Вступительное слово.
Экспериментальная и творческая деятельность стала неотъемлемой частью работы нашего педагогического коллектива. Творческая деятельность не только повышает профессиональный уровень воспитателей, но и меняет его мировозренние в вопросах воспитания и обучения детей. И главное – раскрывает творческий потенциал педагога.
Особенно это стало актуально с 1999 года, когда коллективом дошкольного учреждения было выбрано направление работы по теме: “Художественно – эстетическое развитие ребенка”.
Творчество педагога – это форма активной и самостоятельной деятельности, всегда приводящая к созданию нового, интересного и неповторимого. Как помочь педагогу творить, воображать, совершенствоваться в наш век “задерганности”, необустроенности, большого эмоционального напряжения?
Очень просто! Необходимо найти такие формы работы с кадрами, которые помогли бы руководителю ДОУ в осуществлении следующих задач:
- раскрыть творческий потенциал воспитателей;
- сформировать стойкий интерес к творческому взаимодействию с коллегами, получая при этом радость общения;
- развивать коммуникативные качества педагогов, вербальные и невербальные средства общения;
- выявлять потребность в дальнейшей творческой и игровой деятельности;
- наконец, главное: сплотить педагогов в коллектив единомышленников, способных осуществлять экспериментальную деятельность.
Такой формой работы стали “Режиссерские игры” под руководством заведующей дошкольного учреждения Любинской Н.А.
Почему именно игры? По Н.Щедровицкому: “Игра – это особая форма жизни, выработанная или созданная обществом для развития человека”. Не для кого не секрет, что игра для ребенка – это основной вид деятельности, его жизнь и способ существования в ней. А что такое игра для взрослых? Это желание снова стать маленьким, а стало быть, самим собой; возможность окунуться в особый и забытый мир детства. Но не только это ...
Игровая деятельность, возникнув в детстве, не умирает во взрослом человеке. Взрослый, а особенно педагог, нуждается в игре не менее (а иногда и более) ребенка. Игра сопровождает педагога в течение всей его профессиональной деятельности и должна служить инструментом его постоянного развития.
Почему мы “играем” в “Режиссерские игры”? Для того чтобы взрослый раскрыл еще не опробованные творческие возможности, “прожил” порой не прожитую им жизнь, творить и совершенствоваться, развиваться и учиться чему-то новому.
Еще хотелось бы объяснить, почему мы назвали игры “Режиссерскими”.
Для организации любой творческой деятельности, особенно игровой, нужен организатор или руководитель, но мы играем в необычные, творческие игры, которые по структуре, способу их ведения напоминают театр. Поэтому организатор выступает в роли режиссера. Отсюда и название “Режиссерские игры”.
И последнее... Опыт работы с кадрами в форме “Режиссерских игр” рекомендуется, педагогам у кого не пропало желание развиваться и совершенствоваться, учить детей и учиться самому, играть и мыслить. Мы будем рады, если наш опыт поможет кому-то в создании творческого коллектива.
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ РЕЖИССЕРСКОЙ ИГРЫ.
1. Игровая мотивация (1-2 мин.).
(для чего нам нужна игра и почему мы в нее играем).
2. Игровые правила (2 мин.)
Объясняя правила игры, руководитель может действовать двумя способами:
- объяснить, что от правильности работы игроков и организации игры будет зависеть хороший результат. Оговорить, как должна быть организована работа, и проконтролировать организацию, требуя выполнение всех правил;
- ничего не говорить об организации работы, а просто предложить игровое задание. При анализе полученных результатов, выделить ошибки и определить причину.
3. Разминка (3-4 мин.)
ЦЕЛЬ: снять психологическое напряжение, настроиться на творческую волну, создание спокойной доброжелательной обстановки.
4. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ИГРОВОЕ ДЕЙСТВИЕ.
Творческие задания (30-40 мин).
- “Выразительная фраза”
- “Дружеский шарж”
- “Передай предмет”
- “Встреча”
- “Доскажи, что представляешь...”
- “Кто я?”
- “Живой театр”
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Подведение итога игры, беседа с коллегами, обмен мнениями, анализ результата игры.
Дать оценку по выполнению заданий.
Творческие задания в каждой последующей режиссерской игре меняются в зависимости от предполагаемого результата и последующих целей.
