Развитие личностного потенциала воспитанника в рамках гуманизации школы

Разделы: Общепедагогические технологии


Главным требованием современной модернизации школы является гуманистическая школа. Сегодня обществу предложена гуманистическая концепция образования, предполагающая гуманистический подход, основанный на идее, что образование – это развитие, идущее от самой личности, так как в ней изначально заложено стремление к полной самореализации. Гуманистическая концепция исходит из идеи самооценки личности, ее духовности и способности к саморазвитию.

Моя многолетняя педагогическая практика работы с детьми “группы риска”, с девиантным поведением, дезадаптированными в школе и социуме показывает, что лишение свободы является мощным психотравмирующим фактором, который выбивает подростка из привычной жизненной колеи, не давая, в его представлении, никаких реальных перспектив, перечеркивая его будущее, переворачивая столь привычную для него жизнь. Главная цель моей воспитательно-образовательной деятельности в школе ВК – коррекция личностной деформации осужденных подростков.

Модель своей педагогической деятельности выстраиваю на идеях и принципах современной концепции педагогической поддержки, разработанных О.С.Газманом, Н.Н.Михайловой, Ю.С.Юсфиным, В.И.Слободчиковым, В.А.Петровским, И.С.Якиманской.

По мнению О.С.Газмана: “Педагогическая поддержка – это педагогическая деятельность, подкрепляющая ребенка в ситуации обнаружения им своей слабости и помогающая ему преодолеть ее за счет индивидуальных способностей и возможностей”.

В образовательной практике данная модель представляет собой различные “тактики” деятельности педагога по отношению к возникающей или возникшей проблеме обучающегося: “защита”, “помощь”, “содействие”, “взаимодействие”.

Названные тактики позволяют учителю, классному руководителю обеспечить условия моральной и физической безопасности подростка (он не должен быть жертвой обстоятельств), снижение его повышенной тревожности и агрессии, помочь воспитаннику самому справиться с собственными эмоциональными переживаниями и предпринять самостоятельные шаги по разрешению возникшей проблемы.

Кардинальная смена позиции педагога, когда доминирующей становится гуманистическая позиция – “педагогическая поддержка”, а не традиционное – “педагогическое требование”, предоставляет возможность осужденному воспитаннику простраивать свое поведение в конфликтных ситуациях, адекватно оценивать результаты своих поступков, достойно нести за них ответственность и действовать “в соответствии с обстоятельствами”, “по преодолению обстоятельств”.

Классный руководитель педагогически инструментирует жизненные ситуации, которые сопровождают процессы обучения, воспитания, развития, общения воспитанника.

Овладев принципами педагогического проектирования, педагог выступает в разных ролях: и “духовника”, и “адвоката”, и “буфера”, и “дипломата”, и организатора опосредованного влияния на разрешение конфликта.

Педагог – гуманист – такова нравственная позиция учителя в воспитательной колонии. Гуманистическая педагогика является педагогической философией нашей школы в рамках реализации проекта образовательной системы “Школа – теплый дом”, школа толерантности.

Девизом моей педагогической деятельности стало изречение Я.А.Коменского: “Сперва любить – потом учить”. На практике реализую “гуманистические максимы (или принципы) воспитания”, провозглашенные О.С.Газманом:

- всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;

- все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами;

- не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;

- не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно результаты действий;

- признавай право на ошибку и не суди за нее;

- умей признать свою ошибку;

- защищая ребенка, учи его защищаться.

Чтобы иметь полное и адекватное представление о каждом ученике, найти индивидуальный подход к нему, понять особенности его психики, личностные особенности и создать благоприятные условия для развития способностей, серьезное внимание уделяю психолого-педагогическому изучению личностного развития учащихся, используя разные методы и приемы. Результаты изучения отражаются в таблице (матрице). Диагностическая карта дает возможность составить представление о каждом воспитаннике, его уровне воспитанности, особенностях характера, о классном коллективе в целом и наметить перспективу развития.

Таким образом, в моем сознании выстраивается цепочка: обобщенный образ ученика (кто такой?)–> идеальный ученик (каким должен быть?) –> индивидуальный конкретный образ (каков он есть?).

