Логопедическое занятие по развитию речи с группой учащихся 3-го класса по теме: "Составление рассказа-описания. Лиса"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Формировать исследовательскую деятельность:

  • учить рассматривать признаки предмета через различные сенсорные каналы, доказывая, что описательный рассказ получается только тогда, когда описаны все признаки предмета;
  • формировать умение совершенствовать написанное, а именно: находить и исправлять ошибки, допущенные в содержании текста( на основе осознания особенностей текста-описания);
  • расширять словарный запас путём образования словоформ, подбора синонимичных рядов, слов-омонимов;
  • учить работать по картинно–цифровому плану.

2. Развивать познавательные процессы: зрительно-слуховую память, внимание, наглядно-образное мышление.

3. Воспитывать любовь к природе, животным.

Оборудование:

– наборное полотно;

– картинки с изображением лисы и лисят (животные) и лисят ( грибов);

– подборка книг-сказок, в которых лиса – действующее лицо;

– картинно-цифровой плана рассказа–описания (контурное изображение лисы на альбомном листе) для каждого ученика.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент: приветствие.

II. Введение.

1. Отгадайте: о каком животном мы будем говорить на занятии?

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её – …( лиса).

2. Какая из схем подходит к слову лиса и почему?

3. Буквенно – звуковой анализ слова лиса.

4. Какая гласная безударная? Каким словом проверим? (Лисонька).

5. Развитие мелкой моторики.

Лисоньки в футбол играют,
Все друг друга догоняют,
Всё – бегом, вприпрыжку, вскачь,
Все хотят ударить мяч.

Каждый забивает гол –
Хорошо играть в футбол.

III. Повторение.

1. Словоизменение. Работа по образованию форм единственного, множественного числа имён существительных.

Задание: распределить слова в два столбика:

(она)   лиса, лисица   (они) лисы, лисицы
Ласково:   лисонька
лисичка  
лисоньки
лисички
Детёныши:   
(он , один)
(она, одна)  
лисёнок
лисичка  
(они) лисята
лисички

Работа с наборным полотном. Выставление карточек по ходу занятия.

2. Работа по подбору слов – омонимов.

Что ещё мы можем назвать лисятами?

Чтение стихотворения, демонстрация картинки с лисятами – грибами.

– Кто вы?
Мы – лисички, дружные сестрички.
Ну а вы – то, кто же?
Мы лисички тоже.
– Как, с одной-то лапкой?
– Нет, ещё со шляпкой.

За схожесть по какому признаку так назвали грибы?

Итак, лиса, лисонька, лисёнок – это слова в форме какого числа? (Это слова в форме единственного числа).

А во втором столбике слова в форме какого числа? (Слова в форме множественного числа.)

Это всё формы одного слова – лиса . Между собой мы можем их назвать как? (Родственными, имеющими общий корень лис).

3. Беспредложное управление.

Можно изменить слово лиса и другим способом, с помощью вопросов . Логопед задаёт вопрос, дети отвечают( по цепочке).

Кто?   Лиса.
Нет кого?   Лисы.
Дать кому?   Лисе.
Вижу кого?   Лису.
Доволен кем?   Лисой.
Думаю о ком?   О лисе.

4. Работа по развитию памяти. Подбор слов – синонимов.

Как в русских народных сказках называют лису? (Используется выставка книг–сказок, в которых лиса – действующий персонаж.)

IV. Подготовка восприятия нового материала.

1. Выделение слов–признаков.

Народ много сложил загадок о лисе.

Прочитайте загадки и назовите, какой признак или признаки названы в загадке. (Загадки на альбомных листах с контурным изображением лисы).

Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла.

Рыжая птичница
Пришла в курятник
Порядок наводить.

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её – ( лиса).

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт.

2. Признаки текста–описания.

Какой тип текста (рассказ) можем составить с помощью слов, обозначающих признаки предмета?

(Рассказ–описание).

Какой рассказ мы назовём рассказом–описанием? (Рассказ, в котором названы все признаки предмета).

V. Новый материал. На партах у детей – альбомные листы с загадками и контурным изображением лисы – для дальнейшей работы над составлением цифрового плана и рассказа описания.

Логопед: Сегодня на занятии мы будем составлять рассказ – описание лисы . В этом нам поможет картинно–цифровой план.

(Далее – работа над составлением картинно–цифрового плана: дети отвечают на вопросы логопеда и одновременно на контурном изображении лисы расставляют цифры на тех участках тела , которые соответствуют задаваемым вопросам.)

Вопросы логопеда Ответы детей.
1. Какой величины лиса?
2. Какой шерстью покрыто тело лисы?    
а) на ощупь ( качество)
б) цвет.
3. Какой у лисы хвост?
а) размер;
б) качество.
4. Какие у лисы лапы?
а) размер;
б) цвет.
5. Какая мордочка?
6. Какие ушки?
7. Какие глазки?
8. Какой вывод сделаем:
    какое животное лиса?
Лиса – небольшой зверь.
Тело лисы покрыто густой мягкой шерстью.


У лисы большой пушистый хвост.


Лапы у лисы короткие, тёмно-серого цвета.


Мордочка вытянутая, заострённая
с длинными чёрными ушками
хитрыми глазками.
Лиса – красивое животное.

VI. Психогимнастика. Речь с движением: изобразите хитрую лисичку.

Работа над фразеологическим оборотом. Про какого человека говорят: хитрая лиса.

У лисицы острый нос,
У неё пушистый хвост.
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.

Лиса павою похаживает,
Шубу пышную поглаживает.
Я – охотница до птицы!
Кур ловить я мастерица!

Как увижу – подкрадусь
И тихонько затаюсь.
После прыгну и схвачу,
Деткам в норку отнесу.

VII. Закрепление. Редактирование текста (текст записан на доске). Прочитайте мой рассказ.

Лиса – небольшой зверь. Тело лисы покрыто густой рыжей шерстью.
У лисы короткие лапы и острая мордочка с длинными чёрными усиками и хитрыми глазками.
Лиса любит мясо.

Можно ли этот рассказ назвать рассказом–описанием? Почему?

Этот рассказ нельзя назвать рассказом–описанием, потому что:

1. Есть лишнее предложение;

2. Названы не все признаки.

Ещё раз повторим, какой рассказ назовём описанием? (Рассказ, в котором названы все признаки предмета).

Какие предложения добавим?

У лисы большой пушистый хвост тоже рыжего цвета.

Вывод: лиса – красивое животное.

Какая речевая ошибка в моём рассказе? (Повтор – лиса).

Каким словом–синонимом заменим?

VIII. Самостоятельная работа.

А теперь самостоятельно составить рассказ–описание лисы, опираясь на составленный картинно–цифровой план.

IX. Домашнее задание: дома повторить рассказ и раскрасить лисичку.

X. Итог урока. Рефлексия. Итак, чему мы учились сегодня на занятии?