Оборудование:
- книжная выставка,
- портрет С. В. Ковалевской,
- плакаты с высказываниями С. В. Ковалевской.
1) В течение всей моей жизни математика привлекала меня больше философскою своею стороною и всегда представлялась мне наукою, открывающею совершенно новые горизонты.
2) У математиков существует свой язык – это формулы.
3) Я действительно серьёзным образом и небезуспешно занималась математикою, которую изучала исключительно по любви, без всяких посторонних целей.
Цели:
- знакомство учащихся с творчеством С. В. Ковалевской;
- формирование чувства гордости за Россию.
Введение.
Невозможно представить современную жизнь без наук. Испокон веков люди, познавая окружающий мир, совершали открытия. Многие из них облегчили жизнь человека, усовершенствовали её. Пожалуй, самая важная наука – это математика. Она проникла почти во все отрасли знаний и даже является языком, на котором говорят другие науки.
Мы знаем, что такое числовое выражение, что такое уравнение, какая фигура называется треугольником, какая квадратом. Знаем, как пользоваться этими понятиями. Но как мало мы знаем о тех, кто всю свою жизнь посвятил изучению математики. Ведь этим людям мы обязаны многими открытиями. Сегодня мы посвящаем своё выступление известной женщине, удостоенной учёной степени доктора философии с высшей похвалой Софье Васильевне Ковалевской. Среди женщин учёных, мало было таких, которые обладали уникальными способностями: сообразительностью, памятью. К тому же смогли стать хорошей матерью и глубоко уважаемым человеком среди людей. Даже среди мужчин не многие смогли в совершенстве постичь геометрию, астрономию, музыку, быть талантливыми в литературе, способными писать прекрасные стихотворения.
1. Вступление.
Имя первой русской женщины-математика Софьи Васильевны Ковалевской известно всему миру. “Я чувствую, что предназначена служить истине - науке и прокладывать новый путь женщинам, потому что это значит - служить справедливости” - это девиз всей жизни этой удивительной женщины, полюбившей свободу и математику.
2. Детство Сони.
Софья Васильевна Ковалевская родилась в Москве 15 января 1850 года в семье генерала Василия Васильевича Корвин-Круковского. Её мать Елизавета Фёдоровна была дочерью почётного члена Петербургской Академии Наук - геодезиста Ф. Ф. Шуберта и внучкой знаменитого астролога и математика Ф. И. Шуберта.
В семье Корвин-Круковских было трое детей: Две девочки Аня и Соня и один мальчик Фёдор. Согласно обычаю, принятому в барских семьях, у Корвин-Круковских воспитанием детей занимался штат специальных прислуг: няня, гувернантка и домашний учитель. На воображение Сони повлияли нянины сказки. “Всего счастливее я была, когда оставалась наедине с няней по вечерам, когда Федю уже уложат спать, а Анюта убежит в гостиную к большим. Я садилась рядом с няней на диване, прижималась к ней совсем близко, и она начинала рассказывать мне сказки. Эти сказки оставили в моём воображении глубокий след” - рассказывала Ковалевская.
У Сони была страсть к стихам и чтению книг. Училась девочка с большим желанием. Домашний учитель Малевич был больше склонен к гуманитарным предметам, чем к точным. Поэтому он гордился литературными способностями ученицы, одобрял её стихи и возлагал большие надежды на её будущее. В 12 лет Софья была уверена, что станет поэтессой. Её стихотворение:
Пришлось ли раз вам безучастно
Бездельно средь толпы гулять
И вдруг какой-то песни страстной
Случайно звуки услыхать.
Но вот нежданною волною
Пахнула память прежних лет.
И что-то милое, родное
В душе откликнулось в ответ.
Казалось вам, что эти звуки
Вы в детстве слышали не раз
Так много счастья, неги, муки
В них вспоминалося для вас.
Спешили вы привычным слухом
Напев знакомый уловить
Хотелось вам за каждым звуком
За каждым, словом уследить.
