Интерес ученика к изучаемому предмету зависит
от нескольких слагаемых - от содержания
предлагаемого к изучению материала, способа
изучения материала и от прогнозирования той
деятельности, которой ученик собирается
заниматься в будущем. К нам в школу пришли
ученики, которые по тем или иным причинам не
смогли учиться в дневной школе. Знания у них, как
правило, слабые, и интереса особого к изучению
физики они не проявляют. Поэтому перед учителем
стоит задача активизировать познавательную
деятельность учащихся, преодолеть предвзятость
отношения учащихся к предмету.
Один из путей преодоления - внедрение новых
технологий обучения, в частности модульной
технологии как основы изменения стиля
преподавания предмета, помогающего ученику
лучше понять и полюбить физику. Именно модульная
программа может стать программой обучения,
индивидуализированной по содержанию, методам
учения, уровню самостоятельности, темпу
учебно-познавательной деятельности ученика. Эта
новая технология учитывает особенности,
сохраняя развитие процесса познания мира,
творческого мышления и творческого подхода к
решению учебных задач.
Физика - наука экспериментальная, многие знания получают из опытов и наблюдений, поэтому новая технология должна учитывать эти особенности.
Модульная система обучения предполагает
следующие подходы к организации изучения физики:
организация самостоятельной работы учащихся на
уроке и дома; использование разноуровневых
заданий; различные способы самоконтроля и
взаимоконтроля; сочетание групповых и
индивидуальных способов работы; усиление
политехнической направленности обучения физике
(демонстрационный и фронтальный эксперименты,
ТСО, ЭВМ и т.д.).
В основу применения модульной программы в
обучении мною положен принцип "Учить ученика
учиться", т.е. самостоятельно добывать знания
по предлагаемому плану с учетом личных
особенностей, с учетом личного темпа изучения и в
том объеме, в каком ученик определит себе сам.
Различные способы самоконтроля помогут ученикам
объективно оценивать свои знания и умения,
прогнозировать результат, а сочетание
индивидуальной и групповой форм работы
(отсутствие проверки домашнего задания, вызова к
доске и т.д.) поможет снять тревожность и создать
психологический комфорт на уроке.
Развитию познавательной активности учащихся во
многом способствует правильно организованная
проверка усвоенного материала. Предлагаемый
годовой контроль состоит из отдельных модулей,
границы которых определяются основными темами
курсов. Отработка модуля ведется каждым учащимся
в индивидуальном темпе. Прохождение курса
засчитывается лишь тогда, когда учащийся усвоил
и отчитался перед учителем за каждый модуль
курса.
В основе модульного обучения лежит овладение обязательным и повышенным уровнем обучения. Учащийся в зависимости от своих возможностей и прилежания может получить положительную оценку. Любая положительная оценка говорит о том, что он овладел обязательным для усвоения учебным материалом и добился определенных успехов в обучении.
Такой подход снимает напряженность, позволяет учащимся поверить в свои силы, самоутвердиться. Возможен и повышенный уровень подготовки, который заключается в большем объеме усвоенных знаний и умений и определяется их глубиной. Это достигается такой деятельностью учащихся, как работа с дополнительной литературой, когда учащимся предлагается прочитать статью, материал для дополнительного чтения из учебника; составить план; сделать соответствующие выводы по теме, можно предложить выполнение тестового задания повышенной трудности.
При выполнении обязательной части тестового задания (первые 5 задач) ученик получает минимальную положительную оценку “3”. Для получения повышенной оценки необходимо выполнить дополнительную часть задания: на “4” (дополнительно решить 6–7 задач); на “5” - все задания.
Контроль за формированием экспериментальных
умений в классах проводится на специальных
уроках – зачетах. Помимо достоинств, такая
модульная программа имеет также и ряд
недостатков: приличные материальные затраты
(бумага, печать, копирование); большой объем
программы требует большого времени на ее
подготовку; большой объем программы делает ее не
слишком гибкой, поскольку в классе с обычной
наполняемостью возникает большой временной
разброс в темпе освоения материала; применять
такую модульную программу удобно при работе с
небольшой группой учащихся.
Учитель должен заранее провести психологическую
подготовку учеников к новому для них виду
деятельности, т.е. они должны иметь четкое
представление о том, чем и как они будут
заниматься. Универсальных рецептов на этот
момент нет, многое зависит от состава класса,
отношения к учебе, от психологического климата в
классе.
Как показывает опыт, уроки с применением
модульных программ проходят спокойно, увлеченно,
и такой стиль проведения уроков одобряют от 80 до
85% учеников.
