Лингвистический турнир “В гостях у телепередач”. 5-6 классы. (2 часа)
Цель: в игровой форме обобщить и систематизировать изученный программный материал по русскому языку за курс 5-6 классов, прививать интерес к родному языку, воспитывать чувство коллективизма, обучать умению радоваться за успехи товарищей и не огорчаться проигрышу.
2 команды: 5 класс “Умники” и 6 класс “Умницы”. Результаты разных туров заносятся в протокол:
“Умники и умницы” | “Брейн-ринг” | “Бросайка” | “Звёздный час” | “Что? Где? Когда?” | |
“Умники” 5 класс |
|
||||
“Умницы” 6 класс |
|
1. “Умники и умницы” (конкурс знатоков русского языка):
Каждому члену команды выдаётся карточка со словарными словами (по 10 слов), надо найти и исправить ошибки в словах. За каждую верно выполненную карточку команда получает 1 балл.
5 класс:
|
|
|
|
|
|
|
|
6 класс:
|
|
|
|
|
|
|
|
2. “Брейн – ринг”: команды должны продолжить фразы (изученные зарифмованные правила); право ответа тому, кто первым поднимет сигнальную карточку:
- По цели всегда различай предложения…(в повествовательном – сообщение, вопрос в вопросительном (Дашь ответ?), а в побудительном – просьба, совет).
- При разборе слова…(окончанье и основу первым делом находи, после корня будет суффикс, а приставка – впереди).
- Не выучил – не делай, не знаешь – не спеши. С глаголами… (раздельно частицу НЕ пиши).
- В сложном предложении одна часть от другой… (отделяется запятой).
- Гнать дышать, держать, обидеть.. (слышать, видеть, ненавидеть, и зависеть, и смотреть, и ещё терпеть, вертеть).
- Прямая речь – чужая речь… (и ты, дружок, не забывай, её в кавычки заключай).
3. “Бросайка”: каждый игрок бросает кубик по 1 разу и отвечает на вопрос ведущего; если отвечает правильно, то баллы засчитываются.
- Как называются слова с близким лексическим значением? (синонимы)
- Как называются слова с противоположным лексическим значением? (антонимы)
- Перечислить знаки препинания, которые указывают на конец предложения (.?!...)
- Какие предложения называются нераспространёнными? (только с главными членами предложения)
- Перечислить морфемы
- Назовите способы образования слов в русском языке.
- Что такое существительное?
- Что такое прилагательное?
- Что такое глагол?
- Чем отличаются глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида?
- Почему существительные отвечают на 2 вопроса: кто? что?
- Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?
- Какие существительные относятся к 1 и 3 склонению?
- Какое окончание у слова “пальто”? (у него нет окончания, т.к. не изменяется слово)
- Когда после шипящих на конце слов пишется Ь?
- Какие глаголы с НЕ пишутся слитно?
4. “Звёздный час”: на доску вывешены листочки со словами, которые пронумерованы. Участники команд выстраиваются в ряд, у каждого таблички с цифрами, обозначающими номер ответа. Команда, чьих представителей окажется в финале больше, получает 5 баллов.
1тур:
- Раздел лингвистики, в котором изучаются слова и их значения (лексика №2)
- Раздел лингвистики, в котором изучаются словосочетания и предложения (синтаксис №4)
- Этот раздел в переводе означает “учение о частях речи” (морфология №3)
- Когда мы говорим, то произносим звуки. В каком разделе языкознания изучаются звуки речи? (фонетика №1)
2 тур:
- Член предложения, который отвечает на вопросы : Где? Куда? Откуда? Как? Сколько? Когда? (обстоятельство №4)
- Член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей (дополнение №3).
- Главный член предложения, который обозначает лицо или предмет, совершающий действие (подлежащее №1).
- Член предложения, который отвечает на вопросы: Что делает предмет? Каков предмет? (сказуемое №2)
3 тур:
- Составить слова из букв, составляющих слово “языкознание”. Кто больше?
