Внеклассное мероприятие по естествознанию для учащихся 3–4-х классов. Игра "На тропе индейцев"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • Развивать творческие способности учащихся.
  • Формировать осознанное применение полученных знаний.
  • Воспитывать экологическую культуру школьников.

В игре участвуют ученики 3-4 классов. От каждого класса выбирается “племя” из 7-8 человек. “Племя” возглавляет вождь.

Племена собираются у вигвама Верховного Вождя. Шаман под звуки тамтама начинает состязание племен.

Шаман: Третью ночь Луна показывает Земле свой полный облик. Пора начинать состязания. Сегодня на Тропу борьбы выходят … (провозглашаются названия племен. Каждое племя называет свое название, девиз и исполняет Танец борьбы) В этом состязании для победы понадобятся уверенность, наблюдательность, знания, настойчивость.

Верховный Вождь: Каждому племени будет выдана карта-маршрут. Нужно пройти все этапы маршрута, укладываясь в ритм тамтама. Пусть победит сильнейший!

Описание карты маршрута:

Для каждого племени на карте изображена Тропа борьбы. Путешествуя по тропе, племена проходят различные испытания и набирают баллы. Каждому испытанию соответствует определенный символ. Участники игры должны ориентироваться по этим символам, как указывающим знакам.

Ритм тамтама соответствует ударам начала и конца состязания (7минут) и времени перехода на пункт назначения ( 2 минуты).

ЗАЛИВ ВЕЛИКОГО ДУХА ТУМ ТУМ:

Какая птица лишняя?

Разгадав ребусы, нужно назвать лишнее слово. ( решение:Лиственница, пеночка, грач, жаворонок - лишнее “лиственница”)

БОЛЬШОЙ ВИГВАМ

Верховный Вождь задаёт вопросы. За отведенное время нужно дать правильные ответы на большее количество вопросов.

ВОПРОСЫ:

  1. Трава от 99 болезней? (Зверобой)
  2. На следу каких хищных зверей нет когтей? (Кошка, рысь)
  3. Слепыми или зрячими родятся зайцы? (Зрячие)
  4. Кто может пить ногой? (Лягушка)
  5. Кто собирает яблоки спиной? (Ёж)
  6. Какие птицы выводят птенцов 3 раза за лето? (Воробей, овсянка)
  7. Пингвин - это птица или нет? (Птица)
  8. Самое сладкое дерево наших лесов? (Липа)
  9. Разноцветные грибы? (Сыроежки)
  10. Какая ягода бывает чёрной, красной, белой? (Смородина)
  11. У кого каждый день растут зубы? (Бобер, заяц, крыса)
  12. У какого дерева ствол белый? (Береза)
  13. Какая птица летает выше всех? (Орел)
  14. Самая маленькая птичка на земном шаре? (Колибри)
  15. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)
  16. Когда чаще всего бывает первая гроза? (В мае)
  17. Чем стрекочет кузнечик? (Ногой о крыло)
  18. Какое дерево дятла поит? (Береза)
  19. Кит - это рыба? (Нет)
  20. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка)
  21. Название какого растения говорит, где оно произрастает? (Подорожник)
  22. Кто бежит, выставляя задние ноги? (Заяц)
  23. Какой цветок лето начинает? (Колокольчик)
  24. Самая большая птица на земном шаре? (Страус)
  25. Когда ёж не колется? (Когда только родился)
  26. Дерево- символ России? (Береза)
  27. Какая птичка достает себе пищу подо льдом? (Оляпка)
  28. Где у кузнечика ухо? (На ноге)
  29. Что теряет лось каждую зиму? (Рога)
  30. Сколько ног у паука? (8)
  31. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри)
  32. Какое насекомое “носит” чин морского офицера? (Бабочка- адмирал)
  33. Какую корову доят муравьи? (Тлю)
  34. Какое дерево цветет первым? (Верба)
  35. Какое животное строит дом на воде? (Бобр)
  36. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла, до 15 см)
  37. Родилась в воде, живет на земле? (Лягушка, комар, стрекоза)
  38. У кого самый чуткий нос? (У бабочки)
  39. Какая рыба вьет гнездо? (Корюшка)
  40. Какой гриб “хищный”? (Лисичка)
  41. Чемпион по скорости роста среди деревьев? (Эвкалипт)
  42. Самый быстрый зверь? (Гепард, скорость до 120 км в час)
  43. Растение- хищник? (Росянка)
  44. Листопадное хвойное дерево? (Лиственница)
  45. Кто кукует у кукушки - самец или самка? (Самец)
  46. Каким насекомым аплодируют? (Комар, моль)
  47. Самая высокая трава? (Бамбук)
  48. Самый маленький зверь? (Землеройка, 3,5 см)
  49. Трава, которую могут узнать даже слепые? (Крапива)
  50. Из чего готовят манную крупу? (Из пшеницы)

БЕРЕГ МАТЕРИ- ЗЕМЛИ:

На плакате - рисунок “волшебного” луга, где растут лекарственные травы, такие как: клюква, мать-и-мачеха, подорожник, черемша, крапива, кровохлебка, фиалка, душица, малина, ромашка, черника. Среди них одно ядовитое растение - вороний глаз.