В вечерней школе заочная форма обучения. В каждом
классе определенное количество зачетов, учебный
материал разбиваются на отдельные темы - модули,
по которым и проводятся зачеты.
1. Каким способом можно изменить внутреннюю энергию тела?
А. Только совершением работы.
Б. Только теплопередачей.
В. Совершением работы и теплопередачей.
Г. Внутреннюю энергию изменить нельзя.
2. Стальную пластину поместили на горячую плиту. Каким способом при этом изменяется внутренняя энергия пластины?
А. Теплопередачей.
Б. Совершением работы.
В. Теплопередачей и совершением работы.
Г. Внутреннюю энергию пластины изменить нельзя.
3. Какой вид теплопередачи сопровождается переносом вещества?
А. Только конвекция.
Б. Только теплопроводность.
В. Только излучение.
Г. Конвекция, теплопроводность.
4. Каким способом передается энергия от Солнца к Земле?
А. Конвекцией.
Б. Теплопроводностью.
В. Конвекцией и теплопроводностью.
Г. Излучением.
5. Какое количество теплоты необходимо затратить, чтобы нагреть 250 кг стали от 20°С до 1020°С? (Удельная теплоемкость стали равна 500 Дж/кг·°С.)
А. 1,25·108 Дж.
Б. 5·105 Дж.
В. 2.5·105 Дж.
Г. 1,25·105 Дж.
6. Тела из меди и железа равной массы получили одинаковое количество теплоты. Какое из них нагреется до более высокой температуры? (Удельная теплоемкость меди 380 Дж/кг·°С, железа 460 Дж/кг·°С.)
А. Больше нагреется медь.
Б. Больше нагреется железо.
В. Медь и железо нагреются одинаково.
Г. Среди ответов А – В нет верного.
7. Удельная теплота сгорания нефти 4,4·107 Дж/кг. Какое количество теплоты выделится при полном сгорании 2 т нефти?
А. 8,8·107 Дж.
Б. 8,8·1010 Дж.
В. 4,4·1010 Дж.
Г. 2,2·107 Дж.
8. Сколько сухих дров потребуется для получения количества теплоты равному 10·107Дж? (Удельная теплота сгорания сухих дров 1·107Дж/кг.)
А. 15 кг.
Б. 15 т.
В. 107 кг.
Г. 15·107 кг.
9. Температура свинцовой пластинки размером 0,1?0,05Ч0,02 м уменьшается от от 300 до 100°С. Какое количество теплоты при этом передает пластинка окружающим телам? (Удельная теплоемкость свинца 140 Дж/кг·°С, а его плотность 11300 кг/м3.)
А. 158,2 Дж.
Б. 31640 Дж.
В. 226 Дж.
Г. 68530 Дж.
Модуль 2. Изменение агрегатных состояний вещества.Термодинамика
1. Назовите физическую величину, показывающую, какое количество теплоты необходимо для нагревания вещества массой 1 кг на 1 градус С.
А. Удельная теплота сгорания.
Б. Удельная теплота парообразования.
В. Удельная теплота плавления.
Г. Удельная теплоемкость.
2. Сталь плавится при постоянной температуре. Поглощает или выделяет сталь энергию при этом?
A. Не поглощает и не выделяет.
Б. Выделяет.
B. Поглощает.
Г. Может выделять, а может поглощать.
3. Как изменяется скорость испарения жидкости при повышении температуры?
А. Увеличивается.
Б. Уменьшается.
В. Остается неизменной.
Г. Может увеличиваться, а может уменьшаться.
4. В двигателе внутреннего сгорания клапаны закрыты, образовавшиеся при сгорании горючей смеси газы давят на поршень и толкают его. Какой это такт?
А. Выпуск.
Б. Рабочий ход.
В. Впуск.
Г. Сжатие.
5. Как изменяется температура вещества от начала процесса кристаллизации до его окончания?
A. Остается неизменной.
Б. Понижается.
B. Повышается.
Г. У одних веществ повышается, у других веществ понижается.
6. Какое количество теплоты необходимо затратить, чтобы расплавить 10 кг свинца при температуре плавления? (Удельная теплота плавления свинца равна 2,5 • 104 Дж/кг.)
А. 2,5 · 106 Дж.
Б. 2,5 ·105 Дж.
В. 2,5 · 104 Дж.
Г. 2,5 · 103Дж.
7. Какое количество энергии потребуется для превращения 2 кг воды при температуре 100°С в пар? (Удельная теплота парообразования воды равна 2,3 • 106 Дж/кг.)
А. 2,3 · 106Дж.
Б. 4,6 · 106Дж.
В. 6,9 · 106Дж.