5. “Что? Где? Когда?”: В чёрном ящике лежит зашифрованное послание. Через 3 минуты команды должны ответить на следующие вопросы: ЧТО написано в послании? Кому оно адресовано? Кто его автор? (командам раздаются листочки с шифровкой: каждой букве алфавита принадлежит определённая часть фразы-послания: “Дорогие ребята, поздравляю с окончанием учебного года, желаю весело провести летние каникулы”)
Подведение итогов лингвистического турнира. “Награждение” победителей и участников отличными и хорошими отметками.
Лингвистический турнир “Своя игра”. 8-9 классы. (2 часа)Цель: в игровой форме обобщить и систематизировать изученный программный материал по русскому языку за курс основной школы, повторить основные разделы лингвистики; прививать интерес к родному языку, развивать творческие способности обучающихся.
Условия игры.
В игре участвуют 6 человек. Остальные – болельщики.
Игра состоит из 3 раундов. В 1 раунде играет 6 учеников. Во втором раунде – 3 ученика, в 3 раунде – 2. Перед началом игры у каждого игрока по 50 очков. За правильный ответ очки приплюсовываются, за неправильный – вычитаются.
Оформление класса.
- Школьная доска расчерчена по разделам, указана стоимость вопросов.
- Игровые места – 3 школьные парты для участников; стулья для болельщиков.
- Выставка книг, справочной литературы, использованной при подготовке материала к игре.
- Раздаточный материал, сигнальные карточки, листочки.
- Декорации для инсценировки лингвистических миниатюр.
ЛЕКСИКА
10 – Слова одной и той же части речи, близкие по лексическому значению (синонимы).
20 – Она бывает длинная, густая, русая, или острая, блестящая, или песчаная, узкая (коса).
30 – Какое свойство русской лексики использует автор в стих.:
Вечером девочка Мила
В садике клумбу разбила.
Брат её, мальчик Иван,
Тоже разбил …стакан. (многозначность слова).
40 – Словарный запас одного человека (лексикон).
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
10 – Говорят: “Приставки пра- не бывает”. А ведь бывает же! Приведите пример. (Прадед)
20 – Как правильно: придавать или предавать? (Оба варианта правильны)
30 – Перечислите способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход слова из одной части речи в другую).
40 – Расшифровать аббревиатуры (по 10 за каждое слово):
ООН, МГП, ТГПУ, МЧС (Организация Объединённых Наций, Международное гуманитарное право, Томский государственный педагогический университет, Министерство чрезвычайных ситуаций).
ФОНЕТИКА
10 – Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков. (День)
20 – Являются ли родственными слова: фонетика и телефон? (Этимологически – да: греч. “фоно” - звук)
30 – С каким языковым явлением сталкиваемся при подборе однокоренных слов к слову “друг”? (Чередование г//ж//з)
40 – С какого звука не могут начинаться слова в русском языке? (ы)
ФРАЗЕОЛОГИЯ
10 – Вспомните фразеологический оборот со значением “молчать”. (Держать язык за зубами, воды в рот набрать)
20 – О чём идёт речь: не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не бельё, а их развешивают? (Уши)
30 – Каково происхождение выражения “как пить дать”? (По обычаю древних славян, никто не имел права отказать человеку в воде. С тех пор и пошло выражение в значении “точно, несомненно”.)
40 – “от аза до ижицы” - устаревший фразеологизм (до 1918 г., до реформы азбуки). Назовите его современный аналог. (“от а до я”)
МОРФОЛОГИЯ
10 – Какого рода существительное “тюль”? (м.р.)
20 – Назовите неизменяемые части речи. (Наречие, деепричастие, союз, частица, предлог)
30 – Эту часть речи В.И. Даль охарактеризовал следующим образом: “… - это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного”. Что это за часть речи? (причастие)
40 – Роман Л.Н. Толстого, в названии которого – существительные-антонимы. Назовите это произведение. (“Война и мир”)
СЛОВАРИ
10 – Чем знаменит В.И. Даль? (Автор словаря “Толковый словарь живого великорусского языка”, более 200 000 слов)
20 – Что можно узнать в этимологическом словаре? (О происхождении слов)
30 – Какой школьный словарь содержит информацию о правописании слов? (Орфографический)
40 – Назовите известные вам виды лингвистических словарей. (За каждый вид – 10 очков). – Задание выполняют все участники на листочках.
