Урок музыки в 5-м классе по теме: "Музыка и кино"

Разделы: Музыка


Урок разработан в рамках программы по музыке для общеобразовательных учебных заведений: Кабалевский Д.Б. Программа по музыке для 5 – 8 классов общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение, 1994. – 223 с.

Место данного урока в системе указанной выше программы: 5 класс, II четверть “Что стало бы с литературой, если бы не было музыки”.

Тема урока: МУЗЫКА И КИНО.

Цели урока:

  • Образовательная: Формирование у учащихся теоретического знания о необходимой связи музыкального и кинематографического искусств; учить учащихся применять имеющиеся и полученные знания, умения и навыки о музыке и кино на практике;
  • Развивающие: Развивать у учащихся учебно-познавательный интерес к поиску новых знаний, проявляя творчество; содействовать развитию навыка индивидуальной и коллективной работы;
  • Воспитательные: Воспитание музыкальной “слушательской” культуры через просмотр к/ф.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи данного урока: музыка, история, литература.

Методы:

  • Общенаучные: методы системного анализа и синтеза, обобщения, сравнительный.
  • Специально-педагогические методы: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, частично-поисковый метод, метод ситуации успеха, эмоционального воздействия, перспективный, т.к. данная тема в 5 классе является первоосновой для соответственных тем в 6, 7, 8 классах.

Музыкальный материал:

  • Е.Крылатов “До чего дошел прогресс” из к/ф “Приключение Электроника”;
  • А. Рыбников “Буратино” из к/ф “Приключения Буратино”;
  • “Порадуемся” из к/ф “Три мушкетера”;
  • “Генералы песчаных карьер” из одноименного к/ф;
  • “Не вешать нос” из к/ф “Вперед, Гардемарины”;
  • “Юность в сапогах” из к/ф “Солдаты”;
  • М.Минков “Сюрприз” из к/ф “Незнайка с нашего двора”.

Наглядный материал:

  • Вырезанные из цветной бумаги ноты и скрипичный ключ;
  • “Хлопушка”, используемая для съёмок к/ф;
  • Фотографии с российскими актерами-певцами;
  • Фрагменты фраз из песен, звучащих в российских к/ф;
  • Информация об истории кинематографа, музыкальных к/ф;
  • Задания для учащихся.
  • Информационный материал:
  • История российского кинематографа, музыкальных к/ф.

Хронометраж времени данного урока:

I.этап - 4 минуты;

II. этап – 6 минут;

III. этап – 6 минут;

IV. этап - 20 минут;

V. этап - 4 минут.

Итого: 40 минут.

Ход урока:

I.

Учащиеся входят в кабинет под музыку: “До чего дошел прогресс” из к/ф “Приключения Электроника”.

- Кому из Вас знакома прозвучавшая песня?

- Где вы её слышали?

- Какие песни из к/ф “Приключения Электроника” Вам известны ещё?

- А часто ли в к/ф звучит музыка и для чего режиссеры кино используют музыкальное оформление? (Вопрос записан на учебной доске; Учитель предлагает на этот вопрос не торопиться отвечать прямо сейчас.)

Давайте попытаемся найти верный ответ в ходе сегодняшнего урока, тему которого я предлагаю Вам расшифровать. Обратите внимание на доску, вместо символов (имеется в виду ноты, скрипичный ключ, “хлопушка”) вставьте верные слова и Вы получите название нашего сегодняшнего урока. (Расшифровать, записать в рабочих тетрадях число и тему урока.)

II.

- Как Вы думаете, когда появился первый к/ф?

(Учитель обращает внимание ребят на учебную доску, где в виде конспекта приводится следующая информация, которую учитель расшифровывает)

Начало ХХ в. – это время появления нового вида искусства – кинематографа. В 1908г. была снята первая русская игровая картина “Стенька Разин и княжна”. В 30-40гг. появились к/ф, в которых актеры стали петь песни, танцевать. По стране стали открывать первые иллюзионы.

