Коллективная творческая игра на тему: "Не зная прошлого — не построишь и будущего"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Дать ученикам представление о понятиях “гимн”, “герб”, “флаг”; рассказать о преемственности и символике российских герба, флага, гимна.
  • Историческое, патриотическое и культурно-нравственное воспитание школьников, формирование личности гражданина-патриота, способного встать на защиту Отечества.

Задачи: формирование у школьников чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к историческому прошлому России.

Станции:

  • Государственный гимн России.
  • Государственный герб России.
  • Государственный флаг России.
  • Национальный костюм.
  • Пословицы и поговорки о Родине.

Оборудование: изображения российских флага и герба, музыкальная запись гимна Российской Федерации, иллюстрации русских национальных костюмов, русские национальные костюмы для ведущих.

Вступление

Под большим шатром
Голубых небес –
Вижу даль степей
Зеленеется.
И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами…
Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

Вед.I: Ребята, мы с вами живем в огромной замечательной стране, которая называется… (Россия)

Вед. II: А как называлась наша страна, в далёком прошлом? (Русь)

Вед. I: Что обозначает это загадочное слово Русь?

Вед. II: А я считаю, что у слова “Русь” не одно значение, а много, как много притоков у великой реки. Русь. Русские. Россия. Россияне.

Вед. I: Может быть, слова эти родственны словам: русло, т. е. ложе реки, по которому она течет. Роса и производное от него слово росяница – обильная роса, лежащая поутру на травах или деревьях. Т. е. Русь – это страна, где много рек и озер, а русский – это человек, живущий у воды.

Вед. II: Есть у слова “Русь” и еще одно значение. Русью светлое место зовем, где солнышко да все светлое. Русь – страна света …

Вед. I: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ, свою землю и ее историю.

Вед. II: Но кто она такая – великая Русь, великая Россия. Сколько ей лет? Как она прежде жила, обучалась, одевалась, бедовала и радовалась?

Вед. I Чтобы это узнать, мы с вами совершим путешествие к истокам нашей Родины, увидим и услышим, как она жила до наших дней.

Станция I. Государственный гимн России

Вед. Еще один государственный символ России – это ее гимн.

- Что же это такое?

(Гимн России – это торжественная песнь о красоте, величии нашей Родины.)

Вед. Гимн исполняется в особых, торжественных случаях – каких?

Верно, он исполняется в случае победы наших спортсменов на международных соревнованиях.

- Зачем же это делают?

Тем самым выражается уважение к стране, из которой происходит спортсмен. Но гимн слышим и в других случаях: в дни торжественных праздников, собраний, когда проходят парады. Когда исполняется гимн, люди встают, мужчины должны снять головные уборы.

(Прослушивают музыкальную запись гимна.)

Вед. Наш гимн величествен, в его словах прославляется наша Родина – Россия. Наш гимн значительно моложе флага и герба. Однако и он имеет свою историю. Музыке гимна уже более 50 лет.

Принятию современного гимна предшествовало почти десятилетие бурных споров, дебатов. В еженедельнике “Аргументы и факты” в 1997 году были опубликованы 5 текстов гимнов, отобранных большинством читателей в результате конкурса. Давайте все вместе исполним гимн, победивший в этом конкурсе и ставший гимном России.

(Дети исполняют гимн стоя.)

Станция II. Государственный герб России

Вед: Понятие “герб” происходит от немецкого слова “наследство или наследие” и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изобретение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и др. предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.

Специальные люди – герольды давали описание гербов, а наука по изучению гербов, называется геральдика.

Считается, что гербы возникли в нашей стране давно, в конце ХI века, т. е. более 900 лет назад. На них встречались изображения святых, покровителей, князей, изображения львов, олицетворявших властную силу, вооруженных конных всадников. Современный Государственный герб Р. Ф. был принят в декабре 2000 года. На нем изображен двуглавый орел, На красном щите, над орлом – три короны (две малые и одна – большая), в лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите – всадник, поражающий копьем дракона.

Государственный герб РФ является символом единства народов России, живущих, как в европейской, так и в азиатской ее частях. А короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит РФ.

Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник на щите– не только древний символ столицы России, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать свою сторону от врагов.

Вопросы:

1. Что означает слово “герб”?

2. Где помещают герб страны?

3. Из каких основных изображений состоит герб России? Объясни их значение.

Викторина:

1. Из каких основных изображений состоит герб РФ и что они обозначают?

2. Что символизирует двуглавый орел?

3. Что символизируют короны над головами орла?

4. Как зовут воина на коне?

5. Что он олицетворяет?

6. Назовите предметы, которые держит в лапах орел?

7. Что обозначает змей (дракон) на гербе России?

8. Какой герб предшествовал современному гербу России? (Герб СССР)

9. Что обозначает слово герб?

10. Где помещают герб страны?

11. Какая наука занимается изучением гербов?

12. Как называются специальные люди, дающие описания гербов?

Станция III. Государственный флаг России

Вед.I: Над большим Кремлевским дворцом, в котором находится государственная резиденция (место пребывания президента России) всегда, ночью и днем развивается бело – сине – красное полотнище. Такой же, флаг развивается над зданиями, где находятся органы власти России.

