Тема урока: Кислоты. Общие свойства кислот. Урок проводится в форме игры путешествие в “страну кислот”. Проведению урока предшествует подготовительная работа, учащиеся получают задания и список литературы для работы.
Цель урока: Повторить определение кислот, их состав. Классификацию, приступить к изучению общих химических свойств кислот.
Воспитательные задачи урока: Продолжить обучение учащихся работе с лабораторным оборудованием. Формирование умений наблюдать. Анализировать опыты, делать выводы. Обогатить их представление об общем, особенном и единичном в составе и свойствах кислот. Продолжить работу по выработке навыков и умений работать с дополнительной, научной литературой.
Оборудование: Кодоскоп, таблица для кодоскопа, на столе учителя набор индикаторов, кислоты, на столах учащихся кислоты (H2SO4, HCl), индикаторы, пробирки, кусочек яблока.
Оформление класса: Плакаты с формулами кислот (органических и минеральных) по стенам класса, газеты оформленные учениками для кислот H2SO4, HCl и HNO3. Паровоз (рисунок помещаю вдоль демонстрационного стола). Названия остановок (таблички), светофор.
Оформление доски: Тема урока, девиз урока “Ученье с увлеченьем!”, план урока, таблица (сетка) для выполнения лабораторной работы, словарь (индикатор, органические кислоты, минеральные кислоты), домашнее задание.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя: Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие по “стране кислот”. Знакомлю учащихся с девизом урока, коротко сообщаю цели урока, напоминаю учащимся, что они должны вести “дневник наблюдений” во время путешествия.
Актуализация знаний: Прежде чем отправиться в путь необходимо проверить готовность к путешествию. Проводится беседа по вопросам с использованием “опрной схемы” на таблице для кодоскопа.
- Дать определение. Какие сложные вещества называются кислотами?
- Назовите известные вам кислоты. Назовите кислотные остатки данных кислот.
- Как определяется валентность кислотного остатка?
- По каким признакам классифицируются кислоты?
И так, ребята, вы хорошо подготовились к путешествию, правильно ответили на все вопросы, можно отправляться в путь.
“Красный глаз глядит в упор –
это строгий светофор”.
Первая остановка “Информационная” - ученики делают сообщение и обмениваются историческими сведениями о кислотах и характеризуют области их применения.
Задание классу: По ходу сообщений начертить схемы области применения кислот.
Сообщение ученика об уксусной кислоте: Показывает табличку с формулой кислоты и рассказывает о ней. Известна с древнейших времен, так как образуется при скисании вин (винный уксус). Ее способность растворять жемчуг и известняк послужила основой легенды о том, что А.Македонский во время своих походов устранял скалы с пути войск, разрушая их уксусом. В чистом виде была выделена в 1700г. Уксусная кислота широко используется в промышленности: для изготовления синтетического (ацетатного) волокна, для производства гербицидов, синтеза душистых веществ, в кожевенной и текстильной промышленности.
“Из всех кислот она конечно, прима!
Присутствует везде и зримо и не зримо.
В животных и в растеньях есть она.
С ней техника и медицина навсегда!
Ее потомство “ацетаты” - очень нужные ребята,
всем известный “аспирин” - он как добрый господин,
жар больного понижает и здоровье возвращает!”
Сообщение ученика о серной кислоте: Алхимикам удалось получить серную кислоту еще в X веке при прокаливании некоторых сульфатов (купоросов). Отсюда произошло и историческое название – купоросное масло.
H2SO4 важнейший продукт химической промышленности. Используется для получения фосфорных и азотных удобрений, для производства искусственных волокон, моющих средств, взрывчатых веществ, лекарственных препаратов. Используется в аккумуляторах, для очистки нефтепродуктов.
И так все сказано, друзья, “Хлеб промышленности – серная кислота”.
Сообщение ученика об азотной кислоте: Сегодня на уроке об азотной кислоте мы расскажем. HNO3 – была упомянута в VIII веке арабским химиком Джабиром Ибн Хайяном в его трудах, а для производственных целей ее стали получать в XV веке.
Для взрывчатых веществ нужна она, для красителей, лаков, лекарств идет самая важная из кислот. Фотопленка, целлулоид, полимеры, удобренья – вот азотной кислоты примененье.
II. Строение вещества – обуславливает его свойства, именно это нам предстоит выяснить на следующей остановке “Дегустационная”.
Вопрос к классу: Какой вкус имеет лимон, щавель, аскорбинка?
Ответ учеников – кислый! В ходе беседы выясняем, чем обусловлены общие свойства кислот. Вывод записываем в тетрадь.
Вывод: общее в составе (наличие атома водорода) и строении кислот обуславливает их общие свойства.
Поезд отправляется дальше, но внимание – красный свет.
Остановка – ПТБ (правила техники безопасности) – рассказ ученика о правилах техники безопасности при работе с кислотами.
III. Остановка – “Экспериментальная” - выполнение лабораторной работы “Действие кислоты на индикаторы”.
Формула и название кислот | Индикаторы | ||
лакмус | метилоранжевый | фенолфталеин | |
Сообщение ученика – краткая характеристика индикаторов. Класс проводит лабораторную работу, заполняет таблицу. Делает вывод об отношении кислот к индикаторам. Учитель обращает внимание учащихся, что это общее свойство кислот, которое обусловлено особенностями в их строении.
Серную и соляную кислоты получают искусственным путем на химических заводах, но кроме того многие кислоты встречаются в природе, например щавелевая кислота входит в состав клеточного сока щавеля, яблочная – в соке яблока. Такие кислоты называются органическими, а такие кислоты как H2SO4, HNO3 – минеральными. Как относятся к индикаторам органические кислоты?
Лабораторный опыт: Действие лакмуса на кусочек яблока.
Вывод: органические и минеральные кислоты проявляют общие свойства, обусловленные общностью их строения.
IV. Заключительная часть: Наше путешествие в страну кислот закончилось, но мы с вами будем и в дальнейшем знакомиться и изучать свойства таких веществ, как кислоты. Нам предстоит узнать еще очень много нового и интересного не только о кислотах, но и других веществах.