Нестандартные заключительные уроки русского языка

Разделы: Русский язык


Лингвистический турнир “В гостях у телепередач”. 5-6 классы. (2 часа)

Цель: в игровой форме обобщить и систематизировать изученный программный материал по русскому языку за курс 5-6 классов, прививать интерес к родному языку, воспитывать чувство коллективизма, обучать умению радоваться за успехи товарищей и не огорчаться проигрышу.

2 команды: 5 класс “Умники” и 6 класс “Умницы”. Результаты разных туров заносятся в протокол:

“Умники и умницы” “Брейн-ринг” “Бросайка” “Звёздный час” “Что? Где? Когда?”
“Умники”

5 класс

 

 

       
“Умницы”

6 класс

 

 

       

 1. “Умники и умницы” (конкурс знатоков русского языка):

Каждому члену команды выдаётся карточка со словарными словами (по 10 слов), надо найти и исправить ошибки в словах. За каждую верно выполненную карточку команда получает 1 балл.

5 класс:

  1. Балкон
  2. Моршрут
  3. Беседовать
  4. Баскедбол
  5. Тренер
  6. диван
  7. мечта
  8. рассчитать
  9. вагон
  10. спортакиада
  1. велосипед
  2. канфета
  3. компьютер
  4. гемнастика
  5. расписание
  6. правильный
  7. здесь
  8. профессия
  9. негодовать
  10. агромный
  1. шофёр
  2. хокей
  3. паркет
  4. кастюм
  5. рюкзак
  6. чернила
  7. спортсмен
  8. кабинет
  9. здоровье
  10. издолека
  1. вокзал
  2. кампьютер
  3. огромный
  4. поркет
  5. направо
  6. рапорт
  7. втроём
  8. апельсин
  9. беседовать
  10. бенокль
  1. гардероб
  2. вогзал
  3. здание
  4. грамадный
  5. вагон
  6. здание
  7. расчётливый
  8. телевизор
  9. впереди
  10. фудбол
  1. шоколад
  2. восклецательный
  3. соревноваться
  4. спорцмен
  5. тренироваться
  6. шоссе
  7. маршрут
  8. гардероб
  9. ненавидеть
  10. фотоапарат
  1. огромный
  2. вакзал
  3. конфета
  4. шосе
  5. жюри
  6. чернила
  7. фотоаппарат
  8. правильный
  9. профессия
  10. тренир
  1. канал
  2. вилогонки
  3. внизу
  4. пионино
  5. лиловый
  6. платформа
  7. недоумевать
  8. повествовательный
  9. почерк
  10. правельный

6 класс:

  1. атмосфера
  2. басейн
  3. бетон
  4. вилосипед
  5. бирюзовый
  6. ветеран
  7. бахрома
  8. богатырь
  9. великолепный
  10. богряный
  1. бордовый
  2. гораж
  3. генерал
  4. колекция
  5. заглавие
  6. девяносто
  7. конвейер
  8. командир
  9. карниз
  10. одинадцать
  1. коллекция
  2. преключение
  3. придумать
  4. салдат
  5. салат
  6. салфетка
  7. состязание
  8. свиной
  9. природа
  10. приодолеть
  1. препятствие
  2. телеграма
  3. приятный
  4. прафессия
  5. приобрести
  6. прилежный
  7. фасоль
  8. торопиться
  9. триста
  10. придмет
  1. троллейбус
  2. риформа
  3. ракета
  4. тарапиться
  5. преодолеть
  6. конвейер
  7. искусный
  8. зелёный
  9. двести
  10. милион
  1. лейтенант
  2. порожение
  3. поскользнуться
  4. камандир
  5. изжелта-красный
  6. искусство
  7. маляр
  8. типография
  9. синий
  10. равесник
  1. приобрести
  2. припятствие
  3. прекратить
  4. требуна
  5. терраса
  6. присутствовать
  7. презирать
  8. штукатур
  9. четыреста
  10. беография
  1. багряный
  2. бардовый
  3. бетон
  4. милиард
  5. великолепный
  6. примерять
  7. примирять
  8. румяный
  9. ракета
  10. премер

2. “Брейн – ринг”: команды должны продолжить фразы (изученные зарифмованные правила); право ответа тому, кто первым поднимет сигнальную карточку:

  1. По цели всегда различай предложения…(в повествовательном – сообщение, вопрос в вопросительном (Дашь ответ?), а в побудительном – просьба, совет).
  2. При разборе слова…(окончанье и основу первым делом находи, после корня будет суффикс, а приставка – впереди).
  3. Не выучил – не делай, не знаешь – не спеши. С глаголами… (раздельно частицу НЕ пиши).
  4. В сложном предложении одна часть от другой… (отделяется запятой).
  5. Гнать дышать, держать, обидеть.. (слышать, видеть, ненавидеть, и зависеть, и смотреть, и ещё терпеть, вертеть).
  6. Прямая речь – чужая речь… (и ты, дружок, не забывай, её в кавычки заключай).

3. “Бросайка”: каждый игрок бросает кубик по 1 разу и отвечает на вопрос ведущего; если отвечает правильно, то баллы засчитываются.

