В современных условиях резко возрастает роль творчества в профессиональной деятельности специалистов, занятых в различных отраслях производства. При этом включение в творческую деятельность происходит уже на самых ранних этапах профессиональной карьеры. На рынке труда востребованы инициативные, творческие, компетентные специалисты.
Подготовка будущего специалиста к творчеству складывается в определённую систему обучения, при этом традиционные учебные технологии, построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения, не дают должного эффекта. При преобладании традиционных методов обучения в учебном процессе возникает ряд проблем, главными из которых являются:
- низкий уровень навыков общения студентов, усугубляющийся наличием языкового барьера у студентов из отдалённых, особенно северных улусов;
- невозможность получить развёрнутый ответ студента с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса;
- недостаточное включение слушающей ответ аудитории студентов в общее обсуждение.
Новые технологии обучения не отбрасывают преподнесение информации учащимся, а меняют её роль. Она необходима не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы студенты использовали её в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта.
Сегодня становление творческой профессиональной деятельности студентов необходимо осуществлять исключительно на личностной основе, с максимальным развитием в них готовности к творчеству, находящему своё воплощение в различных сферах жизнедеятельности человека. Важнейшим условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности является организация собственной учебно-познавательной деятельности студентов.
Подготовка студентов к творчеству в профессиональной деятельности начинается с использования “сквозных” компонентов обучения по отдельным учебным дисциплинам ориентирующих обучающихся на творческую активность. При этом учебно-исследовательская деятельность на уроках реализуется при решении проблемных и производственных ситуаций, исследовательских задач, проведении дискуссий, выполнении творческих работ.
Особое внимание следует обратить на организацию самостоятельной учебно-исследовательской деятельности студентов по учебным дисциплинам. На первых курсах основными видами самостоятельной работы студентов являются подготовка и защита рефератов, составление и защита отчётов об экскурсиях и обследованиях производственных предприятий. В группах старших курсов это выполнение курсовых работ по отдельным и смежным учебным дисциплинам, а в выпускных группах - выполнение и защита студентами выпускных квалификационных работ.
В качестве примера рассмотрим организацию самостоятельной работы студентов специальностей 0612 “Товароведение” и 0607 “Маркетинг” в процессе изучения дисциплины “Организация коммерческой деятельности”. Приобщение студентов к самостоятельной исследовательской работе начинается с выполнения простых заданий по составлению конспектов материалов характеризующих состояние и перспективы развития отрасли в регионе. В задании преподаватель предлагает ответить на ряд вопросов и сформулировать личное мнение по рассматриваемой проблеме. Также при рассмотрении тем первого раздела “Коммерческая деятельность в торговых организациях” целесообразно посещение со студентами выставок и ярмарок по закупке товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения. Преподаватель в процессе экскурсии организует беседы с участниками и организаторами выставки, а студенты не только составляют развёрнутые отчёты по экскурсии, но и проводят коммерческий анализ рекламных продуктов участников выставки-ярмарки. Так в г. Якутске традиционно осенью и весной проводятся региональные ярмарки “Якутия – форпост России”. Преподаватель корректирует календарно-тематический план учебной дисциплины с учётом сроков проведения выставки-ярмарки.
При изучении вопросов второго раздела “Оптовая торговля” студенты самостоятельно по заданию изучают нормативные документы, регламентирующие вопросы организации приёмки товаров. На практических занятиях акцент делается на решении наиболее интересных проблемных производственных ситуаций из опыта работы баз практики. Эти ситуации студенты собирают в ходе квалификационной практики. Решение производственных ситуаций развивает профессиональное мышление, умение проводить анализ, учит делать выводы и давать оценку действий специалистов. В процессе обсуждения студенты не только учатся публично выступать, вести дискуссию, но и обретают уверенность в своих силах.
Более сложные задания по проведению обследования розничной торговой сети даются студентам по третьему разделу курса “Розничная торговля”. Они не только выполняют анализ технологических планировок торговых залов, рассчитывают показатели ассортимента товаров, оценивают эффективность систем размещения и выкладки товаров, используемых методов продажи, но и стараются продумать предложения по улучшению работы торговых предприятий. Обсуждение результатов исследований проходит на практических занятиях.
