Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младшего школьника

Разделы: Начальная школа


Основной формой учебно-воспитательной работы в начальной школе, как известно, является урок. Именно на уроке усваивают учащиеся знания и приобретают навыки использования их в практической учебной работе. На уроке же закладываются основы формирования каждого учащегося как личности, деятельного участника жизни нашего общества.

Может ли современный урок в начальной школе быть радостным и интересным? Может ли он активизировать творческие и познавательные силы ученика? Может ли он, не только давать знания, расширяя кругозор учащихся, но и ставить его перед ситуацией нравственного выбора, принятия им самостоятельного решения? Мы считаем, что может и должен! И достичь этого можно активизацией познавательно - игровой деятельностью на уроках.

В современной методике и практике обучения детей в начальной школе большое внимание уделяется оптимальному сочетанию различных форм, методов и средств обучения. Это позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи программы.

Учебные задания, выполняемые на уроках, часто определяют однообразие мыслительной деятельности учащихся, реализуя лишь обучающие цели – закрепление знаний, формирование умений и навыков. Это отрицательно сказывается на развитие учащихся и на дальнейшем усвоение учебного материала.

Возможны ли счастливые лица на скучных уроках? Конечно, нет. Только безразличие и постоянные “одергивания” учителя.

Не мы первые встали на этот путь поисков, как перехитрить маленьких учеников, не принуждая учиться. Многие коллеги известные и менее известные рано или поздно приходят к выводу о том, что важным условием активизации познавательной деятельности младшего школьника, развитие их самостоятельности и мышления, является дидактическая игра.

Спросите детей – любят ли они сказки и игры?

Несомненно, все ответят – да.

Все мы родом из детства, но часто детей не понимаем, требуем от них взрослого поведения, т. е. удобного в данный момент для нас.

“Что наша жизнь? Игра!” - знакома всем эта фраза. Игра для младших школьников – это частица их жизни и, причем очень значимая, т.к. ведущей ролью в дошкольный период является игра. Игра на уроке вызывает у детей радость, внимание и интерес.

Известный математик А. И. Маркушевич отмечал, что человек, не воспитывающийся на играх, труднее воспринимает мир идеальных стремлений, что благодаря игре ребенок начинает отличать реальное от необычного, что нельзя развивать, минуя игру, не только воображение, но и первые навыки критического мышления.

Интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным, и интересным для учащихся.

В современной игре ребенок сравнивает себя с другими, начинает видеть себя со стороны, сталкивается с неизбежностью согласовывать свои действия с действиями других детей. Здесь его активность, инициатива невольно сталкиваются с организованностью и дисциплиной.

Все дети разные. Они поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей, склонностей. Нет совершенно одинаковых детей, даже близнецы отличаются друг от друга, а так же отличаются друг от друга своим отношением и настроением к какому либо уроку. Значит и подходы в обучении должны быть различными не только с педагогической точки зрения, но и психологической.

Например, вначале учебного дня мы погружаем детей в “атмосферу Эгригора”, т.е. дети берутся за руки и желают друг другу доброго дня, хорошего настроения и активной работы на уроке. Когда дети чувствуют положительную энергию друг друга – настроение и отношение к учебному процессу у них повышается. Далее применяем перед уроками быстрое тестирование Лютера. Предлагаем на выбор детям восемь цветов – ребенок подбирает более подходящий к его настроению тест. В зависимости от его выбора строится урок индивидуально к каждому ученику и отводится определенная роль игры – или ведущая, или второстепенная (теневая).

Во всех классах младшие школьники эмоционально отзывчивые на постановку учебных заданий путем использования рифмовок, стихов, кроссвордов, рисунков, ребусов, загадок, исправления “ошибок” учителя, нахождение лишних предметов. На своих уроках обучения грамоте мы заготавливаем такие рисунки, где дети должны догадаться, на что похожа буква, т.к. ассоциативно материал помогает быстро и легко запомнить изучаемую букву; готовим ребусы, которые получают дети в “волшебном” конверте. По следующим картинкам дети выделяют звук, который встречается во всех предложенных им словах. Что касается исправления “ошибок” учителям или сказочного героя, то на уроке обучения грамоте или чтения, читаем отрывок текста, изменяя некоторые слова. Дети должны исправить их, учитывая смысл всего отрывка. Предлагаем литературную викторину типа вопросников, викторину в картинках и обязательно кроссворд, который очень полюбился детям. Так же на уроках чтения используем книжки-малышки, которые стимулируют интерес к чтению. В них помещаем короткие стихотворения, загадки, скороговорки, пословицы и поговорки.

