Данная тема рассчитана на 2 урока. Уроки даны в середине апреля. Перед первым уроком проведены экскурсии в парк, где учащиеся наблюдали поэтапное наступление весны. После каждой экскурсии выполнялись мини-зарисовки о весенних изменениях в природе. Эти рисунки прикалываются к листу, на котором пишется сочинение. На 1 уроке учитель использует словарь “Времена года”, который ведётся со второго класса для записи метафор. На этапе подготовки к написанию сочинения используется динамическая картина. Также идёт отбор языкового материала, составление плана сочинения. На втором уроке проводится работа над грамматическим строем предложений, ученики записывают сочинение.
Предлагается конспект 1-го урока.
Цели урока:
1. Учить детей отбирать материал в соответствии с будущей темой сочинения;
- учить планировать собственные высказывания;
- учить воспринимать мир живым и одушевленным;
2. Формировать представления о языковых средствах, при помощи которых можно выразить настроение.
3. Развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь.
4. Воспитывать любовь к родной природе, потребность в общении с подлинным искусством слова, самостоятельность суждений.
Оборудование:
- выставка иллюстраций “Весна идет”;
- рисунки для динамической картины;
- словарь “Времена года”;
- лист с рисунками по материалам экскурсий;
- отрывки из произведений русских писателей о весне.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс!
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем,
Удивительный урок начнем.
II. Вступительная беседа
- Накануне мы побывали на прогулке, наблюдали за природой. Ваши наблюдения помогут в работе. На что вы обратили внимание?
Поделитесь своими впечатлениями.
- Посмотрите на слова, которые записаны на доске. Давайте их прочитаем.
“Блестели черные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег, и важно и весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям как молодая хозяйка. Стоило ей посмотреть на овраг, как в нём тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла, и звон ручьёв с каждым её шагом становился громче и громче”
Константин Паустовский.
- О чём говорит писатель?
- Не правда ли, удивительные строки, хочется ещё и ещё раз их перечитать. И удивительное время года – весна, она не оставляет никого равнодушным. Весна воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, весенние пейзажи.
Приходу весны посвятили свои рассказы и стихотворения многие русские писатели и поэты. Эти произведения мы читаем на уроках литературного и внеклассного чтения. К отрывкам из них мы обратимся сегодня на уроке.
Цель нашей работы: подготовиться к сочинению по нашим наблюдениям.
Тема сочинения: Как солнечный Лучик Весну разбудил.
(Учитель открывает на доске)
- Обратите внимание, как написаны слова Лучик, Весна?
- Почему?
(Это герои нашего сочинения)
- Как называется такой прием в литературе?
- Ещё раз прочитайте тему сочинения про себя. Что вы представили?
Поделитесь своими первыми мыслями.
- Мы не просто опишем солнечный Лучик, а главное - мы должны показать, как лучик прогнал Зиму, и наступила Весна.
III. Отбор языкового материала.
- В этом году мы очень долго с нетерпением ждали первого весеннего Лучика. И вот, наконец, он появился среди облачного неба. Улыбнулся нам своей солнечной улыбкой. Даже заглянул к нам в окно, пробежал по партам, по доске, посидел на цветочке.
Какие эпитеты вы бы подобрали для описания весеннего Лучика? Если затрудняетесь, можно воспользоваться словарем “Времена года”.
Дети называют слова.
На доске открывается запись: прочитайте
весёлый
задорный
радостный
тёплый
весенний
игривый
шаловливый
яркий
ослепительный
- Допишите новые слова в словарик. Обратите внимание на орфограммы. Эти эпитеты вы будете использовать в своём сочинении.
Солнечный Лучик должен разбудить Весну. Давайте назовём слова, которые передадут действия Лучика. Какая это будет часть речи?
осветил
согрел
заиграл
пробежал
растопил
разбудил
образовался
выглянул
улыбнулся
- Прочитайте, запишите в словари, обратите внимание на орфограммы.
IV. Подготовка к предстоящему сочинению
- С чего начинается весна? (Становится теплее, ярче светит солнце)
- Первая победа солнечного Луча - наступает Весна света (открывается на доске плакат “Весна света”). Мы увидели в начале весну белого безмолвия, которая была полна ожидания. Давайте обратимся к отрывкам из произведений русских писателей. Как они представили начало весны, прочитайте по себя, какие слова вам хочется зачитать вслух (У каждого ученика 4 карточки с текстами отрывков из произведений русских писателей о весне).
Чтение 2-х отрывков.
“На солнце было нельзя взглянуть, - лохматым ослепительным потоком оно лилось с вышины. По синему- синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой… ”
А.Н. Толстой
“Лазурное пятно… разорвало, разогнало все тучи, синевато- прохладный свет полился с неба, стали голубыми, без дна лужи, обозначились ручьи сверкающими зайчиками, и огромное озеро на полях и текущие овраги снопами света отразили солнце...”
А.Н. Толстой “Весенние ручьи”
- Найдите слова в этих строчках, которые описывают необычность весеннего света.
- Ещё не кончилась Весна света, а наш Лучик ведёт новое наступление на Зиму. Вспомните, какие изменения в природе происходили далее?
