Романтизм в русском изобразительном искусстве. Творчество О.А.Кипренского, В.А.Тропинина, К.П.Брюллова

Разделы: МХК и ИЗО


ФОРМА УРОКА: комбинированный урок с элементами исследовательской деятельности.

ЦЕЛЬ: Раскрыть черты романтизма в творчестве русских художников.

ЗАДАЧИ:

  1. Закрепить знания учащихся по теме: “Романтизм в живописи”.
  2. Познакомить учащихся с биографией (обзорно) и творчеством русских художников-романтиков.
  3. Воспитать уважение к произведениям русского искусства.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент – объявление темы, цели и задач урока.

2. Повторение пройденного материала предыдущих уроков:

а) Дифференцированная работа – работа с репродукцией картины по алгоритму:

  • автор картины
  • название
  • стиль
  • жанр
  • художественный язык
  • особенности стиля (как проявляются в данной картине?)
  • впечатления

б) Работа в группах – интеллектуальный поединок (задать по три вопроса противоположной группе и самим ответить на три поставленных вопроса соперников).

3. Проверка дифференцированного задания (1-2 учащихся).

4. Объяснение нового материала:

а) Сообщения учащихся о биографиях художников (обзорно):

- О. А. Кипренский

- В.А. Тропинин

- К.П. Брюллов

б) О творческом методе художников и особенностях живописи. (Учитель)

в) Работа с репродукциями картин:

Портретная галерея современников (работа со слайдами – фронтальная работа).

1. “Автопортрет” О.Кипренского

2. “Портрет Е.Давыдова” (Кипренский)

3. “Кружевница” (Тропинин)

4. “Автопортрет” Тропинина

5. “Золотошвейка” (Тропинин)

Сравнительный анализ портретов А.С.Пушкина кисти О.Кипренского и В.А.Тропинина.

5. Физпауза.

6. Самостоятельная работа с репродукциями картин К.П.Брюллова (работа в группах:

  • 1,3 группы – картина “Последний день Помпеи”,
  • 2,4 группы – картина “Портрет Ю.П. Самойловой с приемной дочерью Амацилией Пачини”.)

Определить :

- стиль

- жанр картины

- тема

- сюжет (предполагаемый)

- художественный язык

- особенности стиля

- впечатления.

7. Проговаривание результатов работы в группах.

8. Подведение итогов урока - ответы на вопросы учителя:

? Что нового вы сегодня узнали?

? Отличаются ли работы русских художников – романтиков от работ зарубежных? Если да, то чем?

? Что характерно для романтизма в русском изобразительном искусстве? Какие черты вы уловили?

9. Д/З: 1 вариант – Ответить письменно на вопрос: “Почему Кипренского, Тропинина и Брюллова называют художниками-романтиками?

2 вариант – Ответить письменно на вопрос: “Какими видели своих современников художники-романтики? (можно на выбор – русских и зарубежных художников).

Для всех: подготовиться к видеотесту.

 ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Дифференцированная работа с репродукциями картин по алгоритму:

  1. Давид. “Клятва Горациев”. (Просветительский классицизм)
  2. Буше. “Отдыхающая девушка” (Рококо)
  3. Хогарт. “Триумф депутата” (Просветительский реализм)
  4. Шарден. “Женщина, чистящая овощи” (Просветительский реализм)
  5. Гойя. “Махи на балконе” (Романтизм)
  6. Делакруа. “Свобода на баррикадах” (Романтизм)