В современных условиях, когда компьютер стал непременным атрибутом многих профессий, молодые люди, оканчивающие школу, должны обладать достаточными знаниями и навыками для использования компьютерных технологий в своей дальнейшей деятельности.
Возникновение интереса к предмету у большинства учащихся зависит в большей степени от методики преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.
Исследования психологов и педагогов, опыт учителей-новаторов показывают: чтобы научить учащихся самостоятельно и творчески учиться, нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать их хозяевами этой деятельности.
Метод проектов и предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая которые они под руководством учителя активно усваивают новые знания.
Этот метод направлен на развитие коммуникативных навыков. В нем сочетаются индивидуальная, самостоятельная форма работы учащихся с групповыми занятиями.
Урок 1. Электронная почта. Поиск информации в Интернете
На уроке учащиеся выполняют практическую работу №1.
Цель работы: зарегистрировать почтовый ящик на одном из почтовых серверов, изучив возможности настройки почтового ящика, и создать для входа безопасный пароль. Найти информацию в Интернет по вузам страны и отправить письмо учителю, соблюдая сетевой этикет.
Практическая работа №1
Тема: Регистрация почтового ящика
Задание 1. Зарегистрировать почтовый ящик на одном из почтовых серверов.
Технология работы:
1. Запустите программу-браузер Internet Explorer.
- 2. В адресной строке наберите:
www.mail.ru или
www.yandex.ru или
www.rambler.ru или
…3. Изучите возможности настройки почтового ящика.
4. На каком почтовом сервере предоставлено больше возможностей?
5. Выберите пункт “Регистрация в почте”.
6. Ответьте внимательно и правильно на задаваемые вопросы.
7. Создайте безопасный пароль.
Задание 2. Найдите в Интернете информацию о ВУЗе, в котором вы хотели бы учиться. Создайте текстовый файл в MS Word, содержащий информацию:
- адрес ВУЗа;
- URL-адрес ВУЗа;
- E-MAIL ректората или деканата;
- факультеты и специальности;
- вступительные экзамены (какие, когда);
- форма обучения;
- льготы при поступлении для медалистов, призеров областных, российских олимпиад;
- условия подачи апелляции после экзамена;
- стоимость обучения.
Задание 3. Отправьте письмо на школьный почтовый ящик:
- Применив к письму любую кодировку.
- С вложенным текстовым файлом (размер файла не должен превышать 100 Кб).
- Соблюдая правила сетевого этикета.
Задание 4. Откройте свой почтовый ящик и прочитайте письмо учителя с отзывом о вашей работе.
Урок 2. Электронная почта. Сетевой этикет
Учащиеся выполняют практическую работу №2.
Цель работы: провести анализ входящей почты на ваш ящик и сменить пароль к вашему почтовому ящику.
Практическая работа №2
Тема: Анализ входящих сообщений в почтовый ящик
Задание 1. Анализ и обработка данных в Excel. Провести анализ входящей почты в ваш почтовый ящик.
Технология работы:
1. Сколько писем пришло за неделю?
2. Какие из писем были нежелательными?
3. Какие из писем носили рекламный характер?
4. А может ваш почтовый ящик “засыпали”
открытками?
5. Проведите их сортировку по полям и заполните
таблицу:
От кого | Выпишите адрес в тетрадь |
Копия | |
Тема | Выпишите тему в тетрадь |
Размер |
6. От каких корреспондентов вы хотели бы получать письма?
От кого | Выпишите адрес в тетрадь |
Копия | |
Тема | Выпишите тему в тетрадь |
Размер |
7. Постройте диаграммы в ЭТ Excel по вопросам 1, 2, 3, 4, 6. Сравните количество желательной и нежелательной корреспонденции.
Задание 2. Смените пароль к вашему почтовому ящику:
Технология работы (если ящик зарегистрирован на mail.ru):
1. Открыть свой почтовый ящик.
2. Зайти в раздел НАСТРОЙКИ.
3. Перейти в раздел настроек Пароль.
4. Ввести новый пароль в поле "Новый пароль" и
в поле "Повтор нового пароля".
5. Ввести в поле "Текущий пароль" старый
пароль от данного почтового ящика.
