Игра-путешествие в страну кислот по теме: "Кислоты. Общие свойства кислот". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Тема урока: Кислоты. Общие свойства кислот. Урок проводится в форме игры путешествие в “страну кислот”. Проведению урока предшествует подготовительная работа, учащиеся получают задания и список литературы для работы.

Цель урока: Повторить определение кислот, их состав. Классификацию, приступить к изучению общих химических свойств кислот.

Воспитательные задачи урока: Продолжить обучение учащихся работе с лабораторным оборудованием. Формирование умений наблюдать. Анализировать опыты, делать выводы. Обогатить их представление об общем, особенном и единичном в составе и свойствах кислот. Продолжить работу по выработке навыков и умений работать с дополнительной, научной литературой.

Оборудование: Кодоскоп, таблица для кодоскопа, на столе учителя набор индикаторов, кислоты, на столах учащихся кислоты (H2SO4, HCl), индикаторы, пробирки, кусочек яблока.

Оформление класса: Плакаты с формулами кислот (органических и минеральных) по стенам класса, газеты оформленные учениками для кислот H2SO4, HCl и HNO3. Паровоз (рисунок помещаю вдоль демонстрационного стола). Названия остановок (таблички), светофор.

Оформление доски: Тема урока, девиз урока “Ученье с увлеченьем!”, план урока, таблица (сетка) для выполнения лабораторной работы, словарь (индикатор, органические кислоты, минеральные кислоты), домашнее задание.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя: Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие по “стране кислот”. Знакомлю учащихся с девизом урока, коротко сообщаю цели урока, напоминаю учащимся, что они должны вести “дневник наблюдений” во время путешествия.

Актуализация знаний: Прежде чем отправиться в путь необходимо проверить готовность к путешествию. Проводится беседа по вопросам с использованием “опрной схемы” на таблице для кодоскопа.

  1. Дать определение. Какие сложные вещества называются кислотами?
  2. Назовите известные вам кислоты. Назовите кислотные остатки данных кислот.
  3. Как определяется валентность кислотного остатка?
  4. По каким признакам классифицируются кислоты?

И так, ребята, вы хорошо подготовились к путешествию, правильно ответили на все вопросы, можно отправляться в путь.

“Красный глаз глядит в упор –
это строгий светофор”.

Первая остановка “Информационная” - ученики делают сообщение и обмениваются историческими сведениями о кислотах и характеризуют области их применения.

Задание классу: По ходу сообщений начертить схемы области применения кислот.

Сообщение ученика об уксусной кислоте: Показывает табличку с формулой кислоты и рассказывает о ней. Известна с древнейших времен, так как образуется при скисании вин (винный уксус). Ее способность растворять жемчуг и известняк послужила основой легенды о том, что А.Македонский во время своих походов устранял скалы с пути войск, разрушая их уксусом. В чистом виде была выделена в 1700г. Уксусная кислота широко используется в промышленности: для изготовления синтетического (ацетатного) волокна, для производства гербицидов, синтеза душистых веществ, в кожевенной и текстильной промышленности.

“Из всех кислот она конечно, прима!
Присутствует везде и зримо и не зримо.
В животных и в растеньях есть она.
С ней техника и медицина навсегда!
Ее потомство “ацетаты” - очень нужные ребята,
всем известный “аспирин” - он как добрый господин,
жар больного понижает и здоровье возвращает!”

Сообщение ученика о серной кислоте: Алхимикам удалось получить серную кислоту еще в X веке при прокаливании некоторых сульфатов (купоросов). Отсюда произошло и историческое название – купоросное масло.

H2SO4 важнейший продукт химической промышленности. Используется для получения фосфорных и азотных удобрений, для производства искусственных волокон, моющих средств, взрывчатых веществ, лекарственных препаратов. Используется в аккумуляторах, для очистки нефтепродуктов.

И так все сказано, друзья, “Хлеб промышленности – серная кислота”.

Сообщение ученика об азотной кислоте: Сегодня на уроке об азотной кислоте мы расскажем. HNO3 – была упомянута в VIII веке арабским химиком Джабиром Ибн Хайяном в его трудах, а для производственных целей ее стали получать в XV веке.

Для взрывчатых веществ нужна она, для красителей, лаков, лекарств идет самая важная из кислот. Фотопленка, целлулоид, полимеры, удобренья – вот азотной кислоты примененье.

II. Строение вещества – обуславливает его свойства, именно это нам предстоит выяснить на следующей остановке “Дегустационная”.

Вопрос к классу: Какой вкус имеет лимон, щавель, аскорбинка?

Ответ учеников – кислый! В ходе беседы выясняем, чем обусловлены общие свойства кислот. Вывод записываем в тетрадь.

Вывод: общее в составе (наличие атома водорода) и строении кислот обуславливает их общие свойства.

Поезд отправляется дальше, но внимание – красный свет.

Остановка – ПТБ (правила техники безопасности) – рассказ ученика о правилах техники безопасности при работе с кислотами.

III. Остановка – “Экспериментальная” - выполнение лабораторной работы “Действие кислоты на индикаторы”.

Формула и название кислот Индикаторы
лакмус метилоранжевый фенолфталеин
       

Сообщение ученика – краткая характеристика индикаторов. Класс проводит лабораторную работу, заполняет таблицу. Делает вывод об отношении кислот к индикаторам. Учитель обращает внимание учащихся, что это общее свойство кислот, которое обусловлено особенностями в их строении.

Серную и соляную кислоты получают искусственным путем на химических заводах, но кроме того многие кислоты встречаются в природе, например щавелевая кислота входит в состав клеточного сока щавеля, яблочная – в соке яблока. Такие кислоты называются органическими, а такие кислоты как H2SO4, HNO3 – минеральными. Как относятся к индикаторам органические кислоты?

Лабораторный опыт: Действие лакмуса на кусочек яблока.

Вывод: органические и минеральные кислоты проявляют общие свойства, обусловленные общностью их строения.

IV. Заключительная часть: Наше путешествие в страну кислот закончилось, но мы с вами будем и в дальнейшем знакомиться и изучать свойства таких веществ, как кислоты. Нам предстоит узнать еще очень много нового и интересного не только о кислотах, но и других веществах.