До сих пор одним из “больных” мест нашей школы остается недостаточная грамотность учащихся, и, видимо, причина кроется не только в трудностях русской орфографии, но и в несовершенстве методики обучения. Поэтому работу над орфографической грамотностью учащихся следует начинать с развития их орфографической зоркости.
Важно, прежде всего, научить детей ставить перед собой орфографические задачи, а затем уже постепенно учить их решению.
Решая орфографическую задачу, школьник должен совершить следующие действия:
1.Увидеть орфограмму в слове, словосочетании, тексте.
2. Определить ее вид.
3. Определить способ ее решения в зависимости от орфограммы.
4.Определить “шаги” решения, алгоритм.
5. Решить задачу.
6. Написать слово в соответствии с решением.
В помощь учащимся я вывешиваю памятки – алгоритмы. Какую роль они выполняют? Это, прежде всего точное и легко понимаемое описание (или предписание) выполняемого шаг за шагом, ступень за ступенью решения задачи данного типа, При точном соблюдении всех “шагов” алгоритма всегда приведет к правильному решению задачи. Приведу примеры алгоритмов.
Алгоритм проверки безударной гласной корня.
1 шаг. Найти в слове корень.
2 шаг. Есть ли в корне безударный гласный?
да |
нет |
3 шаг. Измене слово или подбери родственное.
4 шаг. Сравни проверяемое или проверочное слова.
Скажи, как надо писать корень. Проговори
Отчетливо. Проверь написанное.
Такое предписание я использую в конце второго класса для проверки простейших случаев, таких как, вода, сады, коза, грачи и т.д.
Алгоритм проверки слитного (раздельного) написания приставки, предлога.
1 шаг. Употребляется ли проверяемое слово без предлога, приставки?
да |
нет: пиши слитно, это приставка |
2 шаг. Можно ли вставить вопрос или иное слово?
Да, можно: пиши раздельно, это предлог, а не приставка |
Нет, нельзя: пиши слитно, это приставка |
Слова для проверки алгоритма: набережная, на берегу реки, нарисовал.
Есть также алгоритмы:
- проверки безударных падежных окончаний имен существительных (-и, -е)
- употребление Ь после шипящих и на конце имен существительных
- проверки употребления разделительного Ъ и другие.
Применение их идет в основном в третьем и четвертом классах.
Но далеко не все правила мне удалось свести к алгоритмам. Есть более простые алгоритмы (всего один шаг), есть слишком сложные (например, безударные личные окончания 1 и 2 спряжений глаголов).
Особое внимание я уделяю правописанию безударных гласных. Хочу предложить методику, по которой я работаю с 1 класса. Работа над безударными гласными начинается тогда, когда изучены гласные звуки и буквы А,О, И, Ы, У и согласный Н; слог и ударение также уже известны. Строго придерживаюсь следующей разработки:
№/№ |
ТЕМА |
Работа над безударными гласными |
1 |
Знакомство с ударением. |
Ударная гласная пишется так, как слышится. Графическое обозначение ударного гласного на письме. |
2 |
Разделение гласных и согласных звуков и букв. |
Наблюдение над произношением гласных и согласных звуков, их особенности. |
3 |
Подвижность ударения в слове. |
В ударном и безударном слогах пишется одна и та же гласная. Сравнение написания гласных в ударном и безударном слоге одних и тех же слов (стол – столы) |
4 |
Выделение безударных гласных в словах. Развитие орфографичес-кой зоркости. |
Нахождение и выделение в слове безударной гласной, проверка ее написания (подбор проверочных слов), написание слова. |
5 |
Знакомство с родственными словами. |
Составление гнезд родственных слов при подборе нужного проверочного слова (много – один; один – много). |
Сразу выделяю группу слов для уровня 1 класса:
бегу – бег, бегаю; болит – боль, больно; варить – варит, варится; вода – водный, воды; гора – горы, горный; добро – добрый; зима – зимний; коза – козы, козочка; пишу – пишем; светло – свет; тепло – тёплый; солить – соль.
Если у детей возникают трудности при изменении слова так, чтобы безударная гласная стала ударной, то я сама произношу это слово. Вся работа в первом классе идет от игры к ученью. Игры такого плана: “Подбери букву”, “Помоги Незнайке вставить букву” и т.д.
Во втором классе работа над безударной гласной уже усложняется, основными этапами становятся следующие:
- выделение ударного слога ( в 1 классе – звука)
- выделение безударного слога (в 1 классе – звука)
- несовпадение звука и буквы в безударных слогах
- умение видеть безударные слоги, безударные гласные
- быстрота реакций у детей на изменение слова (к-са – косы, р-са – росы и т.д.).
