Программа воспитательной работы по развитию классного коллектива "Познавательная активность"

Разделы: Классное руководство


Цель программы

  1. Создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников.
  2. Повышение интеллектуальной комфортности.
  3. Усиление мотивации учебных целей.
  4. Развитие стремления к постоянному самообразованию и саморазвитию.

Задачи программы

  1. Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития.
  2. Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
  3. Формировать культуру интеллектуального развития и самосовершенствования.

Пояснительная записка

Важнейший период становления личности будущего гражданина приходится на его школьные годы. Поэтому исключительную роль в формировании подрастающего человека играет школьный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности. В школьном коллективе с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности его членов, обеспечивается всесторонне развитие личности, надлежащая подготовка учащихся к труду, к активному участию в общественной жизни, к защите Родины. Для того, чтобы понять классный коллектив, достаточно посмотреть на “Периоды актуального и неактуального развития потребностей от 0 до 16” и “Карту воспитанности” и определить программу развития классного коллектива.

Многогранны виды деятельности, в которые вовлекает школьников классный руководитель. Это и общественно полезные дела, и трудовые десанты, и обсуждение книг, спортивные соревнования. Но для того, чтобы они стали не просто мероприятиями, а ступеньками в духовном, познавательном развитии и возвышении ребят, важно верное педагогическое руководство их отношениями, создание условий для взаимообогащающего общения, развития и укрепления лучших черт характера, чувства коллективизма. Деятельность школьников должна развертываться в такой воспитательной среде, психологический климат которой отражает нравственные нормы нашего общества. Именно такой средой должен стать коллектив. Без создания и воспитания коллектива педагог бессилен, т.к. он один не в состоянии организовать постоянное влияние на личность каждого учащегося.

Данная программа воспитательной работы была составлена на основе теоретических разработок В.Сухомлинского, А.Макаренко, Амонашвили, Ильиной, С.Шацкого и других известных педагогов.

Направления и формы работы:

1. Изучение личности школьников

А) анкетирование учащихся:

  1. Опросник Айзенка.
  2. Оценка психологического состояния по Айзенку.
  3. Анализ воспитанности детей в семье.
  4. Адаптационные возможности учащихся.
  5. Ваша воля.
  6. Диагностика уровня развития теоретического мышления.
  7. Диагностика Кэттела.
  8. Экспресс-методика характеристических особенностей личности.

Б) исследование:

  1. Диагностическая программа изучения уровня воспитанности школьников.
  2. День ДРК “Дозировка домашнего задания”

2. Изучение классного коллектива:

А) Анкетирование

  1. Социометрия.
  2. Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе.

Б) Исследование:

  1. Программа изучения развития классного коллектива.
  2. День ДРК “Мотивация учебной деятельности”.

Результативность.

Результативность воспитательной работы заключается в том, что мне бы хотелось быть уверенной в том, что мои воспитанники будут:

  • иметь устойчивые положительные результаты обучения;
  • качественный “прорыв” в достижениях результативности отдельных учащихся;
  • проявление самостоятельной творческой активности детей;
  • призовые места в школьных и других мероприятиях.

Программа классных часов:

1. Классные часы:

  • Школа самовоспитания.
  • Любопытство или любознательность.
  • Секреты формирования интересов.
  • Разгаданные и неразгаданные тайны.
  • Самопрезентация “Мои увлечения”

2. Беседы для развития позитивного отношения ученика к собственному интеллекту:

Чем себя заинтересовать? – советы психолога.

  • “Я” в моих мечтах.
  • Диалог с самим собой.
  • Эстафета “Мир наших увлечений”
  • “Час вопросов и ответов”

3. Ролевые игры, конкурсы, праздники;

  • Аукцион знаний.
  • “Что? Где? Когда?
  • Праздник эрудитов
  • Турнир знатоков.
  • Практикум-игра “Формула интересов”.
  • Конкурсы-смекалки
  • Карнавал профессий.
  • Решение интеллектуальных задач.

4. Конкурс исследовательских проектов.

Родительские собрания:

  1. “Им уже 13. Поможем им “ найти” себя”.
  2. “Сотрудничество школы и семьи в развитии интеллектуальных возможностей учащихся”.
  3. “Развитие познавательного интереса у школьников в семье”.
  4. “Единая тактика семьи в развитии учебных и познавательных способностей ребенка”.