Вед.II: Государственный флаг нашей Родины – один из важнейших ее символов. Он подлежит защите как внутри страны, так и за ее пределами.

21 августа мы отмечаем День Государственного флага РФ.

Задание 1. Соберите флаг РФ.

Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет свое особое значение.

Вопрос 2. Что означают цвета нашего флага?

  • Красный – отвага, мужество и героизм.
  • Синий – небо, верность.
  • Белый – благородство, совершенство.

Государственный флаг, как символ страны, утвердился в России лишь в ХIХ веке. Предшественниками его были полотнища с изображением святых – церковные знамена, а в Русской Армии - военные знамена.

До современного флага РФ государственный флаг был одного цвета – красного. Красное знамя как символ восстаний известен с глубокой древности.

В нашей стране он был утвержден после Октябрьской революции 1917 года. Таким он оставался до 1991 г. А в декабре 2000 г. был принят флаг 3-х цветов.

Задание 1. Собрать флаг РФ.

Задание 2. Какие флаги были предшественниками современного флага РФ?

Станция IV. Национальный костюм

(Ведущие в национальных костюмах)

Вед.I: На Руси основным видом мужской одежды были рубаха и порты. Поверх рубахи надевали зипун – это узкая одежда до колен, который считался домашней одеждой. Верхней одеждой был кафтан, теплый или холодный – в зависимости от времени года. До Петра I кафтаны носили и мужчины и женщины, и богатые и бедные. Они различались лишь материалом, из которого были сделаны. Дорогие, парчовые кафтаны хранились в царских палатах и надевались для торжественных церемоний и приемов послов.

Вед.II: Основной женской одеждой была длинная сорочка, которую шили из различных материй. На нее надевали сарафан, снизу доверху застегивающийся на пуговицы. В холодную погоду надевали душегрейку (тип безрукавки), а поверх всего – шубу, на голове – кокошник (старинный женский славянский головной убор).

Вед.I: Как и всякое общество в те времена, жители Русского государства были разделены на сословия.

По одежде можно было узнать (показывает по рисункам):

  • царя и царицу;
  • боярина и боярыню;
  • дворянина и дворянку;
  • купца;
  • монаха и подьячего;
  • крепостных крестьян.

Вед.II: Одежда бояр и богатых людей изготавливалась из дорогих тканей, вышивалась золотыми нитями и жемчугом. Простым людям приходилось день за днем работать засучив рукава, в связи с чем отмечается простота в одежде этого сословия.

Вед. I: Найдите на рисунке доху, тулуп, зипун, кафтан, кокошник, косоворотку, поневу, салоп, поддевку.

Вед. II: Рассмотрите кукол, одетых в национальные костюмы.

Станция V. Пословицы и поговорки о Родине

Вед. I: Память народа живет в устном народном творчестве: былинах, древних сказаниях, пословицах и поговорках. Многие из них дошли до нас из глубины веков. Русский народ создал огромную устную литературу, которая была и остается достоинством и умом народа.

Вед. II: Существует множество пословиц и поговорок о Родине.

Задание 1. Назвать пословицы и поговорки, в которых есть слово Родина.

Задание 2. Продолжить пословицу:

Родная сторона – мать, чужая - … (мачеха)

Дома и стены … (помогают)

Глупа та птица, которой гнездо свое … (не мило)

Русский в словах горд, в делах … (тверд)

Своя земля и в горсти … (мила)

Своя сторона не бывает … (холодна)

На чужой сторонушке рад своей … (воронушке)

Задание 3. Собрать пословицу из слов:

За морем теплее, а у нас светлее.

Задание 4. Заморочки из бочки (объяснить значения слов на карточках):

1. Городище - древнее укрепление поселения.

2. Кудесники - чародеи, волшебники.

3. Бояре – знатные люди на службе у князя.

4. Набат – удары в колокол – сигнал к сбору в случае тревоги.

5. Хоромы – в старину на Руси большой богатый жилой дом.

6. Холоп – дворовый, крепостной человек.

После игры – путешествия все отряды собираются на фестиваль устного народного творчества.

Список литературы

  1. Никитин И. С. Русь: (стих) / И. С. Никитин // Родное слово. Учебник русской словесности для 1 (2) класса / авт.-сост. Г. М. Грехнева, К. Е. Корепова. – М.: ЦГО,1995.-с.119-120.
  2. Иллюстрированная история России VIII-XVIII вв./ Алферова И.В. и др. - Смоленск: Русич, 2002.-296с., ил.
  3. Алексеев Ю. А. / Государственные символы России. Моя Родина - Россия. - М.: Триада – фарм, 2002. – 64 с., 58 ил.
  4. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / авт. – вступ. ст. Ю. Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335 с.: ил.
  5. Серов Б. Н. Поурочные разработки по курсу “Государственная символика” Гимн. Герб. Флаг. / Серов Б. Н.- М.: Вако, 2004. -190 с. – (В помощь школьному учителю).