В изучении процесса личностного развития подростка я опираюсь на методики диагностики и коррекции качеств и особенностей личности школьника, разработанные Л.М.Фридманом, А.И. Кочетовым, Н.Е. Щурковой В.П., а также на исследования М.Ю.Кондратьева, в которых раскрыта специфика межличностных отношений подростков-правонарушителей в условиях принудительной изоляции. Я стремлюсь создать в классном коллективе условия сосуществования и общения, которые бы сглаживали конфликтные ситуации, предопределенные отношения и модели поведения (“жизнь по понятиям”).

В своей деятельности также опираюсь на исследования Ясвина В.А. о роли качественной образовательной среды в гуманизации воспитательно-образовательного процесса. По его мнению, обеспечение удовлетворения целого комплекса потребностей обучаемых (физиологических, познавательных, творческих, трудовых, нормы и идеалы и др.), создает положительные мотивации их деятельностной активности, саморазвития и практической реализации возможностей всех субъектов образовательного процесса.

Остро испытывают воспитанники потребность в безопасности, поэтому классный руководитель совместно с другими сотрудниками школы и колонии обеспечивает моральную и физическую защиту воспитанников от “лидеров” в среде сверстников, от унижения, оскорбления и физического насилия. Особой заботой и вниманием окружаю вновь пришедших воспитанников, помогая им снять напряжение и “безболезненно” адаптироваться, тем самым, обеспечив им психологически комфортную (безопасную) социальную среду. Не допускаю фактов публичного высмеивания, иронизирования, упреков, унижения воспитанников, всего того, что бы ранило их и так уже израненные души, оскорбило, вызвало защитную агрессию или грубость.

Недавно прочитала у С.Соловейчика прекрасную мысль, что “ученик может испортить учителю настроение, учитель может испортить ученику жизнь”. И еще его же: “Школа должна быть совершенно безопасным местом,… теплицей для души”. В поведенческой модели учителя проявляется отношение к человеку вообще, к его самоценности. Как в учебной, так и во внеклассной деятельности пытаюсь создать ситуацию успеха и поднять самооценку воспитанников, которая у большинства из них, как правило, занижена.

Следуя А.С.Макаренко, реализуя деятельностный подход к воспитанию, стремлюсь, чтобы все учащиеся в течение учебного года побывали в роли руководителя, “командира”, периодически выполняли очень серьезные и ответственные поручения (дублер классного руководителя, ответственный дежурный, дневальный по школе, руководитель хозяйственной службы и др.). Все это помогает адаптироваться, самоутвердиться, почувствовать себя личностью. Даже маленький успех воспитанника, ответственно выполненное задание, призовое место в олимпиаде, спортивном состязании, творчестве всегда заслуживает похвалы. Публично подчеркивая индивидуальную динамику достижений учащегося, выражая тем самым признание, показываю социальную ценность каждого в коллективе. Это поднимает воспитанников в глазах окружающих, обеспечивает условия для успешной самореализации, самоутверждения, создает соответствующую мотивацию личностного развития. Никогда не сравниваю воспитанников, а только результаты их деятельности. Очень люблю повторять слова, выражающие принцип восточной педагогики: “Сравни себя с собой вчерашним!”.

Познавательные и творческие потребности подростков удовлетворяются в различных кружках и клубах, здесь же развивается их стремление к самоактуализации.

Сухомлинский В.А. писал: “Воспитание, побуждающее к самовоспитанию, - это и есть, по моему глубокому убеждению, настоящее воспитание”.

Практикую составление индивидуальной программы самовоспитания с каждым воспитанником, назвали мы ее “Три"С"”, что означает “саморазвитие”, “самовоспитание”, “самореализация”. Программа составляется на год, по окончании учебной четверти воспитанники подводят итоги и вносят коррективы. Главное для меня, чтобы каждый научился рефлексировать, захотел стать лучше, попытался сравнить себя с собой вчерашним, нашел в себе точки опоры, внутренние силы “строить себя”, открыл в себе “внутреннего человека”, был “в ладах” с ним, правильно выбрал для себя нравственный идеал и друга. И вот здесь очень важно, чтобы рядом с подростком был мудрый воспитатель. Школа не должна “угнетать” учащегося, в ней должно быть тепло и комфортно.