Главное при организации игры – это организация групповой работы. Групповая работа имеет свою специфику и особенности проведения и формирования групп для игры:
- выбрать способ формирования группы;
- сформировать группу;
- наблюдать за взаимодействием в группах, оказание помощи участникам;
- на сколько правильно сформирована группа, зависит успешность игры.
Группы могут быть сформированы:
- по желанию самих участников;
- на взаимной симпатии;
- с тем, с которым можно получить хороший результат;
- с тем, с кем себя чувствуешь лидером;
- с тем, кто готов взять на себя лидерство, ответственность, руководство.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕЖИССЕРСКИХ ИГР.
Режиссерские игры можно использовать для людей разного возраста: от 3-х лет и до 50-ти. Способы игры все едины, отличие составляют только приемы, используемые организатором игры на различных этапах:
- на этапе мотивации (для включения игрока в игру);
- на этапе анализа результата;
- на этапе рефлексии.
Автор игры стоит на позиции системы развивающего обучения Эльконина – Давыдова, относит свою работу к развивающему образованию и воспитанию. Это объясняется тем, что посредством игры мы не только развиваемся, но и совершенствуемся и формируем культуру.
Прежде чем начать ту или иную игру, руководитель обязательно говорит о цели игры, ради которой он использует эту игру. Здесь достигаются две цели: одна, которую ставит руководитель игры, а другая которую помимо главной будет использовать сам игрок, (то есть он будет еще преследовать и свою цель, индивидуальную). Наличие у игрока еще и своей собственной цели, сделает игрока субъектом игры, заставит его самого искать средства достижения цели, контролировать и оценивать Свои Действия и Свой Результат.
Игрок ставит свою цель и начинает “свою игру”. А это важно!
Каковы взрослые в игре и что вам ждать от них?
Взрослые отличаются от детей не только большим жизненным опытом, который они накопили, знаниями, но и освоенными способами, как действовать в той или иной ситуации. Они отличаются “багажом”, с каким приходят в игру. Одни – с потребностью пережить радость, источником которой является для них игра.
Другие – с потребностью творить.
Третьи – прожить “не прожитую ими жизнь”, реализовать невостребованные возможности.
Четвертые, спрятаться от жизни.
Пятые, развиваться и учиться
Поэтому, выбирая игру, нужно учитывать, что весь их “жизненный багаж” должен быть использован, реализован в игре. Для этого можно ставить перед ними сразу несколько задач или усложнять их.
ПРАВИЛА ДЛЯ РЕЖИССЕРА ИГР.
- Взрослые также как и дети нуждаются в поддержке и успешности выполнения задания.
- Взрослые более болезненно и остро воспринимают свои неудачи в игре, поэтому нуждаются в вашем поощрении и поддержке не меньше, чем дети, потому что считают, что с их багажом знаний они не могут ошибаться или не справиться с заданием. Каждый участник игры имеет право, получит удовольствие от совместной деятельности.
- Соблюдайте такт и взаимопонимание.
- Используйте все приемы поощрения, известные вам.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИГРОВЫЕ ПРАВИЛА.
Игровые правила могут составлять сами участники перед началом игры, но могут быть выведены заранее, если такие игры уже проводились в коллективе.
- Каждый член творческой группы может свободно высказывать свое мнение, гипотезу, версию.
- Остальные члены группы должны (если не согласны) высказывать аргументацию (свое согласие или не согласие).
- Вариант обсуждается по мере выдвижения его, а может после всех версий.
- При ответах соблюдать очередность, не перебивать друг друга, уважать говорящего.
- Обсудив гипотезу, группа приходит к единому мнению, которое и будет групповым решением.
- Если в группе есть человек, который не согласен с общим мнением, он говорит, об этом не боясь.
- Все задания, выполненные группами, обсуждаются, обговариваются, анализируются.
- Уважительно относится к мнению коллеги.
- Каждый участник игры – неповторимая личность, которую мы обязаны уважать.
- Любой участник игры, нуждающийся в поддержке, немедленно получает ее от любого участника игры.
Продолжительность режиссерских игр может колебаться от 40 мин. До 1 ч. 20 мин., в зависимости от желания игроков, степени заинтересованности игрой и утомляемости.
Игры проводят 1 раз в квартал по мере возникновения необходимости.