При этом студенты закрепляют навыки публичных выступлений и учатся, аргументировано защищать свою точку зрения. Задача преподавателя заключается в определении рабочих групп студентов, объектов для проведения исследования, разработке инструкционных карт-заданий. У студентов такая работа вызывает интерес и даже более слабые студенты, выполняя творческие работы, не только получают положительные оценки, но получают опыт применения теоретических знаний на практике, обретают уверенность в себе. Обобщение и анализ индивидуального опыта самих студентов в решении наиболее интересных для них учебных и профессиональных проблем традиционно проводится в форме конференций по научно-исследовательской работе студентов, а также научно-практических конференций с участием представителей производственных предприятий и конференций по итогам квалификационной практики, где студенты представляют результаты исследований по индивидуальным заданиям.
Подготовка студентов к выполнению конкретного вида деятельности с соблюдением технологической дисциплины осуществляется на практических занятиях по учебной дисциплине, в процессе учебной практики, а также практики по профилю специальности и квалификационной практики. При проведении практических занятий активно используются такие формы, способствующие развитию творческих способностей студентов, как конкурсы, деловые и ролевые игры. По дисциплине “Организация коммерческой деятельности” для студентов специальности 0612 “Товароведение” предусмотрено выполнение курсовых работ. Тематика этих работ разработана таким образом, что предполагает выполнение работ исследовательского характера с обязательным анализом практического материала о деятельности конкретного предприятия.
Развитие профессионального творчества студентов, направленного на создание различных технологических проектов и новых видов продукции осуществляется и на занятиях кружков. Например, в 2004 – 2005 г. По заявке ОАО “Сахабулт” студенты группы маркетологов провели анализ технологических планировок трёх розничных торговых предприятий фирмы и разработали собственные проекты объёмно-планировочных решений, размещения и выкладки товаров в торговых залах с учётом современных принципов мерчендайзинга. Эта работа получила положительную оценку руководства фирмы, и многие предложения студентов были реализованы на практике.
Выполнение учащимися последовательно усложняющихся проектов составляет важное условие дидактической системы. При этом важно суметь включить в творческий процесс всех студентов группы, несмотря на разный уровень способностей. Для выполнения задания учебная группа разбивается на творческие группы студентов. В ноябре 2005г. студенты группы маркетологов по заданию мэрии г. Якутска, в рамках республиканской недели качества, провели обследование предприятий розничной торговли и мониторинг отношения к ним потребителей. Отчеты с результатами исследований были представлены в комиссию, подводившую итоги конкурса.
Также развитию творческих способностей способствует проведение профессиональных конкурсов “Лучший по профессии”, в процессе участия, в которых у студентов формируется стремление к первенству и профессиональному мастерству. Особенностью конкурсов проводимых в Якутском торгово-экономическом колледже в группах товароведов и маркетологов является то, что они проводятся среди студентов очного и заочного отделений. Таким конкурсам предшествует большая работа, которая включает разработку положения о конкурсе, выбор и подготовку рабочих мест, разработку заданий, определение состава жюри, разработку критериев оценки, составление оценочных таблиц, выбор участников. Студенты товароведных и технологических специальностей с интересом организуют также презентации и дегустации продукции местных товаропроизводителей.
Продуманная система подготовки студентов к творчеству обеспечивает профессиональную ориентацию специалистов адекватную складывающейся на рынке труда ситуации, требующей от них повышенной мобильности, самостоятельности, инициативности, способности к быстрой смене вида профессионального труда. Реализация общих творческих установок обеспечивает повышение квалификации и углубление профессионализма.
Список литературы
- Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся // Завуч. – 2005. - № 6.
- Полякова Н.В. Перспективные школьные технологии // Завуч. – 2005. - № 5.
- Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях, - М.: Мастерство, 2001.
- Щепотин А.Ф., Коватева Ю.Г., Черноглазкин С.Ю. // Среднее профессиональное образование. – 2005. - № 10.