- Что означает термин “иллюзион” на Ваш взгляд ?

Кинематография очень быстро развивалась и становилась популярным видом искусства в ХХв. В ХХI в. кино также остается востребованным искусством.

- А чем отличаются современные к/ф от самых первых к/ф?

- Как Вы уже отметили самые первые к/ф были без всякого звука, а кинопроектор работал очень шумно. Догадайтесь, что делал киномеханик, чтобы заглушить шум проектора и шум, который не специально, но все же создавали сами зрители?

- Только ли шум устраняла музыка или она выполняла ещё какие-то функции?

- Следовательно, обязательным ли элементом кино была музыка?

- В наши дни используется ли музыка в к/ф?

III.

Давайте вспомним российские к/ф, песни, актеров-певцов, которые запомнились Вам благодаря музыке, звучащей в к/ф ?

Задание учащимся в классе (работа по рядам и по группам внутри ряда).

1 ряд – Вспомнить и записать русские к/ф, в которых присутствует больше 1 песни.

2 ряд – Вспомнить и записать название песен из русских к/ф.

3 ряд – Вспомнить и записать русских актеров – певцов.

Время на выполнения задания – 3 минуты, в момент работы звучит песня “Буратино” из к/ф “Приключения Буратино”, учащиеся самостоятельно обращают внимание на наглядности на учебной доске, которые служат своего рода подсказками в выполнение данного задания.

Вместе учитель и учащиеся проверяют правильно ли выполнено задание, следует заметить, что ребята с другими вариантами задания также участвуют в этой проверке, т.е. идет взаимопроверка.

IV.

- Всегда ли музыка, звучащая в к/ф, соответствует сюжету самого фильма?

- А по каким признакам это можно определить?

Учитель предлагает провести эксперимент: На одной половинке доски даны фразы песен, которые звучат в к/ф, на другой части доски – название к/ф. Задание: правильно соотнести песню и к/ф (каждый ученик работает в своей тетради самостоятельно + два ученика работают у доски). Проверяем, слушаем и исполняем. (после каждого соотношения нужно получить ответ на вопрос: о чем песня? соответствует содержание песни сюжету к/ф?):

  1. “Здесь не то, что на гражданке, на какой-нибудь гражданке жизнь снаружи и с изнанки, сам попробуй изучи” (слушаем фрагмент песни “Юность в сапогах” из к/ф “Солдаты” и подпеваем хорошо известные слова, т.к. специально данная песня не была нами разучена).
  2. “Пока, пока, покачивая перьями на шляпах,судьбе не раз шепнем: “Мерси боку”” (слушаем фрагмент песни “Порадуемся” из к/ф “Три мушкетера” и подпеваем хорошо известные слова).
  3. “Откройте двери, люди, я Ваш брат, ведь я ни в чем, ни в чем не виноват (Исполняем песню “Генералы песчаных карьер” из одноименного к/ф, т.к. была разучена на предыдущих уроках музыки).
  4. “Но на судьбу не стоит дуться, там у других вдали, бог весть, а здесь у нас враги найдутся… (Исполнить выученный на предыдущих уроках 1 куплет и припев данной песни, а также продолжить вокально-хоровую работу над ней, разучив на этом уроке 2 куплет).

- Итак, соответствует ли музыка, звучащая в к/ф, сюжету к/ф?

V.

Обобщение темы урока:

- Когда появились первые к/ф?

- Часто ли звучит в к/ф музыка?

- Можно ли по песни или мелодии вспомнить сюжет к/ф?

- Что же дает музыка к/ф?

- Ответили ли мы на поставленный в начале урока вопрос?

Учитель отмечает работу класса, отдельных учеников, высказывает свои пожелания: Просматривая к/ф обращайте внимания на музыку, которая в них звучит, это всегда поможет Вам проникнуть в суть данного к/ф и выучить новую песню.

После звонка с урока ребята выходят из кабинета под музыку М.Минкова “Сюрприз” из к/ф “Незнайка с нашего двора”.