Урок разработан в рамках программы по музыке для общеобразовательных учебных заведений: Кабалевский Д.Б. Программа по музыке для 5 – 8 классов общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение, 1994. – 223 с.
Место данного урока в системе указанной выше программы: 5 класс, II четверть “Что стало бы с литературой, если бы не было музыки”.
Тема урока: МУЗЫКА И КИНО.
Цели урока:
- Образовательная: Формирование у учащихся теоретического знания о необходимой связи музыкального и кинематографического искусств; учить учащихся применять имеющиеся и полученные знания, умения и навыки о музыке и кино на практике;
- Развивающие: Развивать у учащихся учебно-познавательный интерес к поиску новых знаний, проявляя творчество; содействовать развитию навыка индивидуальной и коллективной работы;
- Воспитательные: Воспитание музыкальной “слушательской” культуры через просмотр к/ф.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи данного урока: музыка, история, литература.
Методы:
- Общенаучные: методы системного анализа и синтеза, обобщения, сравнительный.
- Специально-педагогические методы: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, частично-поисковый метод, метод ситуации успеха, эмоционального воздействия, перспективный, т.к. данная тема в 5 классе является первоосновой для соответственных тем в 6, 7, 8 классах.
Музыкальный материал:
- Е.Крылатов “До чего дошел прогресс” из к/ф “Приключение Электроника”;
- А. Рыбников “Буратино” из к/ф “Приключения Буратино”;
- “Порадуемся” из к/ф “Три мушкетера”;
- “Генералы песчаных карьер” из одноименного к/ф;
- “Не вешать нос” из к/ф “Вперед, Гардемарины”;
- “Юность в сапогах” из к/ф “Солдаты”;
- М.Минков “Сюрприз” из к/ф “Незнайка с нашего двора”.
Наглядный материал:
- Вырезанные из цветной бумаги ноты и скрипичный ключ;
- “Хлопушка”, используемая для съёмок к/ф;
- Фотографии с российскими актерами-певцами;
- Фрагменты фраз из песен, звучащих в российских к/ф;
- Информация об истории кинематографа, музыкальных к/ф;
- Задания для учащихся.
- Информационный материал:
- История российского кинематографа, музыкальных к/ф.
Хронометраж времени данного урока:
I.этап - 4 минуты;
II. этап – 6 минут;
III. этап – 6 минут;
IV. этап - 20 минут;
V. этап - 4 минут.
Итого: 40 минут.
Ход урока:
I.
Учащиеся входят в кабинет под музыку: “До чего дошел прогресс” из к/ф “Приключения Электроника”.
- Кому из Вас знакома прозвучавшая песня?
- Где вы её слышали?
- Какие песни из к/ф “Приключения Электроника” Вам известны ещё?
- А часто ли в к/ф звучит музыка и для чего режиссеры кино используют музыкальное оформление? (Вопрос записан на учебной доске; Учитель предлагает на этот вопрос не торопиться отвечать прямо сейчас.)
Давайте попытаемся найти верный ответ в ходе сегодняшнего урока, тему которого я предлагаю Вам расшифровать. Обратите внимание на доску, вместо символов (имеется в виду ноты, скрипичный ключ, “хлопушка”) вставьте верные слова и Вы получите название нашего сегодняшнего урока. (Расшифровать, записать в рабочих тетрадях число и тему урока.)
II.
- Как Вы думаете, когда появился первый к/ф?
(Учитель обращает внимание ребят на учебную доску, где в виде конспекта приводится следующая информация, которую учитель расшифровывает)
Начало ХХ в. – это время появления нового вида искусства – кинематографа. В 1908г. была снята первая русская игровая картина “Стенька Разин и княжна”. В 30-40гг. появились к/ф, в которых актеры стали петь песни, танцевать. По стране стали открывать первые иллюзионы.
- Что означает термин “иллюзион” на Ваш взгляд ?
