Урок начинается с мотивации обучения. Задача этого этапа - подготовить учащихся к работе на уроке, включить в деятельность. Трансформация целей в процессе обучения-целеполагание-исключительно сложный момент. Поэтому урок начинается словами: “создать”, “способствовать”, “продолжить” - это и будет цель занятия. С учетом определенных мотивов ставится учебная цель и планируется путь ее достижения.
Реализации принципа систематичности способствует осуществление межпредметных связей. Установление таких связей помогает формированию в сознании учащихся целостной картины мира. При изучении нового материала учащиеся работают с учебником. Составляют генеалогическое дерево, показывающее связь с биологией, географией, физикой.
По наблюдениям психологов, после 30 минут работы внимание учащихся снижается. Поэтому провожу релаксацию-систему расслабляющих упражнений. Как показывает опыт, систематические упражнения релаксации помогают ученикам стать более спокойными и работоспособными, способствуют созданию радостной и свободной обстановки на уроках.
При оживлении схемы “Использование воды” идет повторение, воспроизведение усвоенного, преобразование полученных знаний.
Закрепление знаний проходит ввиде блицконкурса. Вопросы способствуют повторению материала и углублению знаний.
Синквейн-это стихотворение, которое требует изложения большого объема информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по определенному поводу. Здесь же оценка учителем результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся, выставление отметок.
Домашнее задание составлено с учетом принципа дифференциации знаний. У учащихся есть выбор: задания творческого и практического характера.
Цели:
Образовательные:
- создать условия для активизации знаний учащихся о воде, полученные при изучении естествознания;
- способствовать расширению и систематизации знаний учащихся о распространении воды в природе, способах её очистки, физических свойствах воды.
Развивающие:
- продолжить развивать умения применять знания и собственный опыт в различных ситуациях, в том числе и проблемных: способствовать развитию мышления, анализу полученных знаний, выделения главного, обобщения и систематизации.
Воспитательные:
- способствовать формированию экологической культуры посредством бережного отношения к воде;
- содействовать формированию гуманности, доброты, толерантности, ответственности.
Тип урока: раскрывающий содержание.
Методы обучения: монологический, показательный.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: ТСО, слайды, тексты, модель молекулы воды, эпиграф на слайде.
Тебя невозможно описать, тобой
наслаждаются,
не ведая, что ты такое! Нельзя сказать,
что ты необходима для жизни, ты сама жизнь…
Ты самое большое богатство на свете…
А.Сент-Экзюпери.
Этапы урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
1) Мотивационно-целевой | Учитель читает эпиграф на слайде.
Предлагает серию вопросов: - О чем мы сегодня
будем говорить? Организует работу в группах. |
Слушают. Высказывают своё мнение. Я сам (2 мин). Обсуждение (3 мин). Выступление (2 мин). |
||||||
а) актуализация первичного опыта, осуществляемая на этапе введения новой учебной информации. |
Из предложенной информации выбрать ту, которая соответствует названию группы. |
Работа индивидуальная. Представляют информацию |
||||||
б) целеполагание | Предлагает вопросы: - Почему вода – самое удивительное вещество на Земле? - Чему будем учиться? - Какие сложные задачи будем выполнять? Запись темы на доске. |
Отвечают на вопросы. Идет чувственно-образное оживление слова. Ученики работают в тетради. |
||||||
2) Организационно-деятельностный этап
Релаксация
Проверка работы в группе
4) Рефлексивно-оценочный этап
|
Организует работу с учебником. Вопросы
на карточке.
Проводит учитель или ученик, если подготовлен. Как альтернатива можно предложить дневник настроения (в начале и конце урока)
Организует работу. Дает задание: Ответить на вопросы:
Организует заполнение второй графы в таблице. Предлагает написать синквейн:
Комментирует. |
Стр.115, 2-й абзац. Читают, отвечают на вопросы. а) актуализация обогащаемого опыта, осуществляемая в деятельности. Составляют генеалогическое древо.
Выполняют движения за учителем или учеником.
Работа в группах. Оживляют схему.
Заполняют схему. Отвечают на вопросы.
Актуализация закрепляемого опыта.
Синтез понятий и обобщение информации. Пишут синквейн. ВОДА
Записывают в дневник # 7.1, Творческое: Практическое задание: Ситуация выбора. |
Список литературы:
- Л.С.Гузей и др. Химия 8 класс.- М.: Дрофа,2002.
- В.Ф.Дерпгольц, Мир воды. - Л.: 1979.
- Книга для чтения по неорганической химии. Часть I.- М.:Просвещение, 1993.
- Л.Кузнецова. Новая технология обучения химии.- Обнинск, 1999.
- Л.Мартынов. Вода. - М.:Просвещение,1983.
- Детская энциклопедия. - М.:Педагогика,1975.
- Приложение к газете “1 сентября”. Химия, №2/2002.
- И.С.Якиманская. Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения. Директор школы, №3. 1998.
- Программа по химии для 8–11 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: П.С.Гузей, Р.П.Суровцева.