Урок в 7-м классе по теме: "Взаимопроникновения легкой и серьезной музыки"

Разделы: Музыка


Тема: Взаимопроникновения легкой и серьезной музыки.

Художественно-педагогическая идея: зрение сердца получает в уме анализ свой.

Музыкальный материал:

  • Иоганн Штраус “Полька-пиццикато”, вальс из оперетты “Летучая мышь”,
  • Ян Френкель “Журавли”.

Наглядный материал:

  • репродукции картин природы,
  • распечатка стихов Николая Заболоцкого,
  • рисунки ребят.

ХОД УРОКА

Дети входят в класс под польку-пиццикато Иоганна Штрауса.

Учитель. Добрый день, ребята. Думаю, что вы узнали музыку.

Ученики. Это полька-пиццикато Штрауса.

Учитель. Да, действительно, это музыка Иоганна Штрауса.

На доске портрет композитора. Беседа с классом.

– Какое впечатление произвела на вас музыка?
– Какие чувства и настроение переданы в ней?
– Какая группа инструментов исполняет польку?
– В чем особенность исполнения?

Ответы ребят.

Учитель. Ребята, а что вы знаете о творчестве великого австрийского композитора Иоганна Штрауса?
– Музыка у него легкая или серьезная?
– Какие жанры присущи творчеству этого композитора?
– Почему его называют Королем вальсов?
– Какие еще произведения из легкого жанра ему присущи?

Ответы ребят.

Учитель: В XIX веке в условиях бурного расцвета начала развиваться “легкая” музыка, одним из главных признаков которой является ритм. Из всех видов музыкального искусства танцевальная музыка непосредственным образом была связана с бытом и подвержена влиянию моды. Именно танцевальная музыка отражает облик композиторов той эпохи: манерой исполнения, эмоциональностью и модными мелодиями.
В ХVIII веке появляется вальс, в XIX веке – полька, чардаш, оперетта. Именно Иоганн Штраус противопоставил художественно-обновленный легкий, развлекательный жанр натиску мещанства и пошлости.
Танцевальная музыка проникала во многие произведения крупной формы: оперы, симфонии, балеты.
Мы попробуем на этом уроке разобраться, “легкая” или “серьезная” эта музыка, после прослушивания.

Звучит вальс из оперетты И. Штрауса “Летучая мышь”.

– Какие ощущения вы испытали, когда слушали?
– Что вы почувствовали?
– Какие линии, краски?
– Какая группа инструментов исполняла вальс?
– Музыка легкая или серьезная?
– Какие ассоциации она у вас вызвала?

Ответы ребят.

– Немногим великим композиторам судьба принесла в дар признание и любовь современников. К их числу относится Иоганн Штраус. Он познал радость творчества, находящего живой отклик в сердцах людей. В шутку он говорил: “Мелодии из меня текут, как вода из крана”.
Его музыка была понятна всем людям, так как он сумел стереть грань, отделявшую высокий жанр (концертный, театральный) от якобы бытового, развлекательного.
В тех формах, какие мы знаем сейчас, легкая музыка стала развиваться с XIX века в условиях бурного роста городов. До XIX века она существовала только в народном творчестве скоморохов, певцов-куплетистов, цыганских хоров.

Мелодия та хороша, а эта и прелестна,
Наверно, музыка – душа, чем нам и интересней.

Учитель. По каким качествам мы узнаем музыку Иоганна Штрауса?

Может, и есть у музыки внешность,
Но всего в ней прелестней душа,
И зачем вдохновенью поспешность,
Спешка здесь не всегда хороша.

Учитель. Ребята, а можем мы назвать Иоганна Штрауса художником?

Ученик. Да!

Учитель. А почему?
С.В. Рахманинов сказал: “Штраус с головы до ног художник. Он один из тех увлеченных людей, которые в самое малое вкладывают сердце и душу”.

– Разрешите представить вам картинные пейзажи. Какие из них будут созвучны с музыкой И. Штрауса?

На доске картины природы, пейзажи русских художников. Звучит фрагмент музыки И. Штрауса.

Учитель. Да, ребята, музыка И. Штрауса глубоко запала в наши сердца, а наш ум и зрение сумели правильно выбрать картину.

Учитель. Всегда ли у И. Штрауса душа пела и танцевала?

Ученик. Нет! Были минуты, когда было тяжело.

Учитель. У Николая Заболоцкого есть стихи, будут ли они созвучны музыке И. Штрауса?
У вас на столах есть стихотворение Николая Заболоцкого. Прочитайте его, пожалуйста, и скажите, какие события легли в основу этого литературного произведения.

Ответы ребят.

Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли.

Вытянув серебряные крылья
Через весь широкий небосвод,
Вел вожак в долину изобилья
Свой немногочисленный народ.

Но когда под крыльями блеснуло
Озеро, прозрачное насквозь,
Черное зияющее дуло
Из кустов навстречу поднялось.

Луч огня ударил в сердце птичье,
Быстрый пламень вспыхнул и погас,
И частица дивного величья
С высоты обрушилась на нас.

Два крыла, как два огромных горя,
Обняли холодную волну,
И, рыданью горестному вторя,
Журавли рванулись в вышину.

Только там, где движутся светила,
В искупление собственного зла
Им природа снова возвратила
То, что смерть с собою унесла:

Гордый дух, высокое стремленье,
Волю непреклонную к борьбе –
Все, что от былого поколенья
Переходит, молодость, к тебе.

А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно,
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.

Учитель. Всегда ли счастлива птица?

Ученик. Нет.

Учитель. А человек?

Ответы ребят.

Звучит песня “Журавли” Я. Френкеля.

– Какое впечатление произвела на вас песня Я. Френкеля?
– Какие чувства и мысли передает?
–  “Легкая" или “серьезная” песня?
– Будет ли она созвучна со стихами Н.Заболоцкого?

Ответы ребят.
Во время разучивания песни обратить особое внимание на лирический образ в вокализе. Работа над дыханием, пластическим интонированием.

– Хочется обратить ваше внимание на слова: “Они до сей поры с времен тех дальних летят и подают нам голоса”. Что этим хотел передать композитор Ян Френкель?

Ответы ребят.

Учитель.

В этом мудрость, в этом счастье –
Увлекаясь, увлекать, зажигать и в то же время
Самому светло сверкать!

К. Бальмонт

– На этом наш урок окончен, благодарю вас, всего вам доброго!