6. Нажать кнопку "СОХРАНИТЬ".
После нажатия кнопки "СОХРАНИТЬ" Вам предложат заново войти в ваш почтовый ящик с использованием уже нового пароля. Если вы не уверены в правильности заполнения полей с паролем, нажмите кнопку "ВОССТАНОВИТЬ" и повторите процедуру изменения информации повторно.
Задание 3. Настройте автоответ на вашем почтовом ящике, пользуясь инструкциями на mail.ru
Автоответ предназначен для того, чтобы все отправители всех писем на ваш адрес получали настроенный вами ответ. Например, это удобно во время каникул или отпуска, длительной командировки: ваши корреспонденты из автоответа могут узнать, что вы прочитаете их письма не раньше названной вами даты. Или же автоответ может приходить вашим корреспондентам как подтверждение того, что их письмо успешно доставлено в ваш ящик. |
В результате выполнения второй практической работы, учащиеся замечают, что в ящик поступает много нежелательных писем.
Урок 3–4. Проект “Спам – проблема номер один в глобальной Сети”
Когда спамер готовит письмо к
отправке,
не спрашивай, для кого оно предназначено.
Оно придёт и к тебе тоже.
Основополагающий вопрос: Бывает ли “мусор” в Сети?
Проблемные вопросы:
- Что общего между колбасой прошлого века и Интернетом сегодня? Spam – это съедобно?
- Чем же так плох спам?
- Как бороться со спамом?
- Сколько стоит спам?
Гипотеза: Если настроить почтовый ящик, как описано на почтовом сервере, то уменьшится поток нежелательной корреспонденции.
Чтобы ответить на поставленные вопросы, создаем 4 группы:
- “Информационная” ищет ответ на вопрос что такое спам? Определяет основные цели и виды спама. Оформляют отчет в виде бюллетеня в MS Publisher.
- “Юридическая” находит и анализирует информацию о правовом положение спама в мире. Узнает, имели ли место судебные прецеденты, связанные со спамом. Оформляют отчет в виде презентации в MS PowerPoint.
- “Техническая” ищет статистические данные по финансовому ущербу от спама, знакомятся с возможностями различного ПО – “убийцами” спама и устанавливают на компьютер одну из программ с целью анализа входящей почты. Оформляют отчет в виде презентации в MS PowerPoint.
- “Просветительская” разрабатывает методику опроса и проводят анкетирование среди учащихся и учителей школы, изучают общественное мнение, общаясь с пользователями e-mail, в форуме; обрабатывают полученные данные в среде ЭТ EXCEL; составляют практические советы по уменьшению потока спама. Оформляют отчет в виде презентации в MS PowerPoint, буклета в MS Publisher.
По результатам проведенной работы, в 4 четверти учащиеся будут разрабатывать веб-сайт, используя язык разметки гипертекста HTML.
Аннотация проекта:
Проект предлагает исследование по проблеме спама в глобальной сети Интернет. Проект охватывает следующие учебные темы:
- Компьютерные сети. Сервисы Интернет.
- Поиск информации в Интернете. Сетевой этикет.
- Электронная почта. Регистрация и настройка почтового ящика. Отправка и получение почтовых сообщений.
- Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии.
- Основы создания WEB-страниц и предметные области:
- Информационные технологии.
- Иностранный язык.
- Информатика.
- Граждановедение.
- Экономическая география, экономика.
Проект направлен на приобретение учащимися знаний об историческом аспекте происхождения термина – спам, о способах борьбы со спамом на техническом, социальном и юридическом уровнях. В результате работы над проектом учащиеся научатся регистрировать и настраивать почтовый ящик. Используя личный опыт, учащиеся поделятся практическими советами по уменьшению потока спама в почтовом ящике с другими учениками и учителями. Работа над проектом формирует у учащихся компетентности: в сфере самостоятельной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в сфере гражданско-общественной деятельности, в бытовой сфере.
Цели проекта:
- Расширить понятийный аппарат учащихся в области коммуникационных технологий.
- Развивать умение систематизировать и интегрировать знания из предметных различных областей и использовать их в практической деятельности.
- Формировать навыки, обеспечивающие личную информационную безопасность при работе в глобальной Сети.