Кинематография очень быстро развивалась и становилась популярным видом искусства в ХХв. В ХХI в. кино также остается востребованным искусством.
- А чем отличаются современные к/ф от самых первых к/ф?
- Как Вы уже отметили самые первые к/ф были без всякого звука, а кинопроектор работал очень шумно. Догадайтесь, что делал киномеханик, чтобы заглушить шум проектора и шум, который не специально, но все же создавали сами зрители?
- Только ли шум устраняла музыка или она выполняла ещё какие-то функции?
- Следовательно, обязательным ли элементом кино была музыка?
- В наши дни используется ли музыка в к/ф?
III.
Давайте вспомним российские к/ф, песни, актеров-певцов, которые запомнились Вам благодаря музыке, звучащей в к/ф ?
Задание учащимся в классе (работа по рядам и по группам внутри ряда).
1 ряд – Вспомнить и записать русские к/ф, в которых присутствует больше 1 песни.
2 ряд – Вспомнить и записать название песен из русских к/ф.
3 ряд – Вспомнить и записать русских актеров – певцов.
Время на выполнения задания – 3 минуты, в момент работы звучит песня “Буратино” из к/ф “Приключения Буратино”, учащиеся самостоятельно обращают внимание на наглядности на учебной доске, которые служат своего рода подсказками в выполнение данного задания.
Вместе учитель и учащиеся проверяют правильно ли выполнено задание, следует заметить, что ребята с другими вариантами задания также участвуют в этой проверке, т.е. идет взаимопроверка.
IV.
- Всегда ли музыка, звучащая в к/ф, соответствует сюжету самого фильма?
- А по каким признакам это можно определить?
Учитель предлагает провести эксперимент: На одной половинке доски даны фразы песен, которые звучат в к/ф, на другой части доски – название к/ф. Задание: правильно соотнести песню и к/ф (каждый ученик работает в своей тетради самостоятельно + два ученика работают у доски). Проверяем, слушаем и исполняем. (после каждого соотношения нужно получить ответ на вопрос: о чем песня? соответствует содержание песни сюжету к/ф?):
- “Здесь не то, что на гражданке, на какой-нибудь гражданке жизнь снаружи и с изнанки, сам попробуй изучи” (слушаем фрагмент песни “Юность в сапогах” из к/ф “Солдаты” и подпеваем хорошо известные слова, т.к. специально данная песня не была нами разучена).
- “Пока, пока, покачивая перьями на шляпах,судьбе не раз шепнем: “Мерси боку”” (слушаем фрагмент песни “Порадуемся” из к/ф “Три мушкетера” и подпеваем хорошо известные слова).
- “Откройте двери, люди, я Ваш брат, ведь я ни в чем, ни в чем не виноват (Исполняем песню “Генералы песчаных карьер” из одноименного к/ф, т.к. была разучена на предыдущих уроках музыки).
- “Но на судьбу не стоит дуться, там у других вдали, бог весть, а здесь у нас враги найдутся… (Исполнить выученный на предыдущих уроках 1 куплет и припев данной песни, а также продолжить вокально-хоровую работу над ней, разучив на этом уроке 2 куплет).
- Итак, соответствует ли музыка, звучащая в к/ф, сюжету к/ф?
V.
Обобщение темы урока:
- Когда появились первые к/ф?
- Часто ли звучит в к/ф музыка?
- Можно ли по песни или мелодии вспомнить сюжет к/ф?
- Что же дает музыка к/ф?
- Ответили ли мы на поставленный в начале урока вопрос?
Учитель отмечает работу класса, отдельных учеников, высказывает свои пожелания: Просматривая к/ф обращайте внимания на музыку, которая в них звучит, это всегда поможет Вам проникнуть в суть данного к/ф и выучить новую песню.
После звонка с урока ребята выходят из кабинета под музыку М.Минкова “Сюрприз” из к/ф “Незнайка с нашего двора”.