В современных условиях, когда компьютер стал непременным атрибутом многих профессий, молодые люди, оканчивающие школу, должны обладать достаточными знаниями и навыками для использования компьютерных технологий в своей дальнейшей деятельности.
Возникновение интереса к предмету у большинства учащихся зависит в большей степени от методики преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.
Исследования психологов и педагогов, опыт учителей-новаторов показывают: чтобы научить учащихся самостоятельно и творчески учиться, нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать их хозяевами этой деятельности.
Метод проектов и предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая которые они под руководством учителя активно усваивают новые знания.
Этот метод направлен на развитие коммуникативных навыков. В нем сочетаются индивидуальная, самостоятельная форма работы учащихся с групповыми занятиями.
Урок 1. Электронная почта. Поиск информации в Интернете
На уроке учащиеся выполняют практическую работу №1.
Цель работы: зарегистрировать почтовый ящик на одном из почтовых серверов, изучив возможности настройки почтового ящика, и создать для входа безопасный пароль. Найти информацию в Интернет по вузам страны и отправить письмо учителю, соблюдая сетевой этикет.
Практическая работа №1
Тема: Регистрация почтового ящика
Задание 1. Зарегистрировать почтовый ящик на одном из почтовых серверов.
Технология работы:
1. Запустите
программу-браузер Internet Explorer.
- 2. В адресной строке наберите:
www.mail.ru или
www.yandex.ru или
www.rambler.ru или
…3. Изучите возможности настройки почтового ящика.
4. На каком почтовом сервере предоставлено больше возможностей?
5. Выберите пункт “Регистрация в почте”.
6. Ответьте внимательно и правильно на задаваемые вопросы.
7. Создайте безопасный пароль.
Задание 2. Найдите в Интернете информацию о ВУЗе, в котором вы хотели бы учиться. Создайте текстовый файл в MS Word, содержащий информацию:
- адрес ВУЗа;
- URL-адрес ВУЗа;
- E-MAIL ректората или деканата;
- факультеты и специальности;
- вступительные экзамены (какие, когда);
- форма обучения;
- льготы при поступлении для медалистов, призеров областных, российских олимпиад;
- условия подачи апелляции после экзамена;
- стоимость обучения.
Задание 3. Отправьте письмо на школьный почтовый ящик:
- Применив к письму любую кодировку.
- С вложенным текстовым файлом (размер файла не должен превышать 100 Кб).
- Соблюдая правила сетевого этикета.
Задание 4. Откройте свой почтовый ящик и прочитайте письмо учителя с отзывом о вашей работе.
Урок 2. Электронная почта. Сетевой этикет
Учащиеся выполняют практическую работу №2.
Цель работы: провести анализ входящей почты на ваш ящик и сменить пароль к вашему почтовому ящику.
Практическая работа №2
Тема: Анализ входящих сообщений в почтовый ящик
Задание 1. Анализ и обработка данных в Excel. Провести анализ входящей почты в ваш почтовый ящик.
Технология работы:
1. Сколько писем пришло за неделю?
2. Какие из писем были нежелательными?
3. Какие из писем носили рекламный характер?
4. А может ваш почтовый ящик “засыпали”
открытками?
5. Проведите их сортировку по полям и заполните
таблицу:
От кого | Выпишите адрес в тетрадь |
Копия | |
Тема | Выпишите тему в тетрадь |
Размер |
6. От каких корреспондентов вы хотели бы получать письма?
От кого | Выпишите адрес в тетрадь |
Копия | |
Тема | Выпишите тему в тетрадь |
Размер |
7. Постройте диаграммы в ЭТ Excel по вопросам 1, 2, 3, 4, 6. Сравните количество желательной и нежелательной корреспонденции.
Задание 2. Смените пароль к вашему почтовому ящику:
Технология работы (если ящик зарегистрирован на mail.ru):
1. Открыть свой почтовый ящик.
2. Зайти в раздел НАСТРОЙКИ.
3. Перейти в раздел настроек Пароль.
4. Ввести новый пароль в поле "Новый пароль" и
в поле "Повтор нового пароля".