Очевидно, что на общем негативном фоне жизни в сознании подростков происходит замещение счастья иллюзиями и суррогатами удовольствия (наркотики, алкоголь, секс, мистика, преступление).

В связи с этим актуальной является проблема феликсологического воспитания (от латинского felix – “счастливый”, “несущий счастье”, “приносящий счастье”) как важного аспекта гуманистической педагогики.

Использование педагогической технологии воспитания счастливого человека в школе (авторы Щуркова Н.Е., Павлова Е.П.) позволяет профессионально формировать у подростков способности быть счастливым, верить в себя, в свои возможности; готовить воспитанников к социальной адаптации после освобождения.

Формирование способности быть счастливым не представляется также без умений саморегуляции, самоконтроля, самооценки и самовоспитания.

Каковы же мои профессиональные шаги по решению данной проблемы?

1. Предотвращаю ситуацию “несчастья” в жизни воспитанника.

2. Создаю благоприятный социально-психологический климат в классном коллективе.

3. Умею показать воспитанникам счастливую сущность проживаемого момента.

4. Ярко, выразительно высказываю собственное “проживание” счастья.

5. Корректирую негативное и поддерживаю позитивное настроение воспитанников.

В результате подросток должен как субъект собственного счастья жизни иметь в своем сознании свой индивидуальный образ счастья (чего хочу?), знать способы и средства его достижения (что для этого надо?), составлять план активной деятельности (с чего начать?), предполагать последствия достижения желаемых результатов (что со мной будет тогда?), а также участия других людей в реализации замысла (кого это коснется и каким образом скажется на их счастье?).

Расставляя педагогические акценты, я стараюсь так организовать деятельность воспитанников, чтобы они “проживали”, испытывали состояние счастья, осознавали счастливые моменты жизни, учились быть счастливыми в повседневной жизни.

Подростки в течение года “проживают” все разновидности счастья:

  • “счастье бытия”,
  • “счастье бытования”,
  • “счастье общения”,
  • “счастье созидания” и “счастье преобразования”.

В методической корзине педагога имеется целый набор методов, приемов и форм работы: тренинги, упражнения, игровые методики, беседы, клубы интересных встреч и т.д.

Таким образом, феликсологическая способность учащихся – это итог, результат и продукт всего комплекса воспитательных воздействий, следствие всей предыдущей жизни ребенка, “проживать” которую помогает педагог, сам, кстати, тоже обладающий профессиональным умением “быть счастливым”.

Личностному развитию потенциала способствует участие во взрослом, серьезном деле, каковым является выпуск школьной газеты “Наш голос”, которую читают осужденные в других учреждениях УИС Кузбасса и родители наших воспитанников. Учащиеся в процессе создания газеты не только совершенствуют коммуникативные навыки, творческие способности, овладевают нормами литературного языка, а еще и регулярно представляют свою личностную позицию на суд окружающих, публично выражая свой взгляд на жизнь.

Это помогает самоутверждению, пересмотру нравственных ориентиров, формированию гражданской активности подростков. Не раз в газете они размышляли о жизни прошлой и настоящей. Здесь мы часто читаем “исповеди”, “раскаяния” воспитанников о “горьких” уроках своей жизни, о несбывшихся мечтах, о прозрении, оплаченном дорогой ценой лишения свободы.

Газета позволяет им высказаться о межличностных отношениях в отряде, о культуре общения, поведения. Подростки не раз поднимали захлестнувшие молодежь проблемы наркомании, алкоголизма, СПИДа.

Самое главное, на мой взгляд, газета как бы “выпрямляет” ребят. Мы не просто делаем газету, а создаем условия для саморазвития, самореализации, самокоррекции их поведения.

