Цели.
- Научить писать строчные буквы “л” и “м”;
- Формировать способность осознавать основание группировки.
- Воспитывать любовь и уважение к матери.
Оборудование.
- Аудиозапись “Песенки Мамонтенка”.
- Карточки со схемами слов.
- Магнитные буквы.
- Карточки с буквами “л” и “м”, вырезанные из бархатной бумаги.
- Рисунки животных с детенышами.
Ход урока
1. Ориентировочно-мотивационный этап.
1. Установление психологического комфорта.
У. – Ребята, посмотрите, как украшен наш класс! Сколько гостей к нам пришли! Сегодня у нас праздник! Праздник первого слова, которое вы напишите сами. А какого слова, вы сейчас сами скажете.
Кто пришел ко мне с утра?
Кто сказал: “Вставать пора”?
Кашу кто успел сварить?
Чаю в чашку кто налил?
Кто косички мне заплел?
Целый дом один подмел?
Кто меня поцеловал?
Кто ребячий любит смех?
Кто на свете лучше всех?
Д. – Мама!
У. – Да, ребята, это мама.
2. Актуализация знаний.
У. - Наш праздничный торт сделан из схем слов. Какая схема подходит к этому слову?
Д. - Первая. Так как в слове 4 звука:
м - согласный, твердый;
а – гласный, ударный;
м – согласный, твердый;
а – гласный, безударный.
У. – Молодцы! Кто напечатает это слово на магнитной доске?
Д. -
У. – У каждого человека есть мама. (Учитель проводит беседу, пока один ученик печатает слово.) И у каждого животного есть мама. Сейчас я буду называть детенышей, а вы - их мам.
У. – Лисята.
Лисица.
У. – Котята.
Д. – Кошка.
У. – Телята.
Д. – Корова.
У. – Ягнята.
Д. – Овца.
У. – Жеребята.
Д. – Лошадь.
У.
– А этот зверь зовется лама.
Лама дочь и лама мама.
Кто покажет схему слова “Лама”?
Д. – Первая. Так как в слове 4 звука:
л - согласный, твердый;
а – гласный, ударный;
м – согласный, твердый;
а – гласный, безударный.
У. – Кто напечатает это слово на магнитной доске?
Д. –
3. Постановка учебной задачи.
У. – Какими звуками отмечается эти два слова?
Д. – Звуками л и м
У. – Покажите, какими буквами они обозначаются.
Д. – Буквами м и л (показывают карточки).
У. – Мы можем сейчас взять и написать это слово в тетрадях?
Д. – Нет. Потому что мы еще не умеем писать буквы письменными буквами.
У. – Научиться писать буквы м и л письменным шрифтом – задача нашего сегодняшнего урока. Тогда мы сможем написать и слова “мама” и “лама”.
У. – Какой же праздник без музыки! Давайте мы с вами послушаем “Песню про маму”. И “сыграем” на тех инструментах, которые услышим (рояль, труба, гитара).
2. Операционно-исполнительский этап.
4. Решение учебной задачи.
У. – Отдохнули? Работаем дальше. Кто покажет строчную букву л в алфавите?
Один ученик выходит к доске. Остальные дети, если согласны, делают один хлопок.
У. – Сколько элементов в букве л? Какие?
Д. – Два. Один короткий наклонный крючок снизу слева, один короткий наклонный крючок снизу справа.
Учитель объясняет на доске. Дети пальцами “пишут” на карточках по бархатным образцам записи буквы “л” под счет; “пишут” в воздухе сначала носом, а потом ручкой, пишут в прописях ,под самой правильной и красивой буквой ставят точку.
Такая же работа ведется по изучению графического образа буквы “м”.
5. Рефлексия.
У. – А сейчас мы с вами научимся соединять эти буквы с другими буквами. Где мы начинаем писать буквы “м” и “л”?
Д. – Снизу.
У. – Значит какое соединение?
Д. – Нижнее.
У. – Посмотрите и подумайте, правильно ли записал Незнайка слово ум ? Какую ошибку он сделал?
Д. – Получилось слово уи. Неправильное соединение.
У. – Вот как нужно соединять эти буквы. Сначала дописываем до конца первую букву, потом полностью пишем букву “м” или “л”. И у нас получится вот такое соединение ум, ул. Теперь в прописях напишите эти буквосочетания.
Физкультминутка.
У. – У нас ведь сегодня праздник. Давайте поиграем. Я буду называть букву, а вы своим телом, руками, ногами “нарисуйте” эту букву.
6. Формирование навыка работы.
У. – Вы помните, какой сегодня праздник?
Д. – Да. Праздник первого слова.
Сейчас мы с вами напишем это слово. Как вы думаете, теперь мы с вами можем написать слово “мама”?
Д. – Да. Мы умеем писать все буквы этого слова.
У.
– Ну-ка, м, дай руку а.
Будет ма.
Ну-ка, ма, дай руку ма.
Ма и ма – а вместе мама .
Это я пишу сама.
Учитель пишет слово на доске.
У. – Напишите в прописях ваше первое слово – мама.
3. Этап самоконтроля, самооценки.
7. Задание для самооценки.
У. – А теперь возьмите карточки с рисунками наших друзей-помощников Карандашика и Ручки. Прочитайте, что там написано печатными буквами.
Д. – “Мое первое слово”.
У. – А дальше пустая рабочая строка. Давайте напишем слово “мама” аккуратно, красиво и правильно. И подарим мамам.
Ученики пишут слово на карточках.
У. – А какое слово еще мы с вами можем написать?
Д. – Лама,
У. – Напишите это слово в прописи.
Когда дети дописывают это слово в прописях, учитель открывает образец записи слова.
У. – У кого написано точно так же, поставьте себе “+”. Это ваш успех.
8. Домашнее задание.
У. – Дома, ребята, вспомните и подберите слова, в которых встречаются звуки м и л. Ра следующем уроке мы “положим” их в нашу “копилку”.
9. Самооценка.
У. – Скажите, чему мы сегодня научились?
Д. – Я научилась писать буквы м и л.
- Я научился писать слова мама и лама.
У. – Послушайте, что сказал Виктор Крючков о мамах в своем стихотворении. (Звучит музыка).
Четыре буквы, только два слога –
Мама!
Самое первое в жизни слово –
Мама!
Главное надо о мамах сказать,
Сказать лишь двумя словами.
Родину мы называем – мать.
А маму нежнее – мама.
У. – А что вы можете сказать о своих мамах?
Д. – Моя мама…(Ответы детей).