Цель программы
- Создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников.
- Повышение интеллектуальной комфортности.
- Усиление мотивации учебных целей.
- Развитие стремления к постоянному самообразованию и саморазвитию.
Задачи программы
- Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития.
- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
- Формировать культуру интеллектуального развития и самосовершенствования.
Пояснительная записка
Важнейший период становления личности будущего гражданина приходится на его школьные годы. Поэтому исключительную роль в формировании подрастающего человека играет школьный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности. В школьном коллективе с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности его членов, обеспечивается всесторонне развитие личности, надлежащая подготовка учащихся к труду, к активному участию в общественной жизни, к защите Родины. Для того, чтобы понять классный коллектив, достаточно посмотреть на “Периоды актуального и неактуального развития потребностей от 0 до 16” и “Карту воспитанности” и определить программу развития классного коллектива.
Многогранны виды деятельности, в которые вовлекает школьников классный руководитель. Это и общественно полезные дела, и трудовые десанты, и обсуждение книг, спортивные соревнования. Но для того, чтобы они стали не просто мероприятиями, а ступеньками в духовном, познавательном развитии и возвышении ребят, важно верное педагогическое руководство их отношениями, создание условий для взаимообогащающего общения, развития и укрепления лучших черт характера, чувства коллективизма. Деятельность школьников должна развертываться в такой воспитательной среде, психологический климат которой отражает нравственные нормы нашего общества. Именно такой средой должен стать коллектив. Без создания и воспитания коллектива педагог бессилен, т.к. он один не в состоянии организовать постоянное влияние на личность каждого учащегося.
Данная программа воспитательной работы была составлена на основе теоретических разработок В.Сухомлинского, А.Макаренко, Амонашвили, Ильиной, С.Шацкого и других известных педагогов.
Направления и формы работы:
1. Изучение личности школьников
А) анкетирование учащихся:
- Опросник Айзенка.
- Оценка психологического состояния по Айзенку.
- Анализ воспитанности детей в семье.
- Адаптационные возможности учащихся.
- Ваша воля.
- Диагностика уровня развития теоретического мышления.
- Диагностика Кэттела.
- Экспресс-методика характеристических особенностей личности.
Б) исследование:
- Диагностическая программа изучения уровня воспитанности школьников.
- День ДРК “Дозировка домашнего задания”
2. Изучение классного коллектива:
А) Анкетирование
- Социометрия.
- Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе.
Б) Исследование:
- Программа изучения развития классного коллектива.
- День ДРК “Мотивация учебной деятельности”.
Результативность.
Результативность воспитательной работы заключается в том, что мне бы хотелось быть уверенной в том, что мои воспитанники будут:
- иметь устойчивые положительные результаты обучения;
- качественный “прорыв” в достижениях результативности отдельных учащихся;
- проявление самостоятельной творческой активности детей;
- призовые места в школьных и других мероприятиях.
Программа классных часов:
1. Классные часы:
- Школа самовоспитания.
- Любопытство или любознательность.
- Секреты формирования интересов.
- Разгаданные и неразгаданные тайны.
- Самопрезентация “Мои увлечения”
2. Беседы для развития позитивного отношения ученика к собственному интеллекту:
Чем себя заинтересовать? – советы психолога.
- “Я” в моих мечтах.
- Диалог с самим собой.
- Эстафета “Мир наших увлечений”
- “Час вопросов и ответов”
3. Ролевые игры, конкурсы, праздники;
- Аукцион знаний.
- “Что? Где? Когда?
- Праздник эрудитов
- Турнир знатоков.
- Практикум-игра “Формула интересов”.
- Конкурсы-смекалки
- Карнавал профессий.
- Решение интеллектуальных задач.
4. Конкурс исследовательских проектов.
Родительские собрания:
- “Им уже 13. Поможем им “ найти” себя”.
- “Сотрудничество школы и семьи в развитии интеллектуальных возможностей учащихся”.
- “Развитие познавательного интереса у школьников в семье”.
- “Единая тактика семьи в развитии учебных и познавательных способностей ребенка”.