Работая с корреспондентами, наблюдаешь, как воспитанники преображаются “на глазах”, взрослеют, становятся серьезными. Очень важно, что в процессе совместной деятельности достигается взаимопонимание между взрослыми и воспитанниками, между самими воспитанниками, что создает комфортную среду, способствует гуманизации взаимоотношений в цепочках: “взрослый – подросток”, “подросток – подросток”. На данном этапе как бы стираются всякие грани, барьеры, условности: подростки и взрослые находятся в позиции равных людей, интересных друг другу.

Газета также способствует социализации личности. Участие в позитивной деятельности побуждает воспитанников к осознанию ответственности за порученное “взрослое” дело, за каждое написанное слово, заставляет анализировать свои действия, быть честными и справедливыми по отношению к другим, критически оценивать происходящее, давать объективную и субъективную оценку, принимать собственные решения, делать нравственный выбор.

В условиях замкнутого круга общения газета позволяет подросткам почувствовать себя людьми, с мнением которых считаются, ими интересуются, их выслушивают, а “выращенное” у многих чувство собственного достоинства становится тем стержнем, на котором держатся все позитивные изменения личности. Есть положительные примеры влияния газеты на личность подростка.

Таким образом, газета как один из видов школьных СМИ выполняет не только информационную функцию, а является еще и образовательной средой, способствующей коррекции личностной деформации подростков с девиантным поведением в условиях школы воспитательной колонии.

В решении проблемы гуманистического образования, развития личностного потенциала воспитанников актуален вопрос о формировании толерантного сознания.

Задача школы – научить воспитанников “искусству жить с непохожими людьми” (А.Асмолов), уметь мириться с чужим мнением, быть снисходительными к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам и ошибкам, признавать равноправие всех, независимо от пола, нации, верования; отказаться от насилия и угроз, так как это путь к сохранению жизни и мира на земле.

В работе над методической темой “Формирование толерантного сознания у обучающихся средствами предметов образовательной области “Филология” и во внеклассной работе использую воспитательный потенциал предметов филологического цикла. Это позволило мне создать банк методических идей, методов, приемов и форм, применяемых во внеклассной работе. Дни толерантности, уроки толерантности, устные журналы, философские столы, диалоги с Д.Карнеги и Н.Козловым, беседы “Конфликт и выход из него”, “Школа ненависти (или кто такие скинхэды)”, “Прекрасно там, где пребывает милосердие” (Конфуций), “Гуманность – сгусток всех добродетелей” (Гельвеций); ток-шоу “Что значит быть гуманистом?”, “О современных неформальных молодежных организациях”; тестирование, игровые методики, тренинги, просмотры и обсуждение телепередач, акции “Письмо милосердия” (пострадавшим школьникам Беслана), “Россия – против террора!” - это лишь некоторые формы внеклассной работы, которые мы используем в своей педагогической практике.

Считаю, что одной из форм гуманизации школьного образовательного процесса являются занятия факультатива, на которых апробирую учебно-методический комплекс “Вокруг тебя – Мир…”, созданный Департаментом образовательных программ гуманитарного цикла Международного Комитета Красного Креста при поддержке Министерства образования РФ, Российского общества Красного Креста и предназначенный для работы в 5-8-х классах.

Курс “Вокруг тебя – Мир…” отличается гуманистической направленностью и гуманитарными идеями, мощным нравственным потенциалом. Необходимость введения факультатива очевидна и обусловлена спецификой образовательного учреждения и составом обучающихся в школе, в которой продолжают свое образование осужденные подростки, совершившие в основном тяжкие преступления против личности и отбывающие наказание в виде лишения свободы.

Цель данного УМК – воспитание гуманистически ориентированной личности, решение задач нравственного воспитания, а также знакомство с нормами Международного гуманитарного права, историей движения МККК, его основными принципами и направлениями в современной деятельности. Это определяет этико-правовую специфику и интегрированный характер учебных пособий по литературе.

Тезаурус обучающихся пополняется, например, следующими понятиями: гуманный, гуманитарный, гуманистический, деятельное сострадание, милосердие, жертва, военнопленные, конфликт и другие.

