Цели:
- Обучающие:
- закрепление общего способа решения задач:
- определение вида процесса,
- величин, его характеризующих,
- событий в процессе;
- описание процессов с помощью таблиц;
- составление задач по таблице;
- прослеживание аналогии в применении формул прямой пропорциональности;
- конкретизация задач на движение;
- постановка учебной задачи – “необходимость учёта направления движения, всевозможные случаи направленного движения”.
- закрепление общего способа решения задач:
- Развивающие:
- развитие интереса к предмету;
- активизация мыслительной деятельности;
- развитие математической речи, творческого мышления, умения ставить перед собой вопросы, намечать пути их решения;
- развитие умений анализировать свою деятельность и деятельность других умений из массы информации выбирать главное.
- Воспитывающие:
- воспитание активности, взаимопомощи, чувства сотрудничества;
- воспитание чувства красоты и в жизни, и в математике.
Форма проведения: групповая.
Оборудование:
- компьютер,
- презентация,
- музыкальное сопровождение,
- распечатанные задания.
ХОД УРОКА
I. Рефлексия настроения
Звучит спокойная тихая музыка.
– Как думаете, почему звучит музыка? Создаёт ли
она настроение? Какое?
– Существует ли связь математики и музыки?
– А математическую музыку не хотите ли послушать
и поучаствовать в её создании? Тогда шагаем по
математическим нотам.
II. Устный счёт
1. Прочитать грамотно и вычислить значение выражений:
26 + 59 =
93 – 18 =
16 . 3 + 12 =
70 – 45 : 15 =
( * + ~ ) =
Увеличиваем темп музыки.
2. Вычислить удобным способом:
29 + 71 + 30 + 45 + 25 =
2 . 729 . 25 . 2 =
8 . 50 – 8 . 30 =
Музыка становится таинственней.
3. Продолжите числовой ряд:
6 8 16 18 36…
Фанфары, барабанная дробь – заключительный аккорд.
4. Разгадайте ребус: . (Красота )
– А есть ли в математике красота, есть ли что-то прекрасное, удивительное, чем можно любоваться и наслаждаться?
Высказывания учёных-математиков:
“Математика выявляет порядок, точность и строгость, а это – важнейшие виды прекрасного”
Аристотель
“Математика откроет перед нами сказочные сокровища красоты”
Виленкин
“Чтобы научиться в математике думать, надо сначала научиться придумывать”
Дж. Родари
– Где же спрятаны эти сокровища красоты, где же их искать?
III. Работа в группах
В ходе решения примеров расшифровать слова:
- числа;
- величины;
- процессы;
- способы;
- рассуждения.
56 : 14 . 12 = 1200 : 30 + 80= 720 : 20 – 19 = 28 . 5 = 370 . 40 = числа |
51 : 3 = 16 . 70 = 49 + 36 = 90 – 25 = 113 . 4 = 1400 : 20 = 23 . 400 = величины процессы способы |
64 : 4 = 51 . 3 = 16 . 70 = 159 : 159 = 75 . 0 = 67 + 0 = 15 . 3 = 26 . 5 = 24 . 200 = 60 – 13 = рассуждения |
– А где же в математике мы имеем дело одновременно и с числами, и с величинами, и со способами, и с процессами, и с рассуждениями? (В задачах)
IV. Постановка задачи
– О чём же мы сегодня будем говорить, какова тема сегодняшнего урока?
Дети формулируют, учитель записывает на доске тему урока.
V. Анализ таблицы
Y |
X |
K |
|
движение |
путь |
время |
скорость |
работа |
объём работы |
время |
производительность |
купля-продажа |
стоимость |
количество товара |
цена |
составление целого из частей |
целое |
количество частей |
значение 1-й части |
Y = X * K
X = Y : K
K = Y : X
– Вы готовы работать с задачами? А предложить красивое решение, оригинально его представить и защитить?
VI. Решение задач группами
1 группа. Составить задачу по таблице:
Путь (км) |
Время (ч) |
Скорость (км/ч) |
|
мчится |
в |
а |
|
Если бы |
? |
(а . в ) : ( а + с ) (ч.)
Анализ защиты другими группами.
– Задайте вопросы.
– В чём красота задачи?
2-я и 3-я группы. Составить задачу по чертежу:
4-я и 5-я группы. Решите задачу:
Волк и ёжик одновременно отправляются на новогоднюю ёлку. Ёжик катится со скоростью 10м/мин, а Волк – со скоростью 160 м/мин. Какое расстояние будет между ними через 30 минут?
- Защита.
- Анализ защиты.
- Вопросы.
- В чём особенность.
VII. Подведение итогов
– Что же мы сегодня делали? Для чего?
– С какой новой величиной процесса движения
познакомились?
– А возможны ли новые способы решения
сегодняшних задач?
– Все ли случаи направленного движения
рассмотрели?
VIII. Домашнее задание
– Придумать задачу на процесс движение с направлением “Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!”.