Урок истории в 3-м классе по теме: "Трапеза в разные времена"

Разделы: Начальная школа


Цель: ознакомление с повседневной жизнью человека в разные эпохи через изучение истории предметов домашнего обихода.

Задачи:

- расширить кругозор обучающихся, пополнить словарный запас через самостоятельную деятельность со справочной и научно — популярной литературой;
- развивать самостоятельность, воображение, речь, умение работать в команде;
- охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- воспитывать патриотизм через изучение истории своей Родины.

Оборудование: учебник, толковый словарь Ожегова, выставка книг по теме урока, иллюстрации (посуда в греческом доме, средневековом замке, избе русского крестьянина), аудиозаписи народных песен и танцев.

Содержание урока

1. Актуализация знаний

Учитель: - Сегодня у нас не совсем обычный урок.

Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я,
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя.
Где цвел? Когда? Какой весною?
И долго ль цвел? И сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?

Каждый предмет – тайна, история. Приоткрыть эти тайны мы можем в музее.

- Ребята, кто-нибудь из вас бывал в музее? В каком?

- Как вы понимаете, что такое музей? (Здание, где хранятся и представлены в экспозициях предметы, рассказывающие об истории)

Словарная работа

Учитель: Чтобы продолжить нашу работу, необходимо объяснить некоторые понятия. Для этого обратимся к нашим помощникам - словарикам. Работать будем в группах. Найдите объяснение словам: экспозиция, экспонат, экскурсовод.

Учитель: Давайте подведем итоги ваших поисков. Что такое экспозиция?

Ученик: Экспозиция - размещение экспонатов, а также их совокупность.

Учитель: Теперь объясним значение слова экспонат.

Ученик: Экспонат – это экспонируемый предмет.

Учитель: Итак, продолжим: экскурсовод - это...

Ученик: Экскурсовод – это специалист, дающий пояснения экскурсантам во время экскурсии.

Учитель: Молодцы, хорошо справились с заданием.

- Всё, что мы видим в музее - результат совместной творческой деятельности многих людей. Этнограф изучает особенности быта народов. Научный работник занимается исследованием, готовит записи воспоминай, интервью, фото -, кинозаписи.

Во многих городах и селах есть музеи. В городе Ленинске -Кузнецком находится краеведческий музей, в селе Красном Ленинск - Кузнецкого района – музей “Крестьянского быта”, в нашей школе тоже создан мини-музей. Очень хорошо, что есть такая традиция сохранять предметы, узнавать прошлое, знакомить других с их историей, а значит, с историей наших предков. Интересным на наш взгляд является история трапезы.

Тема нашего урока “Трапеза в разные времена”.

- Знакомо ли вам слово трапеза?

- Обратимся к словарикам. Узнаем значение этого слова.

Ученик: Трапеза — прием пищи, еда, стол.

2. Работа над новым материалом

Учитель:

- Перед вами современная столовая посуда и приборы.

- Подумайте, всегда ли человек пользовался такой посудой и такими приборами?

Ученик: Нет. Раньше у людей не было столовых предметов.

Учитель: Ребята, давайте попробуем сегодня создать свой проект музейной экспозиции “Трапеза в разные времена”.

У каждой группы будет определенное задание для самостоятельной работы. Название раздела экспозиции, алгоритм работы и дополнительную информацию вы найдете в конверте.

Откройте конверт, разложите все карточки на столе и найдите среди них алгоритм работы в группе. Прочитайте его в группе. Все ли понятно? Есть вопросы?

Научные работники и этнографы будут работать отдельной командой, так как у них особая задача.

Приступаем к работе.

Самостоятельная работа в группах. Дети, используя алгоритм работы в группе, план рассказа экскурсовода, знакомятся с новым материалом, оформляют экспозицию, готовят выступление. Учитель контролирует и направляет их работу.

Алгоритм работы в группе

1) Изучите материал учебника на с.63, используйте материал из дополнительной литературы, представленной на выставке.

2) Подумайте, какой материал поможет более точно раскрыть тему трапезы.

3) Выберите из коллекции рисунков тот вид посуды, который соответствует теме вашего раздела экспозиции.

4) Выберите экскурсовода, который представит ваш проект.

5) Оформите проект экспозиции с помощью аппликации.

6) Представьте получившийся проект.

План рассказа экскурсовода первой экспозиции

Вашему вниманию представлен проект экспозиции……………

Что было на столе в замке?

