Строчные буквы "л" и "м". Праздник "Мое первое слово"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели.

  1. Научить писать строчные буквы “л” и “м”;
  2. Формировать способность осознавать основание группировки.
  3. Воспитывать любовь и уважение к матери.

Оборудование.

  • Аудиозапись “Песенки Мамонтенка”.
  • Карточки со схемами слов.
  • Магнитные буквы.
  • Карточки с буквами “л” и “м”, вырезанные из бархатной бумаги.
  • Рисунки животных с детенышами.

Ход урока

1. Ориентировочно-мотивационный этап.

1. Установление психологического комфорта.

У. – Ребята, посмотрите, как украшен наш класс! Сколько гостей к нам пришли! Сегодня у нас праздник! Праздник первого слова, которое вы напишите сами. А какого слова, вы сейчас сами скажете.

Кто пришел ко мне с утра?
Кто сказал: “Вставать пора”?
Кашу кто успел сварить?
Чаю в чашку кто налил?
Кто косички мне заплел?
Целый дом один подмел?
Кто меня поцеловал?
Кто ребячий любит смех?
Кто на свете лучше всех?

Д. – Мама!

У. – Да, ребята, это мама.

2. Актуализация знаний.

У. - Наш праздничный торт сделан из схем слов. Какая схема подходит к этому слову?

Д. - Первая. Так как в слове 4 звука:

м - согласный, твердый;

а – гласный, ударный;

м – согласный, твердый;

а – гласный, безударный.

У. – Молодцы! Кто напечатает это слово на магнитной доске?

Д. -

У. – У каждого человека есть мама. (Учитель проводит беседу, пока один ученик печатает слово.) И у каждого животного есть мама. Сейчас я буду называть детенышей, а вы - их мам.

У. – Лисята.

Лисица.

У. – Котята.

Д. – Кошка.

У. – Телята.

Д. – Корова.

У. – Ягнята.

Д. – Овца.

У. – Жеребята.

Д. – Лошадь.

У.

– А этот зверь зовется лама.
Лама дочь и лама мама.

Кто покажет схему слова “Лама”?

Д. – Первая. Так как в слове 4 звука:

л - согласный, твердый;

а – гласный, ударный;

м – согласный, твердый;

а – гласный, безударный.

У. – Кто напечатает это слово на магнитной доске?

Д. –

3. Постановка учебной задачи.

У. – Какими звуками отмечается эти два слова?

Д. – Звуками л и м

У. – Покажите, какими буквами они обозначаются.

Д. – Буквами м и л (показывают карточки).

У. – Мы можем сейчас взять и написать это слово в тетрадях?

Д. – Нет. Потому что мы еще не умеем писать буквы письменными буквами.

У. – Научиться писать буквы м и л письменным шрифтом – задача нашего сегодняшнего урока. Тогда мы сможем написать и слова “мама” и “лама”.

У. – Какой же праздник без музыки! Давайте мы с вами послушаем “Песню про маму”. И “сыграем” на тех инструментах, которые услышим (рояль, труба, гитара).

2. Операционно-исполнительский этап.

4. Решение учебной задачи.

У. – Отдохнули? Работаем дальше. Кто покажет строчную букву л в алфавите?

Один ученик выходит к доске. Остальные дети, если согласны, делают один хлопок.

У. – Сколько элементов в букве л? Какие?

Д. – Два. Один короткий наклонный крючок снизу слева, один короткий наклонный крючок снизу справа.

Учитель объясняет на доске. Дети пальцами “пишут” на карточках по бархатным образцам записи буквы “л” под счет; “пишут” в воздухе сначала носом, а потом ручкой, пишут в прописях ,под самой правильной и красивой буквой ставят точку.

Такая же работа ведется по изучению графического образа буквы “м”.

5. Рефлексия.

У. – А сейчас мы с вами научимся соединять эти буквы с другими буквами. Где мы начинаем писать буквы “м” и “л”?

Д. – Снизу.

У. – Значит какое соединение?

Д. – Нижнее.

У. – Посмотрите и подумайте, правильно ли записал Незнайка слово ум ? Какую ошибку он сделал?

Д. – Получилось слово уи. Неправильное соединение.

У. – Вот как нужно соединять эти буквы. Сначала дописываем до конца первую букву, потом полностью пишем букву “м” или “л”. И у нас получится вот такое соединение ум, ул. Теперь в прописях напишите эти буквосочетания.

Физкультминутка.

У. – У нас ведь сегодня праздник. Давайте поиграем. Я буду называть букву, а вы своим телом, руками, ногами “нарисуйте” эту букву.

6. Формирование навыка работы.

У. – Вы помните, какой сегодня праздник?

Д. – Да. Праздник первого слова.

Сейчас мы с вами напишем это слово. Как вы думаете, теперь мы с вами можем написать слово “мама”?

Д. – Да. Мы умеем писать все буквы этого слова.

У.

– Ну-ка, м, дай руку а.
Будет ма.
Ну-ка, ма, дай руку ма.
Ма
и ма – а вместе мама .
Это я пишу сама.

Учитель пишет слово на доске.

У. – Напишите в прописях ваше первое слово – мама.

3. Этап самоконтроля, самооценки.

7. Задание для самооценки.

У. – А теперь возьмите карточки с рисунками наших друзей-помощников Карандашика и Ручки. Прочитайте, что там написано печатными буквами.

Д. – “Мое первое слово”.

У. – А дальше пустая рабочая строка. Давайте напишем слово “мама” аккуратно, красиво и правильно. И подарим мамам.

Ученики пишут слово на карточках.

У. – А какое слово еще мы с вами можем написать?

Д. – Лама,

У. – Напишите это слово в прописи.

Когда дети дописывают это слово в прописях, учитель открывает образец записи слова.

У. – У кого написано точно так же, поставьте себе “+”. Это ваш успех.

8. Домашнее задание.

У. – Дома, ребята, вспомните и подберите слова, в которых встречаются звуки м и л. Ра следующем уроке мы “положим” их в нашу “копилку”.

9. Самооценка.

У. – Скажите, чему мы сегодня научились?

Д. – Я научилась писать буквы м и л.

- Я научился писать слова мама и лама.

У. – Послушайте, что сказал Виктор Крючков о мамах в своем стихотворении. (Звучит музыка).

Четыре буквы, только два слога –
Мама!
Самое первое в жизни слово –
Мама!

Главное надо о мамах сказать,
Сказать лишь двумя словами.
Родину мы называем – мать.
А маму нежнее – мама.

У. – А что вы можете сказать о своих мамах?

Д. – Моя мама…(Ответы детей).