На занятиях факультатива воспитанники знакомятся с замечательными произведениями отечественной и мировой литературой, в которых говорится о ценности человеческой жизни, о деятельном сострадании, о самопожертвовании ради спасения других, об уважении человеческого достоинства, ответственности за последствия совершенного выбора средств достижения цели во время вооруженных конфликтов и в мирное время. “Взрослые” дети горячо рассуждают о добре и зле, красоте и безобразии, милосердии и жестокости, о любви и ненависти, получая уроки “добролюбия”.

Чаще всего на занятиях применяю аналитическую беседу, где учащиеся имеют возможность поделиться своими мыслями и чувствами, разобраться в поступках и взаимоотношениях героев, выяснить их мотивы, высказать личную позицию по обсуждаемой проблеме. Этому помогает продуманная система проблемных вопросов, которые развивают аналитические способности, умение сравнивать, сопоставлять, систематизировать.

Содержание курса способствует развитию творческого потенциала и эмоционально-волевой сферы обучающихся, организации их самостоятельной, рецептивно-эстетической деятельности в рамках личностно-ориентированного образования. Для этого учащимся предлагаются такие творческие задания, как: дописать эпизод текста, финала произведения, судьбы героя; написать письмо автору, герою произведения с оценкой его поступков, действий, выражением нравственной позиции; письмо от имени героя другому герою, составить телеграмму близким героя, диалог неодушевленных предметов – свидетелей происходящего; устное и художественное иллюстрирование, составление словаря нравственности, заповедей человечности по творчеству писателя; нарисовать карту маршрута “мстителя” (по рассказу В.Солоухина “Мститель”); придумать памятник Даше Севастопольской или сестрам милосердия; подобрать стихи, песни о сестрах милосердия, составить свой учебник-хрестоматию “Вокруг тебя – Мир…”; нарисовать комиксы, иллюстрации, обложки к произведениям, мультфильмы; сделать поделки из пластилина и т. д.

Таким образом, учитель-словесник актуализирует в ученике-читателе процесс саморазвития как постижение многообразия “духовных проявлений личности человека”.

Прав Е.Н.Ильин, считающий, что литература – это “человекоформирующий” предмет.

Помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности – это то, ради чего я работаю здесь, в школе воспитательной колонии.

Список использованных источников информации

1. Газман О.С. Неклассическое воспитание от авторитарной педагогики к педагогике свободы. – Серия “Библиотека Федеральной программы развития образования”.– М: Издательский дом “Новый учебник”, 2003 (редакторы-составители А.О. Зверев, А.Н. Тубельский).

2. Кондратьев М.Ю. “Подросток в замкнутом круге общения”, М, Издательство “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО, “Модэк”, 1997.

3. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки (Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. – Том 2/Под общ. ред. Л.И. Семиной. – М: Издательство “Бонфи”, 2002.

4. Мосунова Л.А. Условия саморазвития личности на уроке литературы. “Русская словесность”, 2004, №3, стр. 17-26.

5. Соловейчик С.Л. Воспитание школы. Статьи для своей газеты. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2002 (редактор-составитель А.С. Русаков).

6. Щуркова Е.Н., Павлова Е.П. Воспитание счастьем, счастье воспитания. Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе (Феликсология воспитания: как воспитывать счастливого)./М.: Центр “Педагогический поиск”, 2004 (редакционная коллегия В.М. Лизинский, Е.В. Макарова, редактор А.А. Рождественская).

7. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор-составитель Е.И. Соколова. /Под общей редакций пед. наук Н.Л. Селивановой.– М.: Педагогическое общество России, 1998.

8. Психолого-педагогическая и социальная поддержка детей и молодежи группы риска: состояние, проблемы, перспективы. Сборник научных статей, часть 2/ Под научной ред. Н.А. Заруба, Н.Э.Касаткиной, Т.А. Фральцовой, С.Н. Чистяковой. Ред. коллегия: И.В. Карнаева, Е.Л. Руднева, Т.Н. Семенкова. – Кемерово: Издательство КРИПКиПРО, 2003.