5. Ввести в поле "Текущий пароль" старый
пароль от данного почтового ящика.
6. Нажать кнопку "СОХРАНИТЬ".
После нажатия кнопки "СОХРАНИТЬ" Вам предложат заново войти в ваш почтовый ящик с использованием уже нового пароля. Если вы не уверены в правильности заполнения полей с паролем, нажмите кнопку "ВОССТАНОВИТЬ" и повторите процедуру изменения информации повторно.
Задание 3. Настройте автоответ на вашем почтовом ящике, пользуясь инструкциями на mail.ru
![]() |
В результате выполнения второй практической работы, учащиеся замечают, что в ящик поступает много нежелательных писем.
Урок 3–4. Проект “Спам – проблема номер один в глобальной Сети”
Когда спамер готовит письмо к
отправке,
не спрашивай, для кого оно предназначено.
Оно придёт и к тебе тоже.
Основополагающий вопрос: Бывает ли “мусор” в Сети?
Проблемные вопросы:
- Что общего между колбасой прошлого века и Интернетом сегодня? Spam – это съедобно?
- Чем же так плох спам?
- Как бороться со спамом?
- Сколько стоит спам?
Гипотеза: Если настроить почтовый ящик, как описано на почтовом сервере, то уменьшится поток нежелательной корреспонденции.
Чтобы ответить на поставленные вопросы, создаем 4 группы:
- “Информационная” ищет ответ на вопрос что такое спам? Определяет основные цели и виды спама. Оформляют отчет в виде бюллетеня в MS Publisher.
- “Юридическая” находит и анализирует информацию о правовом положение спама в мире. Узнает, имели ли место судебные прецеденты, связанные со спамом. Оформляют отчет в виде презентации в MS PowerPoint.
- “Техническая” ищет статистические данные по финансовому ущербу от спама, знакомятся с возможностями различного ПО – “убийцами” спама и устанавливают на компьютер одну из программ с целью анализа входящей почты. Оформляют отчет в виде презентации в MS PowerPoint.
- “Просветительская” разрабатывает методику опроса и проводят анкетирование среди учащихся и учителей школы, изучают общественное мнение, общаясь с пользователями e-mail, в форуме; обрабатывают полученные данные в среде ЭТ EXCEL; составляют практические советы по уменьшению потока спама. Оформляют отчет в виде презентации в MS PowerPoint, буклета в MS Publisher.
По результатам проведенной работы, в 4 четверти учащиеся будут разрабатывать веб-сайт, используя язык разметки гипертекста HTML.
Аннотация проекта:
Проект предлагает исследование по проблеме спама в глобальной сети Интернет. Проект охватывает следующие учебные темы:
- Компьютерные сети. Сервисы Интернет.
- Поиск информации в Интернете. Сетевой этикет.
- Электронная почта. Регистрация и настройка почтового ящика. Отправка и получение почтовых сообщений.
- Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии.
- Основы создания WEB-страниц и предметные области:
- Информационные технологии.
- Иностранный язык.
- Информатика.
- Граждановедение.
- Экономическая география, экономика.
Проект направлен на приобретение учащимися знаний об историческом аспекте происхождения термина – спам, о способах борьбы со спамом на техническом, социальном и юридическом уровнях. В результате работы над проектом учащиеся научатся регистрировать и настраивать почтовый ящик. Используя личный опыт, учащиеся поделятся практическими советами по уменьшению потока спама в почтовом ящике с другими учениками и учителями. Работа над проектом формирует у учащихся компетентности: в сфере самостоятельной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в сфере гражданско-общественной деятельности, в бытовой сфере.
Цели проекта:
- Расширить понятийный аппарат учащихся в области коммуникационных технологий.
- Развивать умение систематизировать и интегрировать знания из предметных различных областей и использовать их в практической деятельности.
- Формировать навыки, обеспечивающие личную информационную безопасность при работе в глобальной Сети.
Задачи проекта:
- Выяснить исторический аспект возникновения термина спам, определить виды спама.
