Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей школьников, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков. Систематическое применение таких заданий позволит ученикам впоследствии самостоятельно решать, какие умения им необходимы в типовых учебных ситуациях, как осуществлять перенос знаний в новые условия. При этом развитие навыков самостоятельной работы осуществляется на уровне, характерном для каждого ученика. Роль учителя в этом процессе – оказание индивидуальной помощи учащимся.
Цель данной статьи – предложить структуру разноуровневых учебных заданий для организации самостоятельной работы учащихся.
Для изучения индивидуальных возможностей учащихся исследователи предлагают применение учебных заданий различных уровней (С.В. Алексеев, Р.Грот, Н.П. Гузик, О.Б. Лошнова, Г.К. Селевко, Унт Инге и др.) Одни из них имеют цель проверить, как учащиеся усвоили систему знаний и навыков и применяют их к решению учебных задач. Вторые – определяют творческие умения ученика: видеть новую функцию объекта, обнаруживать проблему в знакомой ситуации, находить несколько вариантов решения проблемы. Применение учебных заданий двух типов – проверочных и творческих – позволяет формировать и развивать возможности учащихся в двух направлениях. В первом случае фиксируется динамика усвоения программного материала, а во втором – развитие ученика под влиянием обучения.
Можно предложить следующую систему заданий, включающую два блока:
- первый блок: здесь формулируется цель работы по изучаемому вопросу и конечный вывод, к которому должны прийти учащиеся. Для достижения цели предлагается подробный план, отражающий последовательность действий ученика. Данный способ действий является указанием на общеучебные умения и навыки (ОУУН), которые необходимо применить, чтобы достичь поставленной цели. Работа с первым блоком предусматривает ответы на вопросы в ходе изучения текста учебника, предложенных схем, рисунков и т.д. Первый блок отражает базовую информацию по изучаемому вопросу, поэтому последовательность действий имеет подробное описание.
- второй блок: здесь можно выделить микроблоки, условно обозначенные звездочками (*, **, ***).
Чтобы выполнить задание под одной звездочкой, необходимо обратиться к уже усвоенной информации первого блока. Учащимся в этом случае предложено краткое описание способа действий. Как и в первом блоке, работа учащихся предусматривает применение ОУУН.
Задание, обозначенное двумя звездочками, направлено на актуализацию знаний и умений школьников по предыдущим темам курса, возможно установление межпредметных связей по смежным дисциплинам. Здесь также указан краткий способ действий.
Задание с тремя звездочками творческого характера и, соответственно, способа действий не содержит. В данном случае предлагаются задания, требующие от ученика оригинальности и гибкости мышления, видения необычной функции объекта, переноса ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, самостоятельного усмотрения проблемы в привычной ситуации, комбинирования ранее известных способов деятельности в новый способ и т.д.
Структура разработанных заданий определяется установлением связи между их составляющими блоками.
Первый блок соответствует базовому уровню согласно требованиям учебной программы. Следовательно, это обязательная для выполнения часть задания. В виду того, что данный блок необходим для усвоения всеми учащимися, его содержательная часть наиболее подробна.
Второй блок соответствует повышенному уровню и выполняется только после успешного усвоения предыдущего блока. Данная часть задания не является обязательной для всех и выполняется избирательно учащимися. При этом в соответствии с учебными возможностями ученики могут выполнить весь учебный блок, либо его часть.
Таким образом, связь между блоками в рамках одного учебного задания обеспечивается их уровнем сложности. Школьники переходят последовательно от одной части задания к другой при условии правильного выполнения каждой предыдущей части. В рамках второго блока продолжается формирование общеучебных умений и навыков учащихся.
Фрагмент системы разноуровневых заданий, разработанной к урокам общей биологии в 10 классе
Тема: “Химическая организация клетки”.
Цель: изучить строение, классификацию, свойства и функции белков.
Задания базового уровня
Способ действия:
- В состав белков входят аминокислоты. Изучите их общую формулу. Какие свойства белков определяются функциональными группами аминокислот?
- Изучите механизм образования белков. Как называется пептид, образующийся в результате соединения двух аминокислот?
- Какой принцип лежит в основе классификации белков на ди -, олиго -, полипептиды?
- Изучите уровни организации белковой молекулы. Сравните их характерное положение в пространстве.
- Укажите, какие химические связи поддерживают структуры белков?
- Объясните процесс денатурации белковой молекулы. Приведите примеры, подтверждающие этот процесс.
- Изучите химический состав белков. По какому принципу белки делят на простые и сложные?