Г. 0 Дж.
8. Какого вещества и во сколько раз можно больше расплавить — льда или парафина, если сообщить одинаковое количество теплоты? (Удельная теплота плавления льда 3,4 • 105 Дж/кг, парафина 1,5 • 105 Дж/кг.)
А. Больше парафина в 2,26 раза.
Б. Льда больше в 2,26 раза.
В. Одинаковое количество льда и парафина.
Г. Среди ответов А—В нет верного.
9. Образец из вещества в твердом состоянии массой 2 кг нагревается и плавится. К нагреваемому образцу подводится 8000 Дж в секунду. По графику зависимости температуры этого вещества от времени определите удельную теплоемкость вещества в жидком состоянии.
А. 200 Дж/кг · °С.
Б. 300 Дж/кг · °С.
В. 600 Дж/кг · °С.
Г. 400 Дж/кг ·°С.
МОДУЛЬ 3. Электрические явления1. Частицы, с какими электрическими зарядами притягиваются?
А. С одноименными.
Б. С разноименными.
В. Любые заряженные частицы отталкиваются.
2. На рисунке представлена модель атома лития. Сколько протонов содержится в нейтральном атоме лития?
А. 0.
Б. 1.
В. 3.
Г. 6.
3. Как называют единицу электрического сопротивления?
А. Джоуль.
Б. Ватт.
В. Ом.
Г. Вольт.
4. Упорядоченным движением, каких частиц создается электрический ток в металлах?
А. Положительных ионов.
Б. Отрицательных ионов.
В. Электронов.
Г. Положительных и отрицательных ионов и электронов.
5. Напряжение на концах проводника 6 В, его сопротивление 3 Ом. Чему равна сила тока?
А. 108 А.
Б. 18 А.
В. 12 А.
Г. 2 А.
6. Чему равно полное напряжение на участке цепи с последовательным соединением двух проводников, если на каждом на них напряжение 5 В?
А. 0 В.
Б. 2,5 В.
В. 5 В.
Г. 10 В.
7. Какое количество теплоты выделится за 20 с в реостате сопротивлением 5 0м при силе тока?
А. 4 Дж.
Б. 20 Дж.
В. 80 Дж.
Г. 400 Дж.
8. Найдите мощность тока на участке цепи при напряжении 10 В к силе тока 2 А.
А. 100 Вт.
Б. 50 Вт.
В. 20 Вт.
Г. 10 Вт.
9. Длина константанового провода 10 м, площадь поперечного сечения 2 мм2. Чему равно электрическое сопротивление такого провода? (Удельное сопротивление константана 0,5 Ом мм2/м.)
А. 0,025 Ом.
Б. 0,01 Ом.
В. 0,4 Ом.
Г. 2,5 Ом.
МОДУЛЬ 4. Электрические явления. Световые явления1. Как взаимодействует магнитная стрелка с магнитом?
А. Северный полюс стрелки притягивается к Южному полюсу магнита.
Б. Южный полюс стрелки притягивается к любому полюсу магнита.
В. Любой полюс стрелки притягиваете к любому полюсу магнита.
Г. Стрелка не притягивается к магниту.
2. Кто изобрел один из первых электрических двигателей?
А. А.Г. Столетов.
Б. А.Н. Лодыгин.
В. Б.С. Якоби.
Г. П.Н. Лебедев.
3. Примером источника тока могут служить:
А. Солнце.
Б. Деревья.
В. Дома.
Г. Планеты.
4. Доказательством, какого закона является образование тени?
A. Преломление света.
Б. Отражение света.
B. Прямолинейного распространения света.
Г. Всех трёх законов.
5. На рисунке изображена схема падения луча света АО на поверхность МН. Назовите угол падения?
А. МОА
Б. АОВ
В. ВОС
Г. СОН
б. Угол падения луча на зеркало 20° . Чему равен угол между падающими и отражённым лучами?
А. 20°.
Б. 40°.
В. 80°.
Г. 0°.
7. На пути светового луча АО помещают стеклянный полуцилиндр. Какая стрелка показывает направление преломлённого луча?
А. 1.
Б. 2.
В. 3.
Г. 4.
8. Определите оптическую силу собирающей линзы, фокусное расстояние которой равно 40 см.
А. 0,4 дптр.
Б. 40 дптр.
В. 25 дптр.
Г. 0,025 дптр.
9. Где нужно расположить предмет относительно собирающей линзы, чтобы получить его уменьшенное, действительное изображение?
А. Между фокусом и линзой.
Б. В фокусе линзы.
В. За двойным фокусным расстоянием.
Г. На двойном фокусном расстоянии.