На уроках математики используем математическую мозаику, лото, “необыкновенное домино”, игру “Качели” для усвоения темы “Состав числа”

Чтоб на качелях качаться,
Надо числом сравнятся.
Если слева сели пять,
Сколько клоунов справа позвать;

занимательную мозаику, веселые считалки, “Цветочные счеты”, “Считаем на компьютере” и т.д. (Приложение № 1)

На уроках окружающего мира проводим игры – путешествия, игры – экскурсии, которые способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязь в природе. Примерами таких игр могут быть: “Путешествие по природным зонам”, “Путешествие на родину комнатных растений”, “Путешествие по нашему организму”, “Путешествие в лиственный и хвойный лес” и т.д. Очень любим уроки – викторины, на которых используем загадки, кроссворды из загадок, например по теме “Полезные ископаемые”:

Росли на болоте растения…,
А теперь это топливо и удобрение. (Торф)

На уроках русского языка используем круг, разбитый на сектора. Около каждого сектора прикреплен сказочный герой с конвертом в конверте очередное задание.

Например,

1) Отгадайте загадки (по теме)

2) Составьте со словарными словами предложения

3) Ответьте на вопросы: что такое речь? Какая бывает речь? и т.д.

4) Познакомьтесь с правилом

Или на доске прикреплено солнце с лучами, а на лучах задание.

Игры “Попугайчики”, “Эхо” развивают слуховую память, способствуют правильному произнесению звуков, правильному дыханию, артикуляции.

Мы не девочки, не мальчики,
Все сейчас мы попугайчики.
Попугай, не зевай,
Вместе с нами повторяй:

“Соне в оконце светит солнце” и т.д.

Широко используем на своих уроках “электроигры”. Их можно использовать на всех уроках: математика, письмо, русский язык, окружающий мир, трудовое обучение и т.д. Картинка нарисована на листе ватмана, кружки вырезаны. Таблицы и электроблок прикрепляем на доске, а в парных кружках записываем состав числа, который в сумме (разности, произведении, частном), дают число, записанное в букете у белочке, на яблоке у ёжика или в середине цветка.

Эффективно использование на уроках занимательные задания, в выполнении которых принимают участие двое учеников, сидящих за одним столом или соседними столами. При этом каждый ученик становится соперником, конкурентом. Для проведения занятий нужны не сложные парные карточки, на которых записаны задания.

Для постановки учебного задания используем разные игровые персонажи, с помощью которых создается игровая ситуация. Это могут быть Буратино, Угадайка, Поросенок Хрюша и Степашка, Чип и Дейл, Веселые человечки и просто дикие и домашние звери, которые ведут детей на экскурсию в лес, парк, тайгу и знакомят со своими друзьями и врагами, с образом их жизни. С большим интересом встречаются дети с куклами, которые одеваются на руку. Ведь с ними можно “общаться”, т.к. они кивают головой, наклоняются, хлопают руками и т.п. Если таких кукол несколько, то с их помощью разыгрываются речевые ситуации, драматизация прочитанного на уроках чтения и развития речи, а на уроках ознакомления с окружающим миром – сценки нравственного характера.

Неизменный интерес вызывают сюжетно-ролевые игры, связанные с профессией, в которых ребенок действует как взрослый. В зависимости от ситуации это могут быть индивидуальные и коллективные игры. Например, “Я – учитель”, “Я – почтальон”, “Мы – путешественники”, “Мы – строители”.

Очень нравится детям интегрированные уроки обучения чтению и письма, математики и природоведения, русского языка и ознакомления с окружающим миром.

В итоге результаты работы хорошие. Первоклассники безошибочно и осознано читают, каллиграфически правильно пишут, свободно общаются друг с другом, высказывают собственные мысли.