(Под действием солнечных лучей снег потемнел, стал рыхлым, осел, пропитался водой. И побежали звонкие ручьи. Появились первые проталины)
Составление динамической картины:
Первоначально на доске составлена картина на тему “Зима” из отдельных фрагментов (рисунков: зимнее дерево, сугробы).
В ходе обсуждения с учащимися изменений в природе с наступлением весны, учитель меняет элементы картины (убираются рисунки белых сугробов, снежных сапок с дерева; появляются рисунки солнца, ручейка, потемневшего снега).
- Мы увидели вторую победу солнечного Луча - наступила Весна воды (появляется на доске плакат “Весна воды”). Вспомните отрывки из стихотворений русских поэтов о шуме весенней воды.
- Мы увидели вторую победу солнечного Луча - наступила Весна воды. Вот и паводок- весенний разлив. Напоит вода землю. Вспомните отрывки из стихотворений русских поэтов о шуме весенней воды (примерные варианты).
1. А.С. Пушкин
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями…
2. И. Бунин
Бушует талая вода,
Шумит и глухо и протяжно.
Грачей пролётные стада
Кричат и весело, и важно.
3. Е. Баратынский
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый её лёд!
4. А. Фет
Ручьи журчат и извиваясь
И меж собой перекликаясь,
В долину гулкую спешат,
И разыгравшиеся воды
Под беломраморные своды
С веселым грохотом летят.
5. Ф. И. Тютчев (отрывок)
Весенние воды.
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
“Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!”
- Молодцы!
Весенние воды не привлекают нас своей красотой. Зато они великие труженики и вестники лучших дней. Их неустанная работа рождает великолепные весны.
А знаете ли вы, какой голос у Весны? Что вы услышали во время чтения стихотворений? (Шум и журчание воды)
- Может быть, ещё что-то мы услышим? (Пение птиц. На динамической картине появляются рисунки ручья, проталины, птиц)
- Любое явление природы имеет свою музыку. Надо только прислушаться. В тёплые весенние дни мы можем услышать и треск льда на реке, и звон капели, и журчание ручейков, можем услышать, как шелестит ветер в мокрых ветках, как поскрипывают кривые стволы.
Найдите те отрывки произведений, в которых слышится голос Весны, прочитайте про себя, приготовьтесь читать вслух.
Дети находят и читают следующие 2 отрывка.
“…Прилетела красавица весна на лебединых крыльях, - и вот стало шумно в лесу! Снег рушится, бегут- журчат ручьи, льдинки в них позванивают, в ветвях ветер насвистывает. И птицы, птицы щебечут, поют- заливаются, ни днём, ни ночью покоя не знают!…”
Виталий Бианки
“…И вот наконец пришла весна. Дни были теплые и влажные. Земля отходила, и далеко по лугам весь день стояли туманы. А петухи распевали во все горло, оглашая село своими криками, воробьи, как сумасшедшие, трещали по голым кустам калины и смородины…”
Иван Бунин, “Песня жаворонка”
- Как писатели описывают весенние звуки, найдите эти слова.
- Какая следующая победа солнечного Лучика?
(Появляется на доске плакат “Весна звуков”).
- Как вы думаете, наш Луч окончательно разбудит весну? (Нет)
- А когда мы можем сказать, что Весна насупила окончательно?
- Последняя победа солнца - наступление Весны зелени (появляется на доске плакат “Весна зелени”). Зимой деревья казались мёртвыми, и вдруг они проснулись, ожили, стали покрываться пухом молодой листвы, скоро зацветут. Появились первые цветы. Зазеленела трава (на динамической картине убираются рисунки проталины, ручья, появляются рисунки травы, первых весенних цветов).
Физкультурная минута
Спал цветок
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся
Бабочка кружит и вьётся.
На доске появились плакаты:
- Весна света
- Весна воды
- Весна звуков
- Весна зелени
- Выглянуло весеннее ослепительное солнышко. Его лучи согрели землю.
V. Обсуждение и запись плана
- Мы проследили последовательность изменения природы Весной, как солнечный Лучик шаг за шагом пробудил Весну.
Как много слов мы отобрали, сколько составили предложений. И чтобы написать сочинение, надо расположить весь отобранный материал в определенном порядке, и следующий этап нашей работы - составление плана сочинения.
Сколько частей должно быть в сочинении? Перечислите.
- Давайте подумаем, о чём будем писать в каждой части, как озаглавим каждый пункт плана.
Что напишем во вступлении?
(Природа ждёт прихода весны)
- Как можно озаглавить?
(Учитель записывает на доске предлагаемые варианты.)
1. Ждём Весну. Скоро Весна. Зима отступает
- Какие словосочетание помогут раскрыть тему сочинения в основной части? (Обращение учителя к плакатам на доске)
- Озаглавьте её (обсуждаются варианты, выбирается наиболее удачный).
2. Солнечный Лучик будит Весну:
а) Весна света;
б) Весна воды;
в) весна звуков;
г) Весна зелени.
- Какой вывод сделаем в заключении?
- Как вы думаете, что ещё мы должны передать в сочинении? (Наши чувства, наше отношение к весне)
Предложите свои варианты заключения.
3. Весна пришла.
Весна проснулась.
VI. Запись плана
Перед вами лежат красиво оформленные листы с вашими рисунками. Запишите тему и план.
VII. Домашнее задание
- Составить устные сочинения.
- На следующем уроке мы поработаем над орфограммами и грамматическим построением предложений.