- Изучите функции белков. Некоторые белки, встроенные в клеточную мембрану, способны изменять свою структуру на действие внешней среды. Какая функция белков обеспечивает это явление?
- Почему белки называют биологическими катализаторами? Объясните эту функцию.
- В состав мышечных волокн входят нити белков актина и миозина. Какую функцию выполняют белки в их составе?
- Приведите примеры, подтверждающие другие функции белков.
Вывод: объясните классификацию, свойства и функции белков, обусловленные их строением.
Задания повышенного уровня
* Чем объясняется разнообразие видов белков?
Способ действия:
- Сколько аминокислот могут участвовать в образовании белковой молекулы?
- Вспомните механизм образования белков. Как скажется на структуре белка замена, выпадение, перемещение какой-либо аминокислоты?
** Почему каталитическая функция белков зависит от температуры и реакции среды?
Способ действия:
- Вспомните, как температура и реакция среды влияют на ферменты?
- Соотнесите это влияние с природой ферментов. Как свойства белков могут измениться под влиянием этих факторов?
*** Почему процесс ренатурации характерен не для всех белков. Ответ аргументируйте.
В 2004-2005 учебном году в МОУ “Лицей №166” была проведена экспериментальная работа по применению разноуровневых учебных заданий на уроках биологии. По результатам первого и второго этапов исследования осуществлялась промежуточная диагностика для определения уровня сформированности навыков самостоятельной работы. Результаты диагностики отображены в таблицах:
Таблица 1
Учет заданий базового и творческого уровней, выполненных учениками в системе разноуровневых заданий (102 класс, экспериментальный), 2004 – 2005 учебный год
Выполняют задание самостоятельно (процент учащихся) | Необходима периодическая помощь учителя (процент учащихся) | Необходима постоянная помощь учителя (процент учащихся) | |
Базовый уровень Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 |
55% 61% 64% 72% |
28% 28% 33% 28% |
17% 11% 3% - |
Повышенный уровень | |||
задание* Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 |
44% 39% 44% 48% |
39% 50% 50% 52% |
17% 11% 6% - |
задание** Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 |
6% 11% 20% 20% |
45% 56% 56% 64% |
49% 33% 24% 16% |
задание*** Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 |
- 11% 11% 11% |
56% 56% 64% 67% |
44% 33% 25% 22% |
Таблица 2
Учет заданий базового и творческого уровней, выполненных учениками в системе разноуровневых заданий (104 класс, экспериментальный), 2004 – 2005 учебный год
Выполняют задание самостоятельно (процент учащихся) | Необходима периодическая помощь учителя (процент учащихся) |
Необходима постоянная помощь учителя (процент учащихся) | |
Базовый уровень Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 |
33% 44% 44% 48% |
39% 39% 48% 48% |
28% 17% 8% 4% |
Повышенный уровень | |||
задание* Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 |
11% 39% 39% 44% |
56% 50% 50% 52% |
33% 11% 11% 4% |
задание** Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 |
- 28% 28% 33% |
67% 44% 50% 52% |
33% 28% 22% 15% |
задание*** Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 |
- 11% 11% 11% |
33% 28% 33% 33% |
67% 61% 56% 56% |
Переход с одного уровня сложности задания на другой, повышенный, обеспечивает развитие познавательного интереса учащихся к предмету. В свою очередь, развитие ОУУН и познавательного интереса учащихся являются составляющими для развития навыков самостоятельной работы учащихся.
Эффективность самостоятельной работы определяется уровнем ее организации для различных учащихся. Поэтому в процессе обучения учителю необходимо определять меру дозированной помощи для каждого ученика. В связи с этим, для учителя важно учитывать индивидуальные показатели сформированности общеучебных умений и навыков на основе анализа результатов предварительной психолого-педагогической диагностики.
Можно рекомендовать следующий алгоритм действий в ходе формирования навыков самостоятельной работы учащихся:
1. Проведение первичной психолого-педагогической диагностики, позволяющей определить уровень сформированности общеучебных умений и навыков (ОУУН), а, следовательно, предусмотреть роль учителя в оказании индивидуальной помощи учащимся.
2. Применение разноуровневых учебных заданий для индивидуального формирования и развития ОУУН учащихся с учетом результатов диагностики.
3. Систематическая работа с разноуровневыми учебными заданиями всех учащихся с последовательным переходом от простого к сложному.
4. Индивидуальная коррекция и контроль знаний и умений учащихся, проведение промежуточных психолого педагогических диагностик.
5. Планируемый результат: развитие навыков самостоятельной работы на базовом, а для некоторых учеников – на повышенном уровне.