Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества.
Существенным условием повышения эффективности обучения математике является формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, развитие их математических способностей, систематическое включение в самостоятельную познавательную деятельность.
Тематика математического кружка предполагает знакомство с закономерностями окружающего мира, с математическими науками, не изучаемыми в школьном курсе, что позволяет расширить математический кругозор. Знакомство с историческим материалом расширяет интеллектуальный багаж каждого человека. Вопросы, связанные с прикладной направленностью математики, способствуют развитию интереса к предмету и к профессиям, связанных с ней, несут познавательную информацию. Решение нестандартных и логических задач позволяет формировать у учащихся интеллектуальные способности, развивать воображение и логическое мышление. Решение занимательных задач развивает любознательность, сообразительность, наблюдательность.
Внеклассные занятия по предмету дают большие возможности для развития способностей школьников. Математический кружок является наиболее распространенной формой внеклассной работы. В условиях сельской школы, когда наполняемость классов не более 10 человек, кружок организуется из двух-трех классов. Данная программа предназначена для учащихся 6-8 классов и рассчитана на 34 часа.
Цели и задачи.
- Формировать у учащихся качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для продуктивной жизни в обществе.
- Развивать у учащихся интерес к математике.
- Развивать творческие способности учащихся.
- Способствовать расширению математического кругозора школьников.
- Добиваться выработки умений у учащихся решать нестандартные, логические, комбинаторные задачи.
- Сформировать у учащихся приемы и навыки решения прикладных задач.
Содержание обучения.
1. История математики. (6 часов. )
а) Старые русские, метрические и другие меры.
б) Счетные приборы. Вычислительная техника.
в) Как научились люди вычислять время.
2. Закономерности окружающего мира. (16 часов)
а) Математическая индукция. Дедукция и индукция. Полная и неполная индукция.
Метод математической индукции.
б) Комбинаторика. 2 правила комбинаторики. Треугольник Паскаля. Бином Ньютона.
в) Теория вероятности. Случайные события. Однозначные и неоднозначные исходы.
г) Статистика. Статистическая закономерность.
3. Математика на службе человека (8 часов)
а) Математика в сельском хозяйстве.
б) Математика в быту.
в) Математика в живой природе.
4. Математические игры. (4 часа. )
Тематика занятий математического кружка.
История математики. (6 часов)
1. Старые русские, метрические и другие меры.
Решение занимательных задач.
2. Современная наука и создание международной системы мер.
Измерения на местности.
3. Счет и системы счисления.
Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную.
4. От счета на пальцах до современных вычислительных машин.
Знакомство с компьютером.
5. Как научились люди измерять время.
Числовые кроссворды.
6. О происхождении некоторых числовых суеверий.
Решение логических задач.
7. Конкурс эрудитов.
Закономерности окружающего мира. (16 часов)
8. Дедукция и индукция.
Задачи-шутки.
9. Полная и неполная индукция.
Задачи на смекалку.
10. Метод математической индукции.
Решение задач конкурса-игры “Кенгуру”.
11. Применение метода математической индукции.
12. Что такое комбинаторика.
Дерево возможных вариантов.
13. Два правила комбинаторики.
Решение комбинаторных задач.
14. Треугольник Паскаля.
Решение логических задач.
15. Бином Ньютона.
Математическое лото.
16. Случайные события.
Решение задач конкурса-игры “Кенгуру”.
17. Случайность необходимость в окружающем мире.
Определение достоверных, невозможных и случайных событий.
18. Однозначные и неоднозначные исходы.
Решение логических задач.
19. Приложение теории вероятностей.
Математические кроссворды.
20. Математическая статистика.
Решение задач конкурса-игры “Кенгуру”.
21. Статистическая закономерность.
Игра “Математические тяжеловесы”.
22. Составление статистических таблиц.
23. Решение задач по статистике.
Игра “Быстрый счет”.
24. Математические развлечения.
Математика на службе человека. (8 часов)
25. Математика в сельском хозяйстве.
Сочинение “Математика в моей жизни”.
26. Математика на ферме.
Задачи о молоке.
27. Математика в мастерской.
Экскурсия в мастерскую.
28. Математика в поле.
Решение задач прикладного характера.
29. Математика делового человека.
Игра “Математик-бизнесмен”.
30. Математика на службе кулинара.
Конкурс “Знаете ли вы…”
31. Математика в быту.
Выполнение измерений для домашнего ремонта.
32. Математика в живой природе.
Изготовление моделей геометрических тел.
33. Конкурс “смекалистых”.
34. Игра “Что, Где, Когда”.
Подведение итогов работы кружка.
Литература.
1. ”Энциклопедический словарь юного математика”. Москва. “Педагогика”. 1985 г.
2. Г.И. Глейзер. “История математики в школе”. Москва. “Просвещение”. 1982 г.
3. Л.Ф. Пичурин. “За страницами учебника алгебры”. Москва. “Просвещение”. 1990 г.
4. ”Избранные вопросы математики”. Москва. “Просвещение”. 1979 г.
5. Студинецкая. “Решение задач по статистике”.
6. В.А. Петров. “Преподавание математики в сельской школе”. Москва. “Просвещение”. 1986 г.
7. Журнал “Математика в школе”.
8. Газета “Математика”.
9. Ф.Ф. Нагибин. “Математическая шкатулка”. Москва. “Просвещение”. 1984 г.
10. В.А. Гусев. “Внеклассная работа по математике в 6-8 классах ”. Москва. “Просвещение”. 1984 г.