Что такое КОП? Ответ на этот вопрос предполагает синтез семантики всех трех слов, входящих в название этого новообразования в условиях массовой средней школы. Во-первых, “клуб” - это некое объединение по интересам с условием добровольного посещения. Но если традиционно мы привыкли к тому, что интерес у всех членов клуба один и на этой почве происходит единение, то в КОПе у каждого, в основном, свой познавательный интерес, наличие которого – обязательное условие для участия в экспедиции. Что же объединяет ребят? А вот экспедиция и объединяет, точнее - общий маршрут, включающий в себя те объекты, которые заявлены заранее. Причем само понятии “объект” здесь имеет весьма прямое значение : это то, что существует объективно (цирк, администрация города, пожарная вышка, школа и т.д.). Но ведь изучать все это можно совершенно с разных позиций, в зависимости от собственного интереса (архитектура, внутренний дизайн, режим работы, подбор одежды и т.д. и т.п.). Тогда и появляется понятие “предметности” как некого проводника между объектом и личным образовательным интересом. Получается, что объекты для многих одинаковые, а предметности – разные.
Во-вторых, “образовательных”. Это слово в истории имеет следующую цепочку: образ ->образовать -> образовательный. “Образовательный”, следовательно, означает “создающий новый образ”, новое “я”, обогащенное новым опытом. Опыт же этот приобретается отнюдь не пассивным слушанием информации извне. (Такого рода лекции, даже если они произнесены эрудированным экскурсоводом, ненадолго остаются в памяти).
Экспедиция же тем и отличается от обычной экскурсии, что предполагает наличие изначальной проблемы, чтобы получился конечный результат, какой-то реальный продукт, насущно необходимый участнику экспедиции, а часто и не только ему одному. Таким образом, отправляясь по тому или иному маршруту, я точно (ну, или почти точно) знаю цели и задачи своего путешествия (куда, зачем, что получу, как буду добывать, что потом с этим буду делать и т.д.). Поэтому вся полученная информация “работает на меня”, а не проходит мимо.
Ну и, наконец, еще один существенный момент. Каждую экспедицию в КОПе обязательно сопровождают тьюторы, т.е. те взрослые, которые вместе с ребенком проходят путь его образовательного интереса, используя методику вопросов.
Все теоретические знания вот уж два года реализуются на практике в средней общеобразовательной школе №24 г. Брянска, учителя которой прошли курсы при Московской Академии повышенной квалификации под руководством Т.М. Ковалевой, и теперь уже можно говорить о первых результатах, специфике организации и функционирования в условиях обычной массовой школы, расположенной, к тому же на окраине города.
К моменту возникновения КОПа уже год в школе существовал институт тьюторского сопровождения на базе классов ФЭП. Из него и выделилась группа тьюторов, которые стали координаторами клуба. Первый вопрос – как “набрать” детей? Повесить объявление для всех желающих? Но, с одной стороны, само понятие “образовательный туризм” новое, незнакомое, следовательно, желающих, учитывая инертность, присущую российскому менталитету, может и не быть, а с другой – путешествовать любят в основном все дети, а принять всех желающих нет кадровой возможности, т.к. число тьюторов ограниченно. Тогда на первом проектировочном сборе было вынесено решение: провести презентацию КОПа и пригласить на нее один пятый и два седьмых класса. Выбор обуславливается следующими причинами. Пятый класс присутствовал в прошлом учебном году на презентации проектов, выполненных ребятами, участвующими в программе “Индивидуальное тьюторское сопровождение” а седьмые и были теми самыми участниками. Таким образом, представление о тьюторстве имели и те, и другие.
Презентация же КОПа проходили по следующему плану.
Во-первых, общая беседа с залом – поиск отличий в значениях “экскурсия” и “экспедиция”. Определение, что приносит больше пользы и почему. Затем представление тьюторов и разделение на группы (первый раз очень формально – на каждого тьютора примерно по 10 человек).
Во-вторых, работа в группах – поиск индивидуального образовательного интереса с помощью знакового метода (мини-сочинения “История моего интереса”). Причем, если для седьмого класса достаточно было только определить тему, то пятому потребовалось вспомогательные вопросы:
1. Чем ты любишь заниматься в свободное время? Что хотел бы узнать, попробовать и т.д.?
