Понимание роли зависимостей между величинами, умение анализировать и применять такие зависимости в простых случаях – один из важнейших компонентов общенаучных знаний школьников. Изучение темы “Линейная функция” в 7 классе является начальным этапом работы с функциональными зависимостями и на этом этапе необходимо использовать все возможности для развития учащихся.
Учащийся, заканчивающий 7 класс, должен уметь:
- Находить значения функции по заданному значению аргумента, используя табличный, аналитический или графический способ задания функции.
- Строить графики линейных функций
- Анализировать взаимное расположение графиков линейных функций в зависимости от значений kи b.
- Находить нули и промежутки знакопостоянства линейной функции.
Используя опыт своей работы, могу сделать вывод, что учащиеся 7 класса без особых затруднений исследуют графики линейных функций по общему плану (исключая вопросы: выпуклость, ограниченность, периодичность и экстремумы), поэтому предлагаю включить при изучении темы “Линейная функция и ее график” следующие вопросы:
- “Частные случаи линейной функции и их графики”
- “Исследование линейных функций”
- “Графики линейных функций, содержащих модули”
Предлагаю вашему вниманию конспект урока на тему “Частные случаи линейной функции и их графики” с использованием компьютерной презентации.
Цели:
- развить умение обобщать и систематизировать изученный материал;
- формировать умение классифицировать объекты;
- формировать навыки построения и чтения графика линейной функции;
- показать зависимость расположения графика линейной функции от значений k и b.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: компьютер с проектором, компьютерная презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний
- у = 2х – 3
- у = 6
- у = 7 х
- у =
- у = - х
- у = - 12
- у = 0
- у = х
Задание №1. Разбейте функции, заданные формулами на группы:
По окончании работы должны появиться следующие группы
- группа: у = 2х – 3
- группа: у = 7 х; у = ; у = - х; у = х.
- группа: у = 6; у = - 12; у = 0.
Вопросы
- Являются ли данные функции линейными?
- Сформулируйте определение линейной функции.
- Что явилось основанием классификации функций?
(Виды функций)
- Назовите числа k и b в формулах линейных функций.
- Добавьте по одному примеру в каждую группу.
- Как построить график линейной функции?
Задание №2. Постройте график функции у = 2х – 3
III. Новый материал :
Анализируя разбиение функций на группы в зависимости от значений k и b, рассматриваем частные случаи линейной функции и составляем удобную и наглядную таблицу (Приложение 1).
Но рассмотрение частных случаев линейной функции без построения соответствующих им графиков, будет не полным.
1. График функции у = k х, k 0
При b = 0 линейная функция у = k х + b имеет вид у = k х. Её график – прямая, проходящая через начало координат. Для построения этой прямой, достаточно задать какую-нибудь одну её точку, отличную от начала координат.
Если k = 1, то функция имеет вид у = х, её график – прямая, являющаяся биссектрисой I и III координатных углов (Приложение 2).
Если k = - 1, то функция имеет вид у = - х, её график – прямая, являющаяся биссектрисой II и IV координатных углов (Приложение 3).
Графики функций у = k х при k ± 1 представлены в (Приложении 4).
Если k > 1, то угол наклона прямых у = k х к оси 0у больше, чем у графика у = х; если 0< k <1, то угол наклона меньше, чем у графика у = х.
2. График функции у = b.
При k = 0 линейная функция у = k х + b имеет вид у = b. Её графиком является прямая, параллельная оси 0х и пересекающая ось 0у в точке с ординатой b (Приложение5).
Если не только k = 0, но и b = 0, то функция у = k х имеет вид у = 0. В этом случае её график совпадает с осью Ох (Приложение6).
IV. Практическая работа
Цели работ:
- Отработка навыков построения графиков частных случаев линейной функций;
- Выяснение влияния на положение графиков значений k и b.
По виду формулы линейной функции ученик должен, не выполняя построений, определить, в каких координатных четвертях расположен график, в каких точках он пересекает оси координат, какой угол составляет график с осью 0х и каково взаимное расположение графиков нескольких линейных функций.
Выполнение практической работы проходит в пяти вариантах.
Задание №1.
Построить график функции у = k х.
№ 1: y = 2x;
№ 2: y = -2x;
№ 3: y = 3x;
№ 4: y = -3x;
№ 5: y = 1/4x.
Задание №2.
Построить график функции вида y = b:
№ 1: y = 5;
№ 2: y = -3;
№ 3: y = -1;
№ 4: y = - 4;
№ 5: y = -5.
По окончании практической работы учащиеся должны сделать выводы о влиянии значений параметров k и b на положение графиков.
Задание №3. (ученик “Алгебра 7 класс” А.Г. Мордкович и др.) Выполнить № 927
V. Домашнее задание: (ученик “Алгебра 7 класс” А.Г. Мордкович и др.) № 928; 932; 916.
VI. Итог урока. Рефлексия.