С математикой, ещё не зная её, Соня соприкоснулась рано. Из её воспоминаний мы узнаём об одном обстоятельстве, которое возбудило интерес девочки к этой науке. Семья Корвин-Круковских после выхода отца на пенсию поселилась в своём имении Палибино в Витебской области. Весь дом пришлось отделывать заново и все комнаты оклеивать новыми обоями, а так как комнат было много, то на одну из детских комнат обоев не хватило, выписывались обои их Петербурга, а это была целая история. Поэтому решили до удобного случая стену покрыть простой бумагой, а этой бумагой были листы лекции: математика Остроградского о дифференциальном и интегральном исчислении. Эти листы с непонятными формулами привлекали внимание девочки, Соня подолгу простаивала перед ними, пытаясь разобрать хотя бы отдельные фразы и найти тот порядок, в котором листы должны были следовать друг за другом. От долгого и ежедневного разглядывания формул, хотя они были непонятны, запечатлелись у Сони в памяти.
Значительное внимание на Софью оказывал её дядя Пётр Васильевич – старший брат отца, он не был математиком, но прочитал много книг по математике и любил с увлечением рассказывать Софье о них, его увлечённость передалась племяннице. От него Софья услышала первые сведения о математике, которых она не могла ещё понять, но которые действовали на её фантазию, внушая интерес к математике, как к науке высшей и таинственной. Математика казалось Софье удивительной наукой, открывающей свои тайны только посвящённым людям. Софья решила заняться всерьёз математикой.
В 1866 году пятнадцатилетней девочкой она начала заниматься высшей математикой у известного преподавателя Александра Николаевича Страннолюбского. В течение двух с половиной лет Софья усвоила всю арифметику, отлично решала самые трудные задачи. Затем был изучен обширный курс алгебры в двух томах, и на шестом году обучения были закончены планиметрия и стереометрия. Она делала большие успехи и за зиму изучила аналитическую геометрию, дифференциальное и интегральное исчисление.
У Страннолюбского Соня постигла основы высшей математики, её смысл, логику и красоту. Она ему доверила свой талант, своё будущее. В планы Сони также входило изучение физиологии, анатомии, физики, химии, астрологии. Страннолюбский, которым Соня восхищалась и с мнением, которого считалась, одобрял её стремление к широкому образованию. Стало ясно, что даже самые лучшие частные уроки не заменят систематический университетский курс. Соня хотела поступить в университет, но доступ женщинам во все русские университеты был закрыт. Высшее образование она могла получить только за границей.
Стихотворение, написанное Софьей:
Если ты в жизни, хотя на мгновенье
Истину в сердце своём ощутил,
Если луч правды сквозь мрак и сомненья
Ярким сияньем твой путь озарил:
Чтобы в решенье своём неизменном
Рок не назначил тебе впереди –
Память об этом мгновенье священном
Вечно храни, как святыню в груди.
Тучи сберутся громадой нестройной
Небо покроется чёрною мглой,
С ясной решимостью, с верой спокойной
Бурю, ты встреть и померься с грозой.
3. Учёба за границей.
Ехать за границу было не просто: от лиц, уезжающих за границу, требовался паспорт, получить который девушка могла только с согласия родителей или, вступив в брак. Так как отец Сони не отпускал её за границу, то ей пришлось подумать о фиктивном браке, как о единственном выходе из положения. Вот тогда и был заключён брак между С. В. Корвин-Круковской и палеонтологом В. О. Ковалевским. Это произошло 15 сентября 1868 года. Вскоре они полюбили друг друга, и их брак стал действительным. Письмо Софьи к сестре Анюте: “Я учусь довольно много и решила, что не стану слушать курс медицины, а прямо поступлю на физико-математический, я только тогда и счастлива, когда погружена в математику.”
15 апреля 1869 года супруги уехали за границу в Германию. Софью привлекал город Гельдерберг, где работали такие крупные учёные, как физик, физиолог, математик – Гельмгольц, знаменитый физик Кирхгоф, химик Бунзен. Она стала хлопотать о допуске к слушанью лекций. Общего разрешения она не получила, но лишь некоторые из профессоров разрешили ей посещать свои лекции. Софья посещала 22 лекции в неделю, 16 из них по математике. Профессора удивлялись её способностям быстро схватывать и усваивать материал.
С. В. Ковалевская смотрела на свои занятия математикой не только как на личное дело, она хотела открыть новую дорогу женщинам и доказать, что они тоже могут успешно заниматься наукой.
Софья много слышала о Берлинском профессоре, математике Карле Вейерштрассе, лекции которого привлекали слушателей из многих стран мира, и Соня во что бы то ни стало, решила стать слушательницей его лекций и поехала в Берлин.
В октябре 1870 года к пятидесятилетнему учёному пришла двадцатилетняя женщина маленького роста, худенькая, с короткими вьющимися волосами, с блестящими зелёными, как крыжовник глазами и обратилась к нему с необычной просьбой – разрешить ей слушать его лекции.