ВЕДУЩИЙ:

  • Иногда организм человека предупреждает, что он болеет. Высокая температура, выделение пота, или наоборот, снижение температуры, вялость, сонливость, упадок сил. Или, например, поранился. Конечно, медикаменты окажут эффективное действие, но настоящий индеец знает, что Мать Земля поможет ему в любой беде.
  • Какие травы снизят повышение температуры? (Настои душицы, ромашки, мать-и-мачехи, липы, малины.)
  • Какие травы помогут снять приступы кашля? (Душица, клюква, мать-и-мачеха, подорожник, фиалка.)
  • Какие травы оказывают антимикробное действие? (Земляника, клюква, черника, черемша, смородина.)
  • Какие травы помогут остановить кровотечение? (Крапива, кровохлебка, подорожник, шиповник).

- Какое растение улучшает зрение? (Черника.)

  • Какие растения помогут при укусе змеи? (Малина, черемша, подорожник.)
  • Какие растения понадобятся при ушибах, ссадинах? (Подорожник, черемша.)

- Рассмотрите внимательно “волшебный” луг. Какое растение луга может навредить?

КОНКУРС КАПИТАНОВ:

На столе стоят 4 пронумерованных стакана с морсом из разных ягод. Надо определить по вкусу, из каких ягод приготовлен морс? (Предлагаются морсы из малины, смородины, жимолости, рябины.)

МЫС УТРЕННЕЙ ЗВЕЗДЫ:

Оборудование:

ёмкости с водой - имитация водоёма,
птицы, сделанные из кубиков пенопласта, спичек и перьев,
деревянные опилки и стружки,
соль,
песок,
мазут.

Ситуация: Птицы плавают в водоёме. В него попадает мазут (сопровождается действием - в ёмкость наливается мазут). Смотрите, что происходит? Перья птиц слипаются, они вязнут в мазуте. SOS! Как очистить водоём от разлитого мазута, используя подручные средства (песок, соль, опилки, стружки)?

Решение: Рассыпать опилки. Они “впитают” мазут, и их легко можно удалить.

ТРОПА ИСПЫТАНИЙ:

Оборудование:

верёвка,
баскетбольный мяч,
воздушные шары,
варёное яйцо,
столовая и чайная ложки,
мишень, дротики,
вода, ёмкость для воды.

На полу разложить верёвку (имитация извилистой тропы.)

Испытания:

  • Стрельба дротиками (подсчёт общего количества очков).
  • Обежать “поляну” “гусеницей”, сохраняя синхронность передвижения всех ножек.
  • Эстафета: держа в левой руке ложку с яйцом, пробежать по тропе туда и обратно.
  • Эстафета: чайной ложечкой наполнить водой ёмкость (замер уровня воды).
  • Эстафета: зажав баскетбольный мяч между колен, пропрыгать по тропе туда и обратно.
  • В парах: держа воздушный шарик между лбами, танцевать под музыку (подсчёт удержанных шаров).

(При выполнении заданий 2-5 учитывать качественное выполнение заданий.)

ДОЛИНА БОЛЬШОЙ ОХОТЫ:

1. Предлагается ознакомиться с “жалобами” животных и определить, о ком идёт речь.

  • Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами!
  • На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь мы такими уродились. Любим висеть вниз головой.
  • Существует предание. Когда Ной плыл в своём Ковчеге, спасаясь от Всемирного потопа, поднялся такой шторм, что деревянная посудина дала течь. Я заткнуло дырку носом, и от холодной воды мой нос навсегда остался влажным и холодным.

2. “Прочитать” зимнюю полянку. (По следам определить, какие животные были на поляне.)

ОКОНЧАНИЕ ИГРЫ: В конце игры “племена” вновь собираются у вигвама Верховного Вождя. Верховный Вождь подводит итоги игры и награждает победителей. Племя, победившее в Борьбе, исполняет Танец Победы.

Литература:

  1. “Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Олимпиады и интеллектуальные игры”. Москва: Издательство “Первое сентября”, 2000