  1. Как называются слова с близким лексическим значением? (синонимы)
  2. Как называются слова с противоположным лексическим значением? (антонимы)
  3. Перечислить знаки препинания, которые указывают на конец предложения (.?!...)
  4. Какие предложения называются нераспространёнными? (только с главными членами предложения)
  5. Перечислить морфемы
  6. Назовите способы образования слов в русском языке.
  7. Что такое существительное?
  8. Что такое прилагательное?
  9. Что такое глагол?
  10. Чем отличаются глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида?
  11. Почему существительные отвечают на 2 вопроса: кто? что?
  12. Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?
  13. Какие существительные относятся к 1 и 3 склонению?
  14. Какое окончание у слова “пальто”? (у него нет окончания, т.к. не изменяется слово)
  15. Когда после шипящих на конце слов пишется Ь?
  16. Какие глаголы с НЕ пишутся слитно?

4. “Звёздный час”: на доску вывешены листочки со словами, которые пронумерованы. Участники команд выстраиваются в ряд, у каждого таблички с цифрами, обозначающими номер ответа. Команда, чьих представителей окажется в финале больше, получает 5 баллов.

1тур:

- Раздел лингвистики, в котором изучаются слова и их значения (лексика №2)

- Раздел лингвистики, в котором изучаются словосочетания и предложения (синтаксис №4)

- Этот раздел в переводе означает “учение о частях речи” (морфология №3)

- Когда мы говорим, то произносим звуки. В каком разделе языкознания изучаются звуки речи? (фонетика №1)

2 тур:

- Член предложения, который отвечает на вопросы : Где? Куда? Откуда? Как? Сколько? Когда? (обстоятельство №4)

- Член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей (дополнение №3).

- Главный член предложения, который обозначает лицо или предмет, совершающий действие (подлежащее №1).

- Член предложения, который отвечает на вопросы: Что делает предмет? Каков предмет? (сказуемое №2)

3 тур:

- Составить слова из букв, составляющих слово “языкознание”. Кто больше?

5. “Что? Где? Когда?”: В чёрном ящике лежит зашифрованное послание. Через 3 минуты команды должны ответить на следующие вопросы: ЧТО написано в послании? Кому оно адресовано? Кто его автор? (командам раздаются листочки с шифровкой: каждой букве алфавита принадлежит определённая часть фразы-послания: “Дорогие ребята, поздравляю с окончанием учебного года, желаю весело провести летние каникулы”)

Подведение итогов лингвистического турнира. “Награждение” победителей и участников отличными и хорошими отметками.

Лингвистический турнир “Своя игра”. 8-9 классы. (2 часа)

Цель: в игровой форме обобщить и систематизировать изученный программный материал по русскому языку за курс основной школы, повторить основные разделы лингвистики; прививать интерес к родному языку, развивать творческие способности обучающихся.

Условия игры.

В игре участвуют 6 человек. Остальные – болельщики.

Игра состоит из 3 раундов. В 1 раунде играет 6 учеников. Во втором раунде – 3 ученика, в 3 раунде – 2. Перед началом игры у каждого игрока по 50 очков. За правильный ответ очки приплюсовываются, за неправильный – вычитаются.

Оформление класса.

  1. Школьная доска расчерчена по разделам, указана стоимость вопросов.
  2. Игровые места – 3 школьные парты для участников; стулья для болельщиков.
  3. Выставка книг, справочной литературы, использованной при подготовке материала к игре.
  4. Раздаточный материал, сигнальные карточки, листочки.
  5. Декорации для инсценировки лингвистических миниатюр.

Первый раунд.

ЛЕКСИКА

10 – Слова одной и той же части речи, близкие по лексическому значению (синонимы).

20 – Она бывает длинная, густая, русая, или острая, блестящая, или песчаная, узкая (коса).

30 – Какое свойство русской лексики использует автор в стих.:

Вечером девочка Мила
В садике клумбу разбила.
Брат её, мальчик Иван,
Тоже разбил …стакан. (многозначность слова).

40 – Словарный запас одного человека (лексикон).

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

10 – Говорят: “Приставки пра- не бывает”. А ведь бывает же! Приведите пример. (Прадед)

20 – Как правильно: придавать или предавать? (Оба варианта правильны)

30 – Перечислите способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход слова из одной части речи в другую).

40 – Расшифровать аббревиатуры (по 10 за каждое слово):

ООН, МГП, ТГПУ, МЧС (Организация Объединённых Наций, Международное гуманитарное право, Томский государственный педагогический университет, Министерство чрезвычайных ситуаций).

ФОНЕТИКА

10 – Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков. (День)

20 – Являются ли родственными слова: фонетика и телефон? (Этимологически – да: греч. “фоно” - звук)

30 – С каким языковым явлением сталкиваемся при подборе однокоренных слов к слову “друг”? (Чередование г//ж//з)

40 – С какого звука не могут начинаться слова в русском языке? (ы)

ФРАЗЕОЛОГИЯ

10 – Вспомните фразеологический оборот со значением “молчать”. (Держать язык за зубами, воды в рот набрать)

20 – О чём идёт речь: не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не бельё, а их развешивают? (Уши)

30 – Каково происхождение выражения “как пить дать”? (По обычаю древних славян, никто не имел права отказать человеку в воде. С тех пор и пошло выражение в значении “точно, несомненно”.)