2. Как и когда этот интерес возник?
3. Чего бы хотел в будущем в этой области?
Этот этап самый важный и требует кропотливой, вдумчивой работы тьютора. Надо за большим количеством внешнего, проходящего увидеть истинный интерес, тогда дальнейший путь успешным. Если же ошибся, надавил с учительской, взрослой позиции, вполне вероятно, что с середины пути придется возвращаться назад. Например, один из пятиклассников заявляет, что уже давно пишет книгу о приключениях героев на различных планетах. Выделяется, на первый взгляд, два возможных варианта: космос, жизнь на других планетах или написание книги само по себе. Вместе с мальчиком останавливается на написании книги, некоторое время работаем вместе, а потом он перестает ходить на встречи с тьютором. Оказывается, он просто “поддался” на один из обозначенных ему вариантов, а потом понял, что ему не интересно. Пришлось все начинать заново.
Именно поэтому после первичного определения интереса на семинаре тьюторов происходило переформирование групп в соответствии с интересами детей и заявкой самого тьютора. А дальше уже в ходе индивидуальных встреч еще раз уточняется интерес с помощью ролевого метода. Каждому ребенку предлагалось написать от имени любого литературного героя маленький текст и вместе с тьютором потом понять, что за вопрос скрыт внутри. В результате могли сложиться следующие ситуации. Во-первых, интересы, заявленные в мини-сочинении и выявленные ролевым методом, полностью совпали или дополнили, уточнили друг друга. Например, в мини-сочинении две семиклассницы утверждали, что пишут книгу о приключениях, а при второй встрече они создали небольшой текст об имени своих героинь, причем определилось, что главное для девочек - научиться красочно и ярко передавать информацию, т.е. сам процесс написания книги и стал определяющим.
Во-вторых, противоположная ситуация. Одна из участниц экспедиции заявила изначально о желании знать историю музыкальных инструментов, а текст в ролевом методе написала от имени падчерицы, которую обижают в семье. В данном случае помогли дополнительные вопросы, которые скорректировали первичный интерес, преобразовав его в следующий: “Влияние музыки на человека. История инструментов и история человечества”. Однако возможен и другой выход, когда оба интереса настолько полярны, что необходимо просто выбрать, что важнее на данный момент.
Следующий этап в работе КОПа - составление индивидуального образовательного маршрута, т.е. определение тех мест и людей, которые могут хранить нужную информацию. Создавая такой маршрут, ребенок обсуждает с тьютором каждый пункт, определяя, куда пойдет, зачем и что конкретно будет там делать. Например, интерес “Как собраться в путешествие”.
Маршрут
Объект | Вопросы. Действия. |
Учитель ОБЖ | Без чего в походе не обойтись? Что нужнее всего зимой? А летом? Какие инструменты? На чем спят? И т.д. |
Повар в столовой | Какие продукты скоропортящееся? Что быстро и удобно готовить? Как хранить разные продукты? |
Дома - родители | Что нужно взять в нашу экспедицию? Составить памятку. |
В экспедиции | Наблюдение за степенью подготовки. Совершенствование памятки. |
Другой интерес “Как написать книгу о приключениях”.
Маршрут
Объект | Вопросы. Действия. |
Школьная библиотека и учителя литературы | Какие книги о приключениях есть? Авторы? О чем пишут? Почему интересно? Кого больше читают? Почему? |
Интернет | Писатели в Брянске, кто, о чем пишут? Есть ли детская литература? |
Одноклассники | Опрос “О чем хотели бы почитать новую книгу?” |
Союз писателей | Как рождается сюжет? Как строится композиция? Откуда берете героев? Оставить свой черновик книги. Получить рекомендации. |
Краеведческий музей | Материал про раскопки, необходимый для книги. |
Как видно, карта – маршрут реализации индивидуального образовательного интереса включает в себя объекты исследования как до экспедиции, так и во время нее. Это важно, потому что превращает путешествие в средство удовлетворения личного познавательного интереса и одновременно показывает, что следы его можно найти практически везде.
