Цели:
- Воспитание нравственной культуры личности, нравственного сознания и культуры общества и преломлением его в поведение.
- Формирование духовных качеств, высоких эстетических чувств.
- Воспитание интереса к литературному, музыкальному, изобразительному и театральному наследию Орловского края.
Задачи:
- Вырабатывать у детей потребность в приобретении знаний.
- Вовлекать учащихся в художественно-творческую деятельность и приобщать их к эстетической культуре.
- Развивать у детей вкус, творческие способности.
- Прививать любовь к родному краю, природе.
Направления деятельности учителя:
- Диагностика творческих способностей и возможностей младших школьников.
- Формирование эстетически и этически организованной среды.
- Воспитание у школьников средствами искусства нравственных принципов и этических норм культуры поведения.
- Воспитание у детей интереса к изучению сокровищницы Орловского края, чувства прекрасного в окружающей действительности и навыка самообразовательной деятельности в этом направлении.
Данный план работы по предмету “Основы эстетического воспитания” являются региональным вариантом прочтения:
- Государственной программы “ИЗО и художественный труд” (Шпикаловой Т.Я., Алексеенко Е.В, и др. ) и основывается на учебно-тематическом планировании к программе (автор-составитель – Алексеенко Е.В, канд. пед. наук., доцент ОГУ, ИУУ) и включает в себя виды народно-художественного творчества России Орловской области;
- Государственной программы “Эстетическая грамматика” (Шемшурина А.И.) и основывается на учебно-тематическом планировании к программе (Автор Шемшурина А.И., канд. пед. наук ведущий научный сотрудник Института воспитания и развития личности Российской Академии образования) и включает уроки. Позволяющие осмыслить простые нормы нравственности их гуманистический смысл, научить жить среди людей;
- Регионального курса “устное народное творчество” (автор-составитель – Масленникова Р.А.) и включает в себя виды устного народного творчества Орловской области.
Контроль и оценка деятельности учащихся:
Отметки не выставляются, что существенно
облегчает задачу учителя.
В этих случаях наиболее адекватной может быть
признана система содержательных оценок,
разработанная Ш.А.Амонашвили (гуманно-личностная
технология).
Данная система позволяет выработать у учащихся
правильное отношение к учёбе и учителю, а у
учителя достаточно объективное отношение к
детям.
Основными характеристиками системы содержательных оценок является:
- Доброжелательное отношение к ученику как личности.
- Положительное отношение к усилиям, предпринимаемым учеником для решения поставленной задачи (в данном случае – коммуникативной). Это положительное отношение учителя не ставится в прямую зависимость от успешности выполнения задачи: даже если ребёнку не удалось решить её, оценивается его старание.
- Конкретный анализ трудностей, которые испытывал ученик при решении поставленной задачи, а также допущенных им ошибок.
- Конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат во время следующей попытки.
Подобный подход к контролю и оценке умений учащихся ориентирован на их успехи, а не на удачи, на их поощрение, поддержку, которые сопровождаются вполне конкретными действиями ученика и учителя, направленными на улучшения качества обучения.
Данное тематическое планирование разработано для учеников 1 класса (1 – 4) и рассчитан на 1 час в неделю. (Всего 34 часа).
№ |
Наименование темы, количество часов |
Тип урока |
1. |
Введение. Что такое эстетика? (1 час) |
Урок-знакомство |
Раздел 1. Речевой этикет (10 часов). Развитие коммуникабельных способностей шестилетнего ребёнка.
Цель: формировать умение свободно общаться в типовых ситуациях повседневности.
1. |
Знакомство. |
|
2. |
Поведение за столом |
Практическое занятие |
3. |
Вежливая просьба |
|
4. |
Прощание перед сном |
Урок познавательной беседы с элементами театрализации |
5. |
Поведение в театре, кино, в поликлинике, детской библиотеке |
|
6. |
Утешение |
|
7. |
Обращение к взрослому знакомому |
|
8. |
Вежливый разговор по телефону |
|
9. |
Поздравление и пожелание |
|
10. |
Утренник: |
Раздел 2. Православный календарь (3 часа)
Цели:
- Познакомить учащихся с наследием русского народа, разбудить потребность в овладении культурными богатствами народа, желании сохранить, оберегать.
- Формировать бережное отношение к реликвиям прошлого.
- Обучать вести исследовательскую работу, размышлять, анализировать.
- Воспитывать любовь к своему Отечеству на примере исторических событий.
1. |
Рождественская ёлка |
Праздник |
2. |
Изготовление рождественских игрушек |
Практическое занятие |
3. |
Детские игры и развлечения на Святках |
Урок с элементами театрализации |
Раздел 3. Природа и человек (5 часов)
Цель: формирование навыков наблюдения за эстетическими проявлениями окружающей природы, осознание, переживание и накопление эмоционально-эстетических чувств.