- Выяснить, зачем бороться со спамом и определить способы борьбы со спамом.
- Найти и проанализировать информацию о правовом положении спама в мире.
- Узнать, имели ли место прецедентообразующие судебные разбирательства в мире, связанные со спамом.
- Разработать и представить методику проведения опроса.
- Познакомиться с общепринятыми нормами работы в сети Интернет.
- Выбирать программные средства, необходимые для электронного документооборота.
Темы самостоятельных исследований учащихся:
- Тема 1: Что такое спам? (группа “Информационная”)
- Тема 2: Спам: юридический анализ явления (группа “Юридическая”).
- Тема 3: Спамооборона или способы борьбы со спамом (группы “Техническая” и “Просветительская”).
Этапы работы учащихся над проектом (для преподавателя).
- Введение в проектную деятельность.
- Определение и утверждение тематики проекта.
- Составление графика работы над проектом.
- Подбор и анализ литературных источников.
- Анализ и контроль процесса выполнения проекта (консультации).
- Контроль за оформлением проекта.
- Организация и проведение предзащиты проекта.
- Контроль за доработкой проекта.
- Защита проекта.
- Подведение итогов работы.
Для решения поставленной задачи, учащимся предлагается учебно-методический пакет:
1. Критерии оценивания презентации (Приложение 1), публикации (Приложение 2), веб-сайта (Приложение 3), а также учитывается:
- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- коллективный характер принимаемых решений;
- характер общения и взаимопомощи участников проекта;
- необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
- эстетика оформления результатов проекта;
- умение отвечать на вопросы оппонентов.
2. Комплект дидактических материалов, в которых указаны: цели, порядок и технология работы для каждой группы (Приложение 4).
3. Презентация по организации работы в группе по книге А.Ю. Уварова “Кооперация в обучении: групповая работа” [1], в которой указаны этапы работы над проектом, инструкциями по оформлению отчета и процедура рефлексии группы.
4. Презентация по книге Стива Менделя “Навыки эффективной презентации” [2], используя все советы которого, можно подготовить презентацию, которая будет, безусловно, иметь успех и надолго запомнится слушателям.
Этапы проведения проекта:
Группа |
Что? |
Где? |
Когда? |
1. Информационная | Спам, виды и цели спама | 1. Интернет-ресурсы 2. Компьютерные журналы |
10.02 – 24.02 |
2. Юридическая | Правовое положение спама в мире | 1. Интернет-ресурсы 2. Конституция РФ 3. Законодательство РФ 4. Консультации с юристом |
10.02 – 05.03 |
3. Техническая | Ущерб от спама (финансовый и
экономический), ПО: возможности, режимы работы, настройки списков |
1. Интернет-ресурсы 2. Компьютерные журналы |
10.02 – 24.02 |
4. Просветительская | Провести анкетирование, разработать и предложить практические советы по уменьшению потока спама |
1. Опрос учащихся и учителей, общение в форуме по данной проблеме 2. Интернет-ресурсы. 3. Компьютерные журналы |
10.02 – 05.03 |
Урок 5. Защита проекта
Урок 6
После реализации проекта, учащиеся выполняют практическую работу №3 (Приложение 5), цель которой: принять надлежащие меры по настройке своего электронного почтового ящика, чтобы препятствовать недобросовестному использованию этих ресурсов третьими лицами, а при обнаружении случаев такого использования принимать оперативные меры по их прекращению
Выводы:
Спам становится социальным злом, поскольку рассылка спама всё чаще сопровождается вирусными атаками и незаконным вторжением в информационные системы добросовестных пользователей Интернета. Именно поэтому к проблеме спама привлекается внимание общественности, государственных органов, правоохранительных и судебных учреждений, как за рубежом, так и в нашей стране.
Список литературы:
1. Уваров А.Ю. Кооперация в обучении: групповая работа: Учебно-методическое пособие.– М.: МИРОС,2001.– 224 с.
2. Стив Мэндел Навыки эффективной презентации / Пер. с англ. под ред. В.А. Спивака. – СПб.:Издательский дом “Нева”, 2003.– 96с.