Задачи проекта:
- Выяснить исторический аспект возникновения термина спам, определить виды спама.
- Выяснить, зачем бороться со спамом и определить способы борьбы со спамом.
- Найти и проанализировать информацию о правовом положении спама в мире.
- Узнать, имели ли место прецедентообразующие судебные разбирательства в мире, связанные со спамом.
- Разработать и представить методику проведения опроса.
- Познакомиться с общепринятыми нормами работы в сети Интернет.
- Выбирать программные средства, необходимые для электронного документооборота.
Темы самостоятельных исследований учащихся:
- Тема 1: Что такое спам? (группа “Информационная”)
- Тема 2: Спам: юридический анализ явления (группа “Юридическая”).
- Тема 3: Спамооборона или способы борьбы со спамом (группы “Техническая” и “Просветительская”).
Этапы работы учащихся над проектом (для преподавателя).
- Введение в проектную деятельность.
- Определение и утверждение тематики проекта.
- Составление графика работы над проектом.
- Подбор и анализ литературных источников.
- Анализ и контроль процесса выполнения проекта (консультации).
- Контроль за оформлением проекта.
- Организация и проведение предзащиты проекта.
- Контроль за доработкой проекта.
- Защита проекта.
- Подведение итогов работы.
Для решения поставленной задачи, учащимся предлагается учебно-методический пакет:
1. Критерии оценивания презентации (Приложение 1), публикации (Приложение 2), веб-сайта (Приложение 3), а также учитывается:
- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- коллективный характер принимаемых решений;
- характер общения и взаимопомощи участников проекта;
- необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
- эстетика оформления результатов проекта;
- умение отвечать на вопросы оппонентов.
2. Комплект дидактических материалов, в которых указаны: цели, порядок и технология работы для каждой группы (Приложение 4).
3. Презентация по организации работы в группе по книге А.Ю. Уварова “Кооперация в обучении: групповая работа” [1], в которой указаны этапы работы над проектом, инструкциями по оформлению отчета и процедура рефлексии группы.
4. Презентация по книге Стива Менделя “Навыки эффективной презентации” [2], используя все советы которого, можно подготовить презентацию, которая будет, безусловно, иметь успех и надолго запомнится слушателям.
Этапы проведения проекта:
Группа |
Что? |
Где? |
Когда? |
1. Информационная | Спам, виды и цели спама | 1. Интернет-ресурсы 2. Компьютерные журналы |
10.02 – 24.02 |
2. Юридическая | Правовое положение спама в мире | 1. Интернет-ресурсы 2. Конституция РФ 3. Законодательство РФ 4. Консультации с юристом |
10.02 – 05.03 |
3. Техническая | Ущерб от спама (финансовый и
экономический), ПО: возможности, режимы работы, настройки списков |
1. Интернет-ресурсы 2. Компьютерные журналы |
10.02 – 24.02 |
4. Просветительская | Провести анкетирование, разработать и предложить практические советы по уменьшению потока спама |
1. Опрос учащихся и учителей, общение в форуме по данной проблеме 2. Интернет-ресурсы. 3. Компьютерные журналы |
10.02 – 05.03 |
Урок 5. Защита проекта
Урок 6
После реализации проекта, учащиеся выполняют практическую работу №3 (Приложение 5), цель которой: принять надлежащие меры по настройке своего электронного почтового ящика, чтобы препятствовать недобросовестному использованию этих ресурсов третьими лицами, а при обнаружении случаев такого использования принимать оперативные меры по их прекращению
Выводы:
Спам становится социальным злом, поскольку рассылка спама всё чаще сопровождается вирусными атаками и незаконным вторжением в информационные системы добросовестных пользователей Интернета. Именно поэтому к проблеме спама привлекается внимание общественности, государственных органов, правоохранительных и судебных учреждений, как за рубежом, так и в нашей стране.
Список литературы:
1. Уваров А.Ю. Кооперация в обучении: групповая работа: Учебно-методическое пособие.– М.: МИРОС,2001.– 224 с.
2. Стив Мэндел Навыки эффективной презентации / Пер. с англ. под ред. В.А. Спивака. – СПб.:Издательский дом “Нева”, 2003.– 96с.