После того, как подготовительный этап закончен, группа одного тьютора собирается, чтобы обсудить общий маршрут. При этом происходит “мини-презентация” своих объектов. Надо доступно и убедительно изложить суть своего маршрута, его цель и конкретные задачи при посещении того или иного объекта.
Затем все повторяется, но уже на уровне нескольких групп, каждой из которых теперь надо не только “отстоять” свой путь, но и определить место в нем другим членам экскурсии. Что, например, станет делать “защитник животных” на встрече футбольной командой?
Этот момент очень важен. Он формирует умение определить, во-первых, главное для себя, во-вторых, найти способ заинтересовать других, установить контакт с группой, т.е. по сути получить один из первых опытов социализации и формированию активной позиции. На практике это выглядит так. Для участия в первой экспедиции в нашей школе были заявлены следующие группы и образовательные маршруты:
I. Историки-археологи (Раскопки – краеведческий музей)
II. Писатели (Союз писателей – поэтический клуб “Пегас”)
III. Спортсмены ( Стадион “Динамо” - милиция)
IV. Модельеры, дизайнеры и артисты (Культпросветучилище – цирк – театр)
V. Любители животных (цирк).
Следуя традиционным путем, мы должны были объединить их всех в один маршрут. Однако, используя транспортный резерв школы (микроавтобус на 12 мест), мы распределили всех участников, согласовав это предварительно с ними, на три маршрута.
Первый:
Культпросветучилище -> цирк -> школа (Дизайнеры, артисты , модельеры)
Второй:
Союз писателей -> краеведческий музей -> школа (Писатели и историки)
Третий:
Цирк –>школа
При этом расписание поездок было выстроено так, что автобус успевал развозить группы к месту назначения, “курсируя” между ними. При этом у каждой группы было время обсудить результаты экспедиции и примерные варианты конечных продуктов.
Заслуживает объяснения и еще один момент. Столь необходимые нам спортсмены не смогли принять ребят на стадионе – там идет ремонт, поэтому вся команда приехала в школу. Эта встреча и стала заключительным моментом для всех желающих всех трех маршрутов.
После дня экспедиций еще некоторое время уходит на работу с собранным материалом, его проектное оформление и, наконец, сама презентация в актовом зале с приглашением всех желающих. Подобные экспедиции планируются примерно один раз в полугодие и могут варьироваться в зависимости от заявленных интересов. Этим, кстати, и отличается работа школьного клуба (изначально место экспедиции не дается, а определяется по интересам участников) А в новом учебном году благодаря такой мобильности появилась еще одна перспектива. Т.к. в школе полным ходом развивается социальное и учебное проектирование, для подготовки проекта часто необходимо посещение самых различных мест, куда затруднительно бывает попасть одному (администрация, милиция и т.д.), то возможно принять участие в экспедиции и нужным твой объект будет включен в общий маршрут. Например, один из участников экспедиции этого года в качестве учебно-социального проекта выбрал создание пожарного уголка в школе, а для этого ему необходимо было побывать на пожарной вышке. Для него это стало и предпрофессиональной подготовкой: на презентации мальчик сказал, что собирается стать пожарником.
В следующем учебном году планируется, таким образом, осуществление экспедиций по заявкам проектировщиков, кроме того, летом при школьном лагере “Интеллектуал” вполне возможны подобные экскурсии. Возможен, однако, и другой вариант работы КОПа. В любой школе проектируются поездки (экскурсии) в те или иные места, предлагаемые экскурсионным бюро. В рамках же программы тьюторского сопровождения каждый класс, отправляющийся в такую поездку, проходит через три занятия с тьютором. Два из них проводятся до экскурсии, а третье после него, поэтому у каждого участника экскурсии есть возможность сформулировать свой интерес в общем направлении, продумать шаги его реализации и область дальнейшего применения.
Подводя итоги всему вышесказанному, следует отметить, что Клуб образовательных путешествий – это одна из форм поиска и реализации индивидуального познавательного интереса ребёнка, которая может быть наполнена самым разнообразным содержанием.