Как хозяева и гости трапезничали?

Кто был непременным сотрапезником?

План рассказа экскурсовода второй экспозиции

Мы предлагаем вашему вниманию проект экспозиции..............

Как назывался район в древней Греции, где изготавливали посуду из глины?

Как стали называть эту посуду?

Какие виды керамической посуды вы представляете?

Что такое амфора, килик, кратер?

План рассказа экскурсовода третьей экспозиции

Мы предлагаем вашему вниманию проект экспозиции………….

Какая была посуда на Руси?

Из чего её делали?

Что употребляли в пишу русские люди?

С чего традиционно начиналась трапеза?

Что было обязательной принадлежностью стола?

Символом чего были хлеб-соль?

Где размещались почетные места за столом?

Выступление групп.

Учитель: - Я вижу, группы готовы. Любая работа должна быть оценена. Ваша задача: внимательно выслушать товарищей и оценить их работу с помощью сердечек, которые лежат у вас на столе.

- Благодаря увиденному и услышанному, вы можете проникнуть в мир истории.

(Перед выступлением каждой группы прослушиваем музыку)

Учитель: Музыка, которая прозвучит, поможет нам окунуться в атмосферу средневекового замка.

- Мы в гостях у рыцаря. Послушаем рассказ экскурсовода первой группы.

Первый экскурсовод: Вашему вниманию представлен проект экспозиции “Трапеза в средневековом замке”. Вы видите, что на столе не было ни тарелок, ни вилок. Вытащив из ножен острые охотничьи ножи и кинжалы, гости отхватывали от туши жирные куски мяса и ели их. Измазанные жиром бороды обтирали рукавами, так как салфеток в то время не было.

Непременными сотрапезниками в любом замке были собаки, им бросали после еды пропитанный мясным соком хлеб и кости, а также вытирали об их шерсть руки.

Учитель: - Спасибо. Оцените работу. Молодцы.

Учитель: - Закроем глаза, представим теплое море, жаркое солнце, оливковые деревья. (Слушают аудиозапись “Сиртаки”). Мы с вами в Древней Греции. Предоставим слово экскурсоводу второй группы.

Второй экскурсовод: Мы предлагаем вашему вниманию проект экспозиции “Трапеза в греческом доме”.

Район Древней Греции, где жили ремесленники, изготовлявшие посуду из глины, назывался Керамик. С тех пор всю посуду из глины стали называть керамика.

Мы вам представляем разные виды керамической посуды: амфора, килик, кратер. В амфорах хранили вино, оливковое масло и зерно. Из килика пили разные напитки.

По рисункам на древнегреческой посуде можно определить, что мужчины во время трапезы полусидели на полу вокруг низкого столика. Стулья в быту использовали женщины, дети и больные.

Учитель: Спасибо. Оцените работу этой группы. Молодцы.

Учитель: Давайте встанем и немного отдохнем. (Дети под запись русской народной плясовой музыки “Барыня” выполняют танцевальные движения). Этот веселый танец перенес нас в Древнюю Русь, в избу русского крестьянина. Экскурсовод третьей группы представит свой проект.

Третий экскурсовод: Перед вами проект экспозиции “ Трапеза в русской избе”.

В старину простые русские люди употребляли в пишу практически одно и то же: хлеб, каши, кисель, овощи. Из напитков употребляли квас, пиво, мёд. Во время праздников были блины и пироги. Чашки, ложки, кувшины были деревянные. Трапеза традиционно начиналась с хлеба и им же заканчивалась. Обязательной принадлежностью стола, начиная со средних веков, была солонка. Ведь хлеб-соль везде были символом благополучия и гостеприимства.

Существовало поверье, что хлеб-соль прогоняет вредное влияние злых духов. Есть вместе хлеб-соль означало согласие, любовь. Почетные места за столом всегда размещались ближе к солонке.

Учитель: Спасибо. Оцените работу этой группы. Молодцы.

Учитель: Конечно, надо знать о культуре разных народов, но о культуре своей страны, своего народа надо знать более глубоко. Я тоже приготовила экспозицию. Ознакомить вас с ней мне помогут этнографы. Они расскажут об отношении славян к столу.