Профессор дал ей задание, нисколько не сомневаясь в том, что эта женщина здесь больше не появится, так как задание вряд ли будет ей по силам. Когда Соня в следующий раз пришла к нему, Вейерштрасс был поражён быстротой и оригинальностью математического мышления и профессор стал хлопотать перед учёным советом университета о допуске её к слушанью лекций. Но совет был неумолим. Тогда Вейерштрасс решил сам заниматься с талантливой женщиной, передавать ей содержание лекций, прочитанных им студентам университета. За неполные 4 года с осени 1870 и по весну 1870 года Ковалевская усвоила университетский курс математики, приобрела такую математическую подготовку, что Вейерштрасс немногих своих учеников мог сравнить с ней по математическому образованию. Кроме этого она написала 3 работы:
1. К теории уравнений в частных производных.
2. О приведении одного класса абелевых интегралов третьего ранга к эллиптическим интегралам.
3. Дополнения и замечания к исследованиям Лапласа о форме кольца Сатурна.
За эти работы Ковалевской была присуждена учёная степень доктора философии с наивысшей похвалой. Её работы относились к весьма тонким разделам высшей математики, и в 1874 году она получила учёную степень доктора химии.
4. Возвращение в Россию.
С. В. Ковалевская, получив образование в Германии, решила вернуться на Родину. По словам супругов Ковалевских, их угнетала необходимость находиться в чужой стране, разговаривать не на своём языке. Несмотря на успехи, Софья Ковалевская чувствовала себя одинокой на чужбине и тосковала по Родине. Ковалевская знала французский, английский, немецкий и шведский языки, но считала, что самые сокровенные свои мысли может выражать только на своём родном, на русском языке.
“Это всё равно, как если бы вас, заставили ходить целый день с маской на лице, поэтому всякий раз, когда я возвращаюсь в Россию, мне кажется, что я вернулась из тюрьмы, где держали взаперти все мои мысли” - говорила Софья.
В 1874 году Ковалевские вернулись в Россию. Петербург привлекал Софью романтикой прошлого, красотой памятников, роскошью дворцов, площадей, проспектов, он обещал возможность приложения творческих сил и знаний, вселял веру в будущее. Ей доставляло удовольствие общаться с Менделеевым, Сеченовым, Чебышевым, Тургеневым и другими представителями науки и литературы Росси. Глава русской математической школы – Чебышев проявлял интерес к занятиям Ковалевской в течение всей её научной деятельности.
Возвратившись на Родину, Ковалевской был приятен успех, которым она пользовалась как женщина – учёная, она находила удовольствие в новых знакомствах, ей был нужен театр, надо было отвлечься и развлечься.
“Всё меня теперь интересовало и радовало, забавляли меня и театры, и благотворительные вечера, литературные кружки” - говорила Ковалевская.
Софья Васильевна, получившая замечательное математическое образование, не могла найти применение своим знаниям у себя на Родине: в те годы женщина в России могла преподавать только арифметику в младших классах. Для такого учёного, обладателя диплома доктора философии с высшей похвалой такая перспектива особенно большого интереса не представляла. Её попытка устроиться преподавателем на подготовительные курсы не имела успеха: не было слушательниц, которые бы понимали лекции по высшей математике. Когда в 1878 году в Петербурге были открыты высшие женские курсы, Ковалевскую не пригласили преподавать на них. В последующие 80-е годы Софья Ковалевская не рассчитывала на работу в высшей школе.
Наука, которой она себя посвятила, и дело её преподавания на Родине стать её постоянным занятием не смогли.
Вскоре Софья Васильевна обратилась к министру народного просвещения с заявлением о допуске к магистерским экзаменам и стала готовиться к ним. Министр не только отказал, но и дал следующий прогноз: “Ковалевская и её дочка успеют состариться, прежде чем женщин будут допускать к институту”. Потеряв всякую надежду заниматься наукой и преподаванием, Софья Васильевна принимает приглашение Стокгольмского университета читать в нём лекции по математике. Весной 1883 года она вынуждена с дочерью уехать в Швецию.
5. Работа в Стокгольме.
