Эта форма самостоятельной работы учащихся,
которую можно предложить как на уроке, так и в
качестве домашнего задания ученикам пятых и
шестых классов, уже давно используется учителями
математики. Наряду с чисто дидактическими целями
(обучение решению уравнений и формирование
навыков вычислительной культуры учащихся),
данная форма работы содержит элементы
самоконтроля.
В данной статье вашему вниманию предлагается
подборка конкретных заданий и некоторые
комментарии, необходимые для их выполнения.
Каждому ученику
выдается лист с
заданием, на котором он должен записать все
вычисления и занести полученные ответы в
таблицу. (Стандартный бланк для записи решения
позволяет учителю несколько уменьшить время на
проверку выполнения данного задания учащимися ).
- Каждое задание
состоит из 6 уравнений, которые
создают “цикл”: начиная выполнять задания с
уравнения №1, следующим надо решать то уравнение,
где в правой части записан ответ только что
решенного уравнения, ответ в последнем уравнении
совпадает со значением правой части уравнения
№1.
- В соответствующую таблицу “последовательность
номеров уравнений” ученик записывает в
соответствующем порядке номера решенных
уравнений (эта таблица является одним из
элементов работы, подлежащих проверке учителем).
- Каждое уравнение – “одношаговка”
, т.е. его
решение предполагает выполнение только одного
из четырех математических операций (сложение,
вычитание, умножение, деление) со смешанными
числами разных знаков
- Каждое задание
содержит 6 уравнений,
соответствующим шести правилам нахождения
неизвестного компонента уравнения:
- при сложении – нахождение неизвестного
слагаемого;
- при вычитании –неизвестного уменьшаемого и
неизвестного вычитаемого;
- при умножении –неизвестного множителя;
- при делении –неизвестного делимого и
неизвестного делителя.
Далее в своей работе я предлагаю образец
страницы с заданием №1, которую получает каждый
ученик .
В приложении 1 предлагаются содержание всех десяти
заданий с соответствующими таблицами-
“последовательностями номеров уравнений”, т.е.
последовательностями ответов, которые записаны
в правой части каждого уравнения. Например, в
задании №1 таблица номеров уравнений 1 – 5 – 6
– 2 – 3 – 4 означает, что корнем уравнения №
1
будет число , стоящее в правой части уравнения № 5
, а корнем уравнения № 5 будет число ,
стоящее в правой части уравнения № 6 и так
далее. Последнее уравнение № 4
данной цепочки будет иметь корень ,
записанное в правой части уравнения №1.
Арифметика 6 класс. Ф.И. _________________ Дата.________
Задание. Реши 6 уравнений и заполни таблицу
–“последовательность номеров уравнений”. Начини
выполнять задания с уравнения №1,следующим решай
то уравнение, где в правой части записан ответ
решенного тобою уравнения.
Решение.
Приложение 1. Задания для учащихся и таблицы
ответов.