный ученический проект “Дымковская ярмарка Свистунья”. На этом уроке всё, как и положено, на ярмарке: и гости, и ряженые, и коробейники, и частушки под перебор русской гармони, и конечно, глиняные свистульки.
При выполнении совместного ученического проекта работа строится следующим образом. Учащиеся делятся на группы по 4–5 человек в каждой. Детям дается самостоятельное задание: используя иллюстрации дымковских игрушек, сделать одну по выбору. При создании общей игрушки, у учеников формируются такие качества, как умение планировать свою работу и распределить её каждому участнику группы. Дети учатся общаться между собой, выслушивать мнение другого, совместно выбирать орнамент для росписи игрушки. При делении на группы следует учитывать желание детей, умение самостоятельно работать, их творческие и организаторские способности. В группах, где подбор учащихся будет достаточно сильным, даётся задание повышенной трудности. В группе со слабым подбором роль организатора берёт на себя учитель. Надо помнить, что учитель направляет работу детей, оказывает теоретическую помощь, создаёт атмосферу общения, а не выполняет работу за детей. На уроке по данной теме можно использовать произведения устного народного творчества: потешки, песенки, заклички, умелое использование которых сделает урок живым и интересным.
В заключении хочу представить конспект этого урока.
Тема урока: “Лепка игрушек по мотивам дымковских”.
Форма проведения: деловая игра “Дымковская ярмарка Свистунья”.
Цели урока:
- учить детей лепить игрушку по мотивам дымковской, использовать в работе приём росписи пластилином, формировать умение выполнять коллективную работу в группах, составлять план работы и распределять её между участниками группы, расширять и уточнять знания учащихся о народных промыслах;
- развивать творческие способности учащихся, историческую и культурную память, умение составлять орнамент из геометрических фигур при оформлении игрушки;
- воспитывать художественный вкус; трудолюбие, чувство товарищества и взаимопомощи.
Оборудование: пластилин, подкладная доска, костюмы скоморохов и коробейников, иллюстрации игрушек, которые не раскрашены, запись ярмарочных мелодий для музыкального сопровождения, ярмарочные частушки, заклички, потешки.
Ход урока
1. Организационный момент. (Дети разделены на группы по 4–5 человека.)
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к мастерам-умельцам народной игруш-ки. Вы готовы к такому путешествию? Вам нужно совсем немного: коробка с пластилином, ска-зочное воображение и ваше умение рисовать пластилином.
2. Сообщение темы урока.
Учитель:
Мягко падает снежок, вьётся голубой снежок,
Дым идёт из труб столбом, точно в дымке всё кругом,
Голубые дали и село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимой так длинны, и лепили там из глины.
Все игрушки не простые, а волшебно расписные,
Белоснежные, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски.
Казалось бы — простой узор, но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава.
Долгими зимними вечерами при свете лучины, под звуки простой русской песни лепили из глины дымковские мастерицы фигурки барынь и кавалеров, водоносов и всадников, коней и медведей, индюков и петухов. Сегодня на уроке мы будем лепить и расписывать дымковскую игрушку.
3. Мобилизующий этап — приглашение на ярмарку.
(Под звуки ярмарочных напевов входят скоморохи.)
1-ый скоморох:
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни сладости
Давно вас ждут, друзья!
2-ой скоморох:
Здравствуйте, гости-господа,
Мы пришли к вам из далека,
Чтобы на ярмарку позвать
И игрушки вам показать.
1-ый скоморох:
Говорят о них повсюду,
Удивительному чуду мы поклонимся не раз,
И о дымковской игрушке поведём сейчас рассказ.
Учитель : Игрушки народных мастеров были самым ярким украшением ярмарки с весёлым и озорным названием “Свистунья”. На этом празднике дымковские игрушки-свистульки были у всех — и у детей, и у взрослых. Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы. А вы хо-тите на ярмарку, на игрушки дымковских мастеров посмотреть и свои показать?
(На столах каждой группы детей стоит игрушки “Барыня” и “Собачка”, которые были слепле-ны на предыдущих уроках.)
1-ый скоморох:
Шумит, ликует ярмарка, на ярмарку зовёт.
На дымковскую “Свистунью” торопится народ.
2-ой скоморох:
А как на той, на ярмарке всего, всего не счесть,
Игрушки там и сладости, и карусели есть.
1-ый скоморох:
Расписаны, как пряники, киоски и ларьки,
В них леденцы и бублики, красивые платки.
2-ой скоморох:
И дудки есть, и гусельки, и коврик расписной,
Всё, что глазам приглянется, бери честной народ!
(В момент чтения стихов скоморохи открывают ширму, за которой стоят коробейники. У них в лотках рисунки нераскрашенных игрушек. Они начинают зазывать покупателей.)
(Далее они показывают не расписанные контуры игрушек и прикрепляют их на доску.)
Учитель: Игрушки ваши большие,
Коробейники (хором ):
Ой, беда, беда, господа,
И почему-то не расписные! Пока ехали сюда,
Так спешили,
Что краски смыли.
Учитель: Что же не бывать нашей ярмарке? Что же не будет гуляний?
(Дети предлагают сделать игрушки из пластилина и расписать их пластилином по мотивам дымковских.)
А справитесь вы с таким трудным заданием? Тогда разбирайте рисунки игрушек, которые вам приглянулись.
4. Коллективная работа в группах.
Дети выбирают эскиз игрушки. Работа в группах ведется по плану:
а) анализ образца;
б) составляют план лепки игрушки, учеником-экспертом группы распределяется задание каждому ученику;
в) практическая работа уч-ся:
- текущий инструктаж по правилам лепки и соблюдению порядка за рабочим столом;
- лепка игрушки сложной формы с использованием разных приёмов: лепка из целого куска пластилина вытягиванием, приём примазывания и налепа;
- узор или орнамент в игрушке выполняется техникой пластилиновая роспись.
5. Выставка игрушек. (Из игрушек составляют коллективную композицию на дымковской ярмарке “Свистунья”.)
Учитель: А вот и ваши игрушки на ярмарке. Ярмарочное веселье в разгар пошло.
Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей!
6. Итог урока. (Даётся оценка работы каждой группы.)
Вы хорошо потрудились и повеселились. С нами ярмарка не прощается, и праздник продолжается. Ваши работы будут радовать глаз в нашем городе мастеров.