Выступление этнографов:

В крестьянском быту сложилось особое отношение к столу. По нему нельзя было стучать ни ложками, ни кулаком. Нельзя было класть на него посторонние предметы. Стол, по традиции, закреплён в красном углу. Красный угол - это угол, в котором размещали иконы. Его передвигали только в исключительных случаях. Даже если хозяева продавали дом и уезжали, стол должен был остаться в доме. Место за столом в красном углу было наиболее почетным и предназначалось для хозяина, священника или других важных гостей, причем почетность места убывала по мере удаления от красного угла. У славян: русских, украинцев, белорусов, поляков, чехов, болгар на столе постоянно находился хлеб. Говорили: “Хлеб на стол - так и стол престол, хлеба ни куска - так и стол - доска”.

С чем же это связано? Привычный для нас высокий стол появился достаточно поздно. До этого было принято есть на полу. В Х веке стол обозначал лавку, на которой сидели или спали. Позднее стол стал таким, какой сейчас, и был подобен церковному престолу. В России до сих пор отдаётся дань уважения столу: у нас долго любят посидеть за трапезой. С давних пор сохраняется обычай провожать в дорогу и встречать человека застольем.

Учитель: Группа научных работников изучали, исследовали быт нашего народа и историю столовых приборов: ложки и вилки. Послушаем их рассказ.

Выступление научных работников: На Руси самой народной ложкой, конечно, была деревянная. Ею ели не только простые люди, но и купцы, бояре. Сначала деревянные ложки были грубоватыми, незатейливыми. Но позднее мастера научились им придавать форму, расписывать.

В старину люди носили ложку при себе в особых футлярах или за поясом. Без своей ложки в гости не ходили. Жидкое кушанье подавалось на два - три человека в одной миске, и все ели из неё своими ложками. Даже царь Пётр I, если случалось ему обедать в гостях, приказывал слуге брать с собой царскую ложку. Он ел деревянной ложкой, украшенной слоновой костью.

Позднее придумали вилки. Имя изобретателя никому неизвестно. Самую первую вилку для еды сделали для изнеженной византийской принцессы 900 лет назад.

Как и во всех странах, в России вилки были сначала лишь у царской семьи и у самых знатных придворных. Простой народ ещё долго считал вилку лишней роскошью и ел по-прежнему ложкой и руками.

Каких только вилок нет! Кухонные, столовые, десертные... Складные - для походов, салатные - для фруктов, есть вилки для устриц и даже есть такие, которыми едят мясо змеи.

Учитель: Ребята, кто из вас знает пословицы, доказывающие, что ложка на Руси была основным столовым прибором и почему? Я буду говорить начало пословицы, а закончите её вы:

Щи да каша -.......(пища наша)

Кашу маслом.......(не испортишь)

Дорога ложка .....(к обеду)

Учитель: Спасибо. Оцените работу этой группы. Молодцы.

3. Закрепление изученного материала

Учитель: Давайте повторим основные понятия по теме урока. В этом нам поможет слайд-фильм. Учитель задает вопрос, дети отвечают, проверяют ответ на слайде.

- Что такое трапеза? (Прием пищи, еда, стол)

- Как называется место, где трапезничают? (Трапезная)

- Чем пользовались во время трапезы в замке? (Ножами и кинжалами)

- Как называется посуда, сделанная из глины? Какой посудой пользовались в Греции? (Керамика, амфора, килик)

- Из чего в основном делали посуду на Руси? (Из глины и дерева)

- К чему в русском крестьянском быту сложилось особое отношение: по нему нельзя было стучать ни ложками, ни кулаком? (К столу)

- Где хранятся предметы прошлых времен? (В музеях)

4. Итог урока

Учитель: Сегодня мы говорили о трапезе в разные времена, создали проект музейной экспозиции. Это было интересно? Трудно? Можно продолжить эту работу: на уроках труда из пластилина или глины вылепить предметы и сделать экспозицию.

Кого заинтересовала эта работа, попробуйте сами узнать, например, историю тарелки или чайника. Как видим, вещи окружают человека с глубокой древности. У них своя богатая и очень интересная история.

Когда человек побывает в музее, то у него остаются впечатления. Впечатление - это мнение, оценка, след, оставленный в сознании, в душе.

Учитель: В музеях есть Книги отзывов. Мне бы хотелось, чтобы вы поделились впечатлениями о нашем уроке. Поднимите сердечко, которое соответствует вашему впечатлению:

- если было интересно - красное сердечко;

- если захотите дальше изучать - розовое;

- если было неинтересно - белое.

Учитель: Встаньте, пожалуйста. Ребята, большое спасибо. Вы очень хорошо работали. Молодцы! Урок окончен.