Лингвистическая миниатюра (обучающимися из числа болельщиков разыгрывается сценка)
Второй раунд
СИНТАКСИС СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
20 – Продолжите фразу – определение: “Словосочетание – это…” (Сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически).
40 – Как определить в словосочетании главное слово? (Задать вопрос)
60 – Определите тип и грамматическое значение словосочетания: вязаный шарфик. (“прил. +сущ.”, ГЗ – предмет и его признак)
80 – Перечислите основные способы связи слов в словосочетании. (Согласование, управление, примыкание)
СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
20 – Привести пример нераспространённого простого предложения. (Идёт урок.)
40 – Чем отличаются предложения: Рассвет. Рассвело. (1 – назывное, 2 – безличное)
60 – Найдите подлежащее в предложении: Юннаты, оберегайте птиц! (Нет подлежащего)
80 – Предикативность – это 1 из главных признаков предложения. Подберите синоним к слову “предикативная” основа. (Грамматическая)
ПУНКТУАЦИЯ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
20 – На конце простого предложения могут стоять сразу два знака препинания. Какие это знаки? (?! Или!.. или ?..)
40 – Когда деепричастный оборот не выделяется на письме запятыми? (Фразеологизм)
60 – Когда не обособляется определение, выраженное причастным оборотом? (Если стоит перед определяемым словом)
80 – Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире? (сущ. – сущ., сущ.- н. ф. гл., н. ф. гл. – сущ., числ. – числ., числ. – сущ., сущ. – числ., н.ф. гл. – н. ф. гл.)
СИНТАКСИС СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
20 – Чем отличается сложное предложение от простого? (Наличием 2 и более основ)
40 – Какие знаки препинания ставятся между частями сложного предложения? (Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире)
60 – В чём особенность предложения: “Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше”, - писал М. Горький. (Предложение с прямой речью)
80 – Нужна ли запятая перед союзом И? Почему?
Её провожают берёзы и ясень встречает в пути. (Запятая не ставится, т.к. есть общий член предложения ЕЁ)
ОРФОГРАФИЯ
20 – Почему в слове “юный” одна Н, а слове “юннат” - НН? (Юннат – сложное слово: юный натуралист)
40 – Как пишется слово “сп..ртакиада”: с О или с А? (с А: г. Спарта)
60 – Нужен ли мягкий знак в слове “плач(ь)”? (Да, если это глагол; нет, если это существительное)
80 – Выбрать правильный вариант написания слова (все выполняют по карточке задание): военачальник, военоначальник, военноначальник. (Военачальник)
СТИЛИСТИКА
20 – Найдите ошибку в предложении: Когда я кушаю, я говорю и слушаю. (В книге К.И. Чуковского “Живой как жизнь” есть интересная информация о глаголе “кушать”. При подлежащем Я глагол кушаю лучше не употреблять, т.к. это считается недостатком воспитания и говорит о нескромности человека.)
40 – Почему предложение звучит двусмысленно?
Сергей подарил другу щенка, и он был очень доволен. (Сергей, друг, щенок?) (Неуместное использование личного местоимения ОН)
60 – Перечислите основные стили русского языка. (Разговорный, книжные: научный, художественный, публицистический, официально-деловой).
80 – Почему данное предложение было помещено в рубрике “Нарочно не придумаешь”?
Подъезжая к дому, у меня слетела шляпа. (Комична ситуация, представленная в предложении, вследствие неправильного употребления деепричастного оборота).
Лингвистическая миниатюра (обучающимися из числа болельщиков сценка разыгрывается)
Третий раунд
2 участника должны ответить на один и тот же вопрос: Как называется наука о языке? (лингвистика) + 20 очков за правильный ответ.
Подведение итогов. Награждение победителей и участников.