Швеция ждала учёную-математика. Газеты писали: “Наш город почтила своим посещением принцесса науки – госпожа Ковалевская. Она будет первым приват – доцентом женщиной во всей Швеции”. Будучи профессором Стокгольмского университета, Ковалевская прочла студентам более 10 различных математических курсов. Популярность её быстро возрастала. Она очаровала всех простотой обращения, изяществом, остроумием, внесла оживление в шведское общество.
Софья Васильевна любила спорт, принимала участие в верховой езде и в катании на коньках. Но главным её делом, ради которого она приехала в Швецию, было преподавание высшей математики. В 1884 году она стала первой в мире женщиной – профессором. В течение 7 лет, с 1884 года по 1890 год, Ковалевская прочла 12 курсов из высшей математики, одновременно она читала лекции по механике, т.о. она стала профессором в квадрате. Важнейшим делом её жизни была научная работа. Она работала над двумя темами: задача о преломлении света в кристаллических средах и задача о вращении твёрдого тела.
В 1888 году она получает премию Парижской Академии Наук за работу о вращении твёрдого тела. А в 1889 году за эту работу получает вторую премию Шведской Академии Наук, но и, находясь на вершине славы, Софья Васильевна не забывала о Родине. В Академии наук существовало звание члена-корреспондента, которое давалось иногородним и иностранным учёным. В 1887 году по просьбе Чебышева Софья Ковалевская была избрана членом-корреспондентом Петербургской Академии Наук. Получив известие об этом, Софья Ковалевская воскликнула: “Наконец-то я удостоена чести от дорогого мне Отечества. Наконец-то русская женщина вошла в Академию Наук”.
6. Литературное творчество.
Софья Васильевна Ковалевская была наделена и другим даром – даром воображения. Этот бесценный дар проявился у неё и в другой области – в области литературного творчества. “Я понимаю. Что вас, так удивляет, что я могу зараз заниматься и математикой и литературой. Математика – наука, требующая фантазии. Нельзя быть математиком, не будучи в то же время поэтом в душе”. В течении всей жизни Ковалевская время от времени предавалась литературным занятиям, сотрудничая в некоторых русских журналах. Софья Васильевна написала роман “Нигилистка”. В нём она нарисовала тип русской женщины, готовой отдать жизнь за свою идею. Её повесть “Воспоминания детства” интересна описанием нравов помещичьей усадьбы, методов воспитания детей. В очерке “Воспоминания и письма” содержатся интересные сведения о Достоевском, Чебышеве, Жуковском, Менделееве, Чернышевском, Сеченове и других. В драме “Борьба за счастье” отражены политические идеалы Ковалевской. Служение математике Софья Васильевна представляла себе неотрывным от служения литературе.
7. Последние годы жизни.
В мае 1890 года Ковалевская в последний раз приехала в Россию. Своё сорокалетие она встречала очень нервным и больным человеком: сказались все отрицательные переживания и систематическое переутомление. Она знала, что страдает болезнью сердца. В конце января 1891 года Софья Васильевна сильно простуженная вернулась в Стокгольм. 10 февраля она скончалась от воспаления лёгких. Её загадочные последние слова: “Слишком много счастья”.
Фриц Леффлер “На смерть Ковалевской”.
Душа из пламени и дум!
Пристал ли твой корабль воздушный
К стране, куда парил твой ум,
Призыву истины послушной?
Прощай! Тебя мы свято чтим,
Твой прах, в могиле оставляя,
Пусть шведская земля над ним
Лежит легко, не подавляя…
Прощай! Со славою твоей
Ты, навсегда расставшись с нами,
Жить будешь в памяти людей
С другими славными умами,
Покуда чудный звёздный свет
С небес на землю будет литься
И в сонме блещущих планет
Кольцо Сатурна не затмится…
Подведение итогов занятия.
Сегодня мы познакомились с научным творчеством и литературным наследием Софьи Васильевны Ковалевской. Теперь у вас сложилось более полное представление о русской женщине-учёной. Вся её прекрасная жизнь есть образец служения науке. Могучий русский талант, настойчивость, постоянное стремление вперёд, многолетний непрерывный труд – всё до конца было отдано наук.
Список литературы
1) Г. И. Глейзер “История математики в школе 7 – 8 классы” пособие для учителя. М: Просвещение,1982 год.
2) П. Я. Кочина, Н. Г. Зенкевич “С. В. Ковалевская” книга для учителя М: Просвещение, 1986 год.
3) Журнал “математика в школе” № 1 1987 год.
4) П. Я. Кочина “С. В. Ковалевская” М: Наука, 1973 год.