Факультативный курс “Древнерусское искусство” органично входит в учебный план, содержательно расширяя и углубляя базисный курс мировой художественной культуры.
Огромен современный интерес как к историческому прошлому Отечества, так и к отечественному культурному наследию, в том числе и к древнерусскому искусству. И не менее огромны трудности его восприятия у тех, кто обращается к нему сегодня. Их испытывают почти все учащиеся. Древнерусское искусство – одна из признанных вершин мирового искусства – в силу особенностей своей тематики, сюжетно-образного строя и художественного языка еще мало по-настоящему понятно и доступно современным подросткам и юношеству.
Актуальность данного школьного факультативного курса заключена в стремлении помочь учащимся преодолеть основные, общие для большинства трудности в восприятии древнерусского искусства; раскрыть перед школьниками художественное богатство и непреходящую гуманистическую ценность этой части отечественной культуры.
Основная образовательная цель авторской программы – подвести старшеклассников к пониманию специфики древнерусского искусства, полноценному восприятию его, расширить горизонты познания, сформировать из учащихся грамотных зрителей и слушателей. В связи с этим сообщить сумму знаний, помочь овладеть языком искусства, развить навыки и умения аналитического рассуждения о произведении.
Воспитательные задачи преподавания предлагаемого курса состоят в том, чтобы, создавая условия для живого общения учащихся с шедеврами древнерусского искусства на уроке, способствовать обогащению внутреннего мира подростка, смягчению нравов, духовному росту личности, повышению уровня нравственно-эстетического развития.
Нравственный потенциал древнерусского искусства велик и многогранен.
Русь унаследовала от Византии представление о том, что задача живописи – “воплотить слово”. В основе древнерусской живописи лежит вековая мудрость народа.
Искусство разрешило проблему воплощения грандиозной литературы, создав художественную систему, которая позволила полно и ясно претворить слово в живописный образ.
“Образ” по-гречески – икона. И уже в глубокой древности слово “икона” употребляется как название для получивших широкое распространение в живописи отдельных изображений, как правило, написанных на доске. Но в широком смысле иконой, т.е. образом, воплотившим слово, является все созданное этой живописью: и изображения, неотделимые от зданий храмов, мозаики, выложенные на их стенах из кубиков драгоценного стекла, фрески, написанные по покрывающей эти стены штукатурке, и миниатюры, украшающие страницы рукописных книг. Стремясь подчеркнуть предназначение и характер этой живописи, к ней целиком, а не только собственно к иконам, относят термин “иконопись”.
Иконопись, храмовое зодчество, духовная музыка, ювелирное искусство Древней Руси входят в содержание образовательного информационного поля курса. Причем, отбор произведений для изучения продиктован наличием аудиовизуальных пособий в конкретной школе. Древнерусская литература как вид искусства, по нашему замыслу, изучается автономно, отдельным предметом, согласно базисному учебному плану.
Литературные произведения, включенные в содержание изучаемых тем фрагментарно, помогут осуществить самое первое приближение учащихся к древнерусской живописи. Кто изображен? Что изображено? Почему так изображено? Эти вопросы поставлены самой древнерусской живописью, ведут к стоящему за ней слову, к тем способам, которыми оно воплощено, к присущему этой живописи единству смысла и красоты, которое составляет ее суть.
Сущностные ответы на глубокие вопросы, открытие неведомого, закрытого для современных школьников “слова”, лежащего в основе древнерусского искусства, запрограммированы настоящим курсом, призванным дать достаточно полное представление о важнейших образах искусства Древней Руси.
На Руси иконы оказались слитыми с архитектурой. Древнерусское искусство довело до логического завершения унаследованный от Византии принцип единства архитектуры и живописи, важный для любого искусства принцип художественного синтеза.
Главный принцип построения программы сохраняет единство образной системы, содействует логической выстроенности учебного материала от “слова” к образу в иконописи, в архитектуре, в музыке и декоративно-прикладном искусстве.
Принципиальное решение представить учащимся панораму древнерусского искусства в единстве образной системы, фундаментально базирующейся на “слове”, обусловило новизну программы.
Принцип историзма – другой основополагающий принцип построения программы. Хронологическая последовательность в содержании позволяет раскрыть перед учащимися закономерности развития древнерусского искусства, обеспечивает понимание школьниками взаимосвязи художественных и исторических явлений.
Основной способ реализации идей урока - опора на непосредственное зрительное и слуховое восприятие произведений искусства. Древнерусское искусство обращено к внутреннему миру, и только в ответном труде души возможно его постижение.
Чтобы подвигнуть современного старшеклассника на труд души, следует учитывать психолого-возрастные особенности подростка. В связи с тем, что для этой категории учащихся более понятна и приемлема та информация, в которой эмоциональный импульс, свободный полет ассоциаций, в факультативном курсе предусмотрен широкий иллюстративный материал для уроков: репродукции, слайды, звукозаписи. Литературные, музыкальные эпиграфы, включенные в текст программы – ключ к построению урока.
Программа рассчитана на 36 учебных аудиторных часов. Изучение тем осуществляется в форме школьных лекций, вводных и обобщающих уроков, через систему опережающих заданий для учащихся. Предусмотрено использование всех форм урока, в том числе слайд - уроки.
