Цели:
1. Формировать исследовательскую деятельность:
- учить рассматривать признаки предмета через различные сенсорные каналы, доказывая, что описательный рассказ получается только тогда, когда описаны все признаки предмета;
- формировать умение совершенствовать написанное, а именно: находить и исправлять ошибки, допущенные в содержании текста( на основе осознания особенностей текста-описания);
- расширять словарный запас путём образования словоформ, подбора синонимичных рядов, слов-омонимов;
- учить работать по картинно–цифровому плану.
2. Развивать познавательные процессы: зрительно-слуховую память, внимание, наглядно-образное мышление.
3. Воспитывать любовь к природе, животным.
Оборудование:
– наборное полотно;
– картинки с изображением лисы и лисят (животные) и лисят ( грибов);
– подборка книг-сказок, в которых лиса – действующее лицо;
– картинно-цифровой плана рассказа–описания (контурное изображение лисы на альбомном листе) для каждого ученика.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент: приветствие.
II. Введение.
1. Отгадайте: о каком животном мы будем говорить на занятии?
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её – …( лиса).
2. Какая из схем подходит к слову лиса и почему?
3. Буквенно – звуковой анализ слова лиса.
4. Какая гласная безударная? Каким словом проверим? (Лисонька).
5. Развитие мелкой моторики.
Лисоньки в футбол играют,
Все друг друга догоняют,
Всё – бегом, вприпрыжку, вскачь,
Все хотят ударить мяч.Каждый забивает гол –
Хорошо играть в футбол.
III. Повторение.
1. Словоизменение. Работа по образованию форм единственного, множественного числа имён существительных.
Задание: распределить слова в два столбика:
(она) | лиса, лисица | (они) лисы, лисицы |
Ласково: | лисонька лисичка |
лисоньки лисички |
Детёныши: | ||
(он , один) (она, одна) |
лисёнок лисичка |
(они) лисята лисички |
Работа с наборным полотном. Выставление карточек по ходу занятия.
2. Работа по подбору слов – омонимов.
Что ещё мы можем назвать лисятами?
Чтение стихотворения, демонстрация картинки с лисятами – грибами.
– Кто вы?
Мы – лисички, дружные сестрички.
Ну а вы – то, кто же?
Мы лисички тоже.
– Как, с одной-то лапкой?
– Нет, ещё со шляпкой.
За схожесть по какому признаку так назвали грибы?
Итак, лиса, лисонька, лисёнок – это слова в форме какого числа? (Это слова в форме единственного числа).
А во втором столбике слова в форме какого числа? (Слова в форме множественного числа.)
Это всё формы одного слова – лиса . Между собой мы можем их назвать как? (Родственными, имеющими общий корень лис).
3. Беспредложное управление.
Можно изменить слово лиса и другим способом, с помощью вопросов . Логопед задаёт вопрос, дети отвечают( по цепочке).
Кто? | Лиса. |
Нет кого? | Лисы. |
Дать кому? | Лисе. |
Вижу кого? | Лису. |
Доволен кем? | Лисой. |
Думаю о ком? | О лисе. |
4. Работа по развитию памяти. Подбор слов – синонимов.
Как в русских народных сказках называют лису? (Используется выставка книг–сказок, в которых лиса – действующий персонаж.)
IV. Подготовка восприятия нового материала.
1. Выделение слов–признаков.
Народ много сложил загадок о лисе.
Прочитайте загадки и назовите, какой признак или признаки названы в загадке. (Загадки на альбомных листах с контурным изображением лисы).
Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла.Рыжая птичница
Пришла в курятник
Порядок наводить.Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её – ( лиса).Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт.
2. Признаки текста–описания.
Какой тип текста (рассказ) можем составить с помощью слов, обозначающих признаки предмета?
(Рассказ–описание).
Какой рассказ мы назовём рассказом–описанием? (Рассказ, в котором названы все признаки предмета).
V. Новый материал. На партах у детей – альбомные листы с загадками и контурным изображением лисы – для дальнейшей работы над составлением цифрового плана и рассказа описания.
Логопед: Сегодня на занятии мы будем составлять рассказ – описание лисы . В этом нам поможет картинно–цифровой план.
(Далее – работа над составлением картинно–цифрового плана: дети отвечают на вопросы логопеда и одновременно на контурном изображении лисы расставляют цифры на тех участках тела , которые соответствуют задаваемым вопросам.)
Вопросы логопеда | Ответы детей. |
---|---|
1. Какой величины лиса? 2. Какой шерстью покрыто тело лисы? а) на ощупь ( качество) б) цвет. 3. Какой у лисы хвост? а) размер; б) качество. 4. Какие у лисы лапы? а) размер; б) цвет. 5. Какая мордочка? 6. Какие ушки? 7. Какие глазки? 8. Какой вывод сделаем: какое животное лиса? |
Лиса – небольшой зверь. Тело лисы покрыто густой мягкой шерстью. У лисы большой пушистый хвост. Лапы у лисы короткие, тёмно-серого цвета. Мордочка вытянутая, заострённая с длинными чёрными ушками хитрыми глазками. Лиса – красивое животное. |
VI. Психогимнастика. Речь с движением: изобразите хитрую лисичку.
Работа над фразеологическим оборотом. Про какого человека говорят: хитрая лиса.
У лисицы острый нос,
У неё пушистый хвост.
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.Лиса павою похаживает,
Шубу пышную поглаживает.
Я – охотница до птицы!
Кур ловить я мастерица!Как увижу – подкрадусь
И тихонько затаюсь.
После прыгну и схвачу,
Деткам в норку отнесу.
VII. Закрепление. Редактирование текста (текст записан на доске). Прочитайте мой рассказ.
Лиса – небольшой зверь. Тело лисы покрыто
густой рыжей шерстью.
У лисы короткие лапы и острая мордочка с длинными
чёрными усиками и хитрыми глазками.
Лиса любит мясо.
Можно ли этот рассказ назвать рассказом–описанием? Почему?
Этот рассказ нельзя назвать рассказом–описанием, потому что:
1. Есть лишнее предложение;
2. Названы не все признаки.
Ещё раз повторим, какой рассказ назовём описанием? (Рассказ, в котором названы все признаки предмета).
Какие предложения добавим?
У лисы большой пушистый хвост тоже рыжего цвета.
Вывод: лиса – красивое животное.
Какая речевая ошибка в моём рассказе? (Повтор – лиса).
Каким словом–синонимом заменим?
VIII. Самостоятельная работа.
А теперь самостоятельно составить рассказ–описание лисы, опираясь на составленный картинно–цифровой план.
IX. Домашнее задание: дома повторить рассказ и раскрасить лисичку.
X. Итог урока. Рефлексия. Итак, чему мы учились сегодня на занятии?