40 – “от аза до ижицы” - устаревший фразеологизм (до 1918 г., до реформы азбуки). Назовите его современный аналог. (“от а до я”)

МОРФОЛОГИЯ

10 – Какого рода существительное “тюль”? (м.р.)

20 – Назовите неизменяемые части речи. (Наречие, деепричастие, союз, частица, предлог)

30 – Эту часть речи В.И. Даль охарактеризовал следующим образом: “… - это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного”. Что это за часть речи? (причастие)

40 – Роман Л.Н. Толстого, в названии которого – существительные-антонимы. Назовите это произведение. (“Война и мир”)

СЛОВАРИ

10 – Чем знаменит В.И. Даль? (Автор словаря “Толковый словарь живого великорусского языка”, более 200 000 слов)

20 – Что можно узнать в этимологическом словаре? (О происхождении слов)

30 – Какой школьный словарь содержит информацию о правописании слов? (Орфографический)

40 – Назовите известные вам виды лингвистических словарей. (За каждый вид – 10 очков). – Задание выполняют все участники на листочках.

Лингвистическая миниатюра (обучающимися из числа болельщиков разыгрывается сценка)

Второй раунд

СИНТАКСИС СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

20 – Продолжите фразу – определение: “Словосочетание – это…” (Сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически).

40 – Как определить в словосочетании главное слово? (Задать вопрос)

60 – Определите тип и грамматическое значение словосочетания: вязаный шарфик. (“прил. +сущ.”, ГЗ – предмет и его признак)

80 – Перечислите основные способы связи слов в словосочетании. (Согласование, управление, примыкание)

СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

20 – Привести пример нераспространённого простого предложения. (Идёт урок.)

40 – Чем отличаются предложения: Рассвет. Рассвело. (1 – назывное, 2 – безличное)

60 – Найдите подлежащее в предложении: Юннаты, оберегайте птиц! (Нет подлежащего)

80 – Предикативность – это 1 из главных признаков предложения. Подберите синоним к слову “предикативная” основа. (Грамматическая)

ПУНКТУАЦИЯ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

20 – На конце простого предложения могут стоять сразу два знака препинания. Какие это знаки? (?! Или!.. или ?..)

40 – Когда деепричастный оборот не выделяется на письме запятыми? (Фразеологизм)

60 – Когда не обособляется определение, выраженное причастным оборотом? (Если стоит перед определяемым словом)

80 – Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире? (сущ. – сущ., сущ.- н. ф. гл., н. ф. гл. – сущ., числ. – числ., числ. – сущ., сущ. – числ., н.ф. гл. – н. ф. гл.)

СИНТАКСИС СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

20 – Чем отличается сложное предложение от простого? (Наличием 2 и более основ)

40 – Какие знаки препинания ставятся между частями сложного предложения? (Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире)

60 – В чём особенность предложения: “Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше”, - писал М. Горький. (Предложение с прямой речью)

80 – Нужна ли запятая перед союзом И? Почему?

Её провожают берёзы и ясень встречает в пути. (Запятая не ставится, т.к. есть общий член предложения ЕЁ)

ОРФОГРАФИЯ

20 – Почему в слове “юный” одна Н, а слове “юннат” - НН? (Юннат – сложное слово: юный натуралист)

40 – Как пишется слово “сп..ртакиада”: с О или с А? (с А: г. Спарта)

60 – Нужен ли мягкий знак в слове “плач(ь)”? (Да, если это глагол; нет, если это существительное)

80 – Выбрать правильный вариант написания слова (все выполняют по карточке задание): военачальник, военоначальник, военноначальник. (Военачальник)

СТИЛИСТИКА

20 – Найдите ошибку в предложении: Когда я кушаю, я говорю и слушаю. (В книге К.И. Чуковского “Живой как жизнь” есть интересная информация о глаголе “кушать”. При подлежащем Я глагол кушаю лучше не употреблять, т.к. это считается недостатком воспитания и говорит о нескромности человека.)

40 – Почему предложение звучит двусмысленно?

Сергей подарил другу щенка, и он был очень доволен. (Сергей, друг, щенок?) (Неуместное использование личного местоимения ОН)

60 – Перечислите основные стили русского языка. (Разговорный, книжные: научный, художественный, публицистический, официально-деловой).

80 – Почему данное предложение было помещено в рубрике “Нарочно не придумаешь”?

Подъезжая к дому, у меня слетела шляпа. (Комична ситуация, представленная в предложении, вследствие неправильного употребления деепричастного оборота).

Лингвистическая миниатюра (обучающимися из числа болельщиков сценка разыгрывается)

Третий раунд

2 участника должны ответить на один и тот же вопрос: Как называется наука о языке? (лингвистика) + 20 очков за правильный ответ.

Подведение итогов. Награждение победителей и участников.