Дети второго класса могут сами сформулировать правило безударной гласной. Затем правило читается по учебнику. Со второй четверти я ввожу понятие “однородные слова” и “корень”. Это значительно облегчает работу по проверке безударных гласных. Соответственно расширяется алгоритм по проверке безударной гласной. Расширяется и группа слов для работы над безударной гласной; добавляю слова такие как: бачок, ведро, голосок, голубка, игра, листопад, овца, пахать, волосок, новогодний, доска, значок, почтальон, сидел, тишина, ходить и другие.
Предлагаю тексты, в которых нужно найти слова с проверяемой безударной гласной: По синим волнам океана, В тот год осенняя погода
Лишь звезды блеснуть в небесах, |
Стояла долго на дворе. |
Корабль одинокий несется, |
Зимы ждала, ждала природа |
Несется на всех парусах. |
Снег выпал только в январе. |
Даю задания такого вида: составить рассуждение для объяснения и проверки 5 безударных гласных; привести примеры; среди данных слов найти проверяемое и проверочное слово; подобрать родственные; найти орфограмму в словах; подобрать слова с безударной гласной (о, а, и, е, я).
Игры во втором классе уже предлагаю такого вида: “Подбери слово”, “Кто больше”, “Третий лишний”, “Кто выбыл?”.
Проверка безударных гласных в третьем классе переходит на морфемную, морфологическую основу: безударные гласные в корне слова проверяются путем подбора родственных, однокоренных слов, в приставках и суффиксах – на основе других приемов (запоминание); безударные окончания проверяются через форму падежа. Основная тема в третьем классе – это корень и приставка. Поэтому большое внимание я уделяю составу слова.
Основные приемы работы учащихся в третьем классе:
- обнаруживание в тексте слов с безударной гласной; указание её места;
выделение ударного гласного; тренировка орфографической зоркости;
- морфемный анализ слов;
- словообразовательные упражнения;
- использование “Орфографического словарика”, выработка привычки пользоваться словарем;
- построение алгоритмов проверки безударных гласных в корне слова;
- постепенный переход к сокращенным рассуждениям.
Предлагаю работу с такими словами и корнями слов как:
-боль- |
-бел- |
-жар- |
городить |
ремешок |
-больш- |
-земл- |
-бок- |
колотить |
соловей |
-брос- |
-кат- |
-лов- |
молодой |
олово |
-вал- |
-клев- |
-свет- |
полоса |
выздороветь |
-вар- |
-коп- |
-пис- |
хорошенько |
пепелище |
-верт- |
-креп- |
-жив- |
дорогой |
топорище |
-вод- |
-мер- |
золотой |
полоскать |
|
-гас- |
-мир- |
решето |
||
-год- |
-сел- |
розоветь |
||
-гол- |
-работ- |
говорить |
||
-дав- |
-лом- |
зеленеет |
||
-бедн- |
-тер- |
холодает |
В четвертом классе работа по теме “безударная гласная усложняется, так как вводятся темы: правописание безударных падежных окончаний имен существительных; прилагательных; личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени. Здесь я уже большое внимание уделяю морфологическому разбору и падежам русского языка. Так же составляю алгоритм для проверки безударных гласных (уже конкретно по частям речи), отрабатываю их и сокращаю до минимума.
Использую все виды деятельности с первого по четвертый класс. Приведу примеры учебных видов деятельности по классам.
Первый класс:
- звуко-буквенный разбор
- списывание с печатного текста
- списывание с проговариванием
- запись под диктовку
- нахождение орфограмм
- исправление ошибок
Второй класс:
- фонетический разбор
- грамматический разбор слов (по частям речи)
- синтаксический разбор предложения
- изложения, сочинения (обучающие)
- диктант “проверяю себя”
- словарно-орфографическая работа
- морфологический разбор (корень, окончание )
Третий класс: (к изученному ранее добавляется)
- морфологический разбор слова
- комментирование
- свободные диктанты
- обобщение материала
- применение алгоритмов
- самостоятельное письмо
- таблицы приставок, суффиксов и другие
Четвертый класс: ( использую все приёмы, которые имели место ранее)
- все виды языкового анализа
- списывание
- диктанты разных видов
- изложения, сочинения
- решение орфографических задач
- самопроверка
- исправление ошибок и другие
На основании проделанной работы провожу исследования по формированию орфографической зоркости отдельно по безударным гласным и другим орфограммам русского языка. Цель – увидеть, как дети вычисляют и видят орфограммы.