Особое внимание хотелось бы уделить каллиграфии ученика. Традиционным методом обучить детей письму удается, но при этом затрачивается много физических, умственных и нервных сил ребенка. В трудах Выготского “Мышление и речь” сказано, что “понятие образуется, когда сформируются ощущения”. И следуя опыту Потаповой, мы решили понятие о букве формировать через ощущения.

Обучение письму условно делится на три этапа. 1 этап – развитие мускульной памяти, 2 этап – развитие тактильной памяти, 3 этап – закрепление полученных сведений с помощью трафарет и букв.

Одним этапом из обучения является развитие тактильной памяти. Для этого мы из наждачной бумаги вырезали буквы и наклеили на картон для каждого ученика. Шероховатая поверхность буквы действует как раздражитель на нервные окончания указательного пальца.

Как учащиеся работают с наклеенными буквами? Указательным пальцем правой руки ученики ощупывают букву в направлении письма. Двигая пальцем по буквам, ребенок, как бы ощупывает их контуры, запоминает образы букв, их различия, элементы букв, направление письма.

Приведем фрагмент урока, на котором был использован игровой момент.

Например, на уроке обучению грамоте дети познакомились со звуками [б], [б']. На уроке письма работа была продолжена: учащиеся работали с кассой букв и слогов, пальчиками ощупывали букву б, запоминали написание букв, их элементов и соединения. Буквы дети ощупывали, используя игровой момент:

Учитель: Посмотрите на карточку и назовите, какие это буквы (это заглавная буква Б и строчная буква б).

- Что изображено рядом с буквами? (Рядом с буквами нарисованы баранки). Предварительно дети читали в “Азбуке” предложение о ручной белке, которая брала с рук баранки.

- Ребята, вы уже наверное догадались, что к нам в гости пришла белка? Как вы догадались? (Рядом с буквами нарисованы баранки – угощение для белки)

- Мы угостим белку и поможем ей сделать запас на зиму. Приготовим пальчики. Первой идет белка. Она указывает грибные и ореховые места. За ней идем мы.

В то время когда пальчик “ходит” по букве – “носит белкины запасы” ученик запоминает начертания всех её элементов, соединения букв. Учитель со своей стороны внимательно следит за тем, чтобы направление пальчика, ведущего по буквам, было правильным.

После этого дети играли друг с другом, проверяли, как пальчик “ходит” по буквам, закрывали глаза и пробовали узнать букву по её началу, строили с помощью геометрических фигур домик-склад для белки и заштриховывали его.

По результатам психологических исследований можно выделить следующие профессионально важные качества педагога в отношении игровой деятельности детей:

  • умение наблюдать игру, анализировать её, оценивать уровень развития игровой деятельности; планировать приемы направленные на её развитие;
  • обогащать впечатления детей с целью развития их игр;
  • обращать внимание детей на такие впечатления их жизни, которые могут послужить сюжетом хорошей игры;
  • уметь организовывать начало игры;
  • широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт, проблемные игровые ситуации (вопросы, советы, напоминания) и д.р.;
  • создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;
  • уметь самому включаться в игру на главных или второстепенных ролях, устанавливать игровые отношения с детьми;
  • уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснения);
  • регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, давать яркие игровые роли детям с низким социометрическим статусом, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малоактивных детей;
  • предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, игровые действия;
  • учить детей обсуждать игру и оценить её.

Сложность руководства игрой связана с тем, что она является свободной деятельностью детей. Важно сохранить эту свободу и непринужденность. Продуктивное общение учителя с детьми в условия игры возникает чаще всего в случае принятия взрослым на себя одной из ролей, обращение к детям через свою роль.

Итак, познавательно-игровая деятельность на уроках:

  • Обеспечивает доступность изучения программного материала;
  • Активизирует мыслительную деятельность учащихся, внимание детей, творческие силы и познавательную деятельность младшего школьника;
  • Развивает наблюдательность, смекалку, самостоятельность мышления, образное и логическое мышление, интеллект каждого ребенка;
  • Помогает серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для каждого ученика.

На уроках где находится место игре, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работе. Игра позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, творчеству, а самое главное учит детей быть добрыми и справедливыми.

В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного развития личности.

Литература

  1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М.: - Просвещение, 1995г.
  2. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: - Просвещение, 1988г.
  3. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. М.: - Педагогика, 1980г.