Формы контроля также вариативны. Традиционный опрос учащихся заменен работой по слайду, ответом по репродукции, монологическим эссе об иконе или архитектурном памятнике. Формой контроля за усвоением материала является аудио-визуальный диктант, позволяющий проследить знание учащихся видеоряда уроков, перечень произведений, имена авторов, дату создания произведений. Творческие работы по изучаемым темам выявят умение учащихся анализировать произведения, сравнивать произведения разных стилей, направлений, школ.
Планируемые сочинения содействуют выработке у учащихся навыков логично и эмоционально выражать в письменной речи знания искусствоведческого материала. Какими бы эффективными ни были срезы знаний и контрольная работа, эти формы контроля уместны при изучении данного курса избирательно.
В сетке часов на формы контроля время специально не отведено. Бюджет времени на эти мероприятия изыскивается из общего объема часов, на контроль отводится часть времени из каждой темы. Предполагается большую часть контрольных заданий давать учащимся на дом. Домашнее задание обусловлено возможностью работы с дополнительной литературой, конспектом, выработкой привычки работать с научными источниками.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения, 1 час в неделю
№№ |
Наименование раздела, темы |
Количество часов |
|
Всего |
Теоретич. |
||
I |
Предыстория русского искусства |
I |
|
1 |
Художественная культура древних народов, населявших территорию нашей страны на протяжении 1-го тысячелетия до н.э. |
I |
|
II |
Искусство Киевской Руси |
5 |
|
2 |
Принятие христианства и значение этого факта в общем культурно-историческом процессе. |
I |
|
3 |
Киевская архитектурная школа X – XI веков. Софийский собор. |
I |
|
4 |
Софийский собор – памятник архитектуры древнего Новгорода. |
I |
|
5 |
Знаменный распев. Духовная вокальная музыка. |
I |
|
6 |
Книжная миниатюра. Ювелирное искусство XI – XII вв. |
I |
|
III |
Искусство периода феодальной раздробленности (XII – середина XIII вв.) | II |
|
7 |
Образ Спаса – центральный образ древнерусской живописи. |
I |
|
8 |
Образ Богородицы в древнерусском искусстве. |
I |
|
9 |
Архитектура Владимиро–Суздальского княжества. Успенский, Дмитриевский соборы. |
I |
|
10 |
.Храм Покрова на Нерли. |
I |
|
11 |
Образы святых Бориса и Глеба в искусстве Древней Руси. |
I |
|
12 |
Архитектура Суздальского Кремля. |
I |
|
13 |
Образ Благовещения в живописи Древней Руси. |
I |
|
14 |
Архитектура Древнего Новгорода. Ярославово Дворище. |
I |
|
15 |
Образы Георгия-Победоносца в искусстве Древней Руси. |
I |
|
16 |
Образ Николая Чудотворца в древнерусской иконописи. |
I |
|
17 |
Образ Ильи Пророка в иконописи. |
I |
|
IV |
Искусство в период монголо-татарского ига и начала объединения русских земель вокруг Москвы (XIV – XVвв.) |
7 |
|
18 |
Архитектура древнего Пскова. |
I |
|
19 |
Феофан Грек – выдающийся живописец Византии и Древней Руси. |
I |
|
20 |
Праздничные сюжеты в живописи Древней Руси. |
I |
|
21 |
Творчество Андрея Рублева. |
I |
|
22 |
А.Рублев “Троица” |
I |
|
23 |
Рождественский сюжет в искусстве. |
I |
|
24 |
Крепостное зодчество Москвы. |
I |
|
V |
Искусство периода образования централизованного русского государства конца XV – XVI веков |
7 |
|
25 |
Архитектура Московского Кремля. |
I |
|
26 |
Новгородская иконопись. |
I |
|
27 |
Образы жен – мироносиц в иконописи. |
I |
|
28 |
Творчество Дионисия. |
I |
|
29 |
Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве. |
I |
|
30 |
Создание монастырей – крепостей внутри и вокруг Москвы. |
I |
|
31 |
Монастырь как памятник
культуры Руси. |
I |
|
VI |
Искусство XVII века |
5 |
|
32 |
Купеческие храмы Ярославля. |
I |
|
33 |
Каменные палаты Гороховецкого посада - образец жилищной архитектуры XVII века. |
I |
|
34 |
Патриаршие палаты в Московском Кремле. |
I |
|
35 |
Замоскворечье. Памятники московской школы русской архитектуры XVII века. |
I |
|
36 |
Творчество Симона Ушакова – художника переходного периода. |
||
Итоговое обобщающее занятие. |
I |
||
Всего: |
36 |
36 |
Творческий прием в методике уроков по данному курсу – это выход через технологию древнерусского искусства к человеческим проблемам. Авторская позиция в программе целиком на стороне общечеловеческих ценностей культуры Древней Руси.
Сверхзадача каждого урока – взволновать и заставить задуматься ученика. Именно при таком условии, как показывает опыт преподавания, учащимся открываются вечные истины. “Троица” Андрея Рублева настраивает на единство, а деяния Николая Чудотворца служат образцом милосердия. В сокровищнице древнерусской культуры современные школьники обретают нравственные ценности.