Формы:
- экскурсии;
- конкурсы рисунков, поделок из природного материала;
- утренники;
- заочные игры-путешествия.
1. |
Красота родного края |
Экскурсия |
2. |
Конкурс поделок из природного материала: “Природа-кудесница” |
|
3. |
Утренник: “Цветы в легендах, поэзии и музыке” |
|
4. |
Орловское полесье |
Урок-путешествие (заочное) |
5. |
Подбор пословиц, поговорок о
временах года |
Раздел 4. Искусство (12 часов). Живопись, литература, декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
- Ознакомление с различными видами искусства.
- Накопление эстетических впечатлений и образов.
- Пробуждение интереса к произведениям искусства.
- Воспитание грамотного зрителя, способного понимать, оценивать или хотя бы осознанно созерцать произведение искусства.
- Воспитывать стремления видеть прекрасное во всех жизненных проявлениях.
- Воспитывать интерес к литературному, художественному наследию, к театральной жизни Орловского края.
- Приобщать детей к истокам народного творчества родного края и музыкальной культуре Орловщины.
Живопись (4 часа) |
||
1. |
Что такое живопись? |
Урок познавательной беседы. |
2. |
Учимся рассматривать картину |
Урок-экскурсия |
3. |
Творчество Виктора Васнецова |
Урок-знакомство |
4. |
Творчество Ивана Билибина | Урок-знакомство |
Литература (2 часа) |
||
1 – 2. |
Литературная гостиная, посвящённая творчеству детских поэтов и писателей. |
Урок с элементами театрализации |
Декоративно-прикладное искусство (6 часов) |
||
1. |
Дымковская игрушка | Урок познавательной беседы с элементами ИЗО и труда |
2–3. |
Филимоновская игрушка |
|
4–5. |
Плешковская игрушка | |
6. |
Праздник: “Свистунья” |
Раздел 5. “Истоки” (1 час)
Цель: воспитать любовь к малой родине, прошлому русского народа, творческому наследию через обращение к нашим истокам – славянским корням.
Задачи:
- Формировать представления об истории родного края, интерес к её изучению.
- Расширить представления детей о достопримечательностях города Орла, о героях, знаменитых людях, чьими именами названы улицы города.
1. |
Устное народное творчество |
Урок в музее Орловских писателей |
Данное тематическое планирование разработано для учеников 2 класса (1 – 4) и рассчитан на 1 час в неделю. (Всего 34 часа).
Раздел 1. Эстетическая грамматика (13 часов)
Цель: формировать у школьников
эстетическую культуру, то есть образ жизни,
выработанные опытом всех предшествующих
поколений.
Это, прежде всего, простые формы нравственности,
предполагающие дружелюбие и вежливость,
уважение и чуткость по отношению к другим людям,
сострадание и помощь слабому.
1. Этикет. Эстетическая сущность этикета
Задача: познакомить детей с понятием “этикет”, включить его в работу по усвоению простых правил этикета.
Понятия, которые должны усвоить дети: этика, этикет, вежливость, внимательность, воспитанность.
Тема |
Цель |
Практическая работа |
1. Введение. “Любимый уголок родной Отчизны” |
Воспитать любовь к своей малой родине. |
Рисунок: “Мой уголок родной Отчизны”. |
2. Доброе слово, что ясный день |
Акцентировать внимание детей на том, что рядом с ними живут люди, нуждающиеся в их заботе и внимании, что добрые слова и дела приносят радость окружающим |
Заступиться за обиженного малыша, девочку |
3. Ежели вы вежливы... |
Способствовать пониманию детьми, что только к вежливому, воспитанному, доброму человеку окружающие относятся по-доброму |
Приветствовать человека знакомого и незнакомого |
4. Да здравствует мыло душистое |
Показать и объяснить, как правильно следует мыть руки, умываться, пользоваться зубной щёткой |
|
5. Простые правила этикета |
Включить детей в работу по усвоению простых правил этикета |
Правильно войти в школу, класс, столовую, библиотеку |
6. Повседневный этикет |
Включить детей в работу по усвоению простых правил этикета в каждодневном поведении |
Игра: “Можно – нельзя” |
7–8. Сказки об этикете |
Обобщить получение сведения по этике, познакомить с основными правилами приёма пищи |
Правильно разложить приборы на столе |
2. Этика отношений к окружающим.
Задача: включить учащихся в осмысление принципов отношений с окружающим, основанных на доброжелательности и уважении другого человека.
9. Путешествие в волшебную страну. Я могу быть волшебником |
Фиксировать внимание детей на важности соблюдения нравственности заповеди: “Поступай так, как бы хотел, чтобы поступали по отношению к тебе” |
|
10. Я люблю маму милую мою |
Воспитывать у детей стремление проявлять заботу о близких людях, оказывать знаки внимания маме |
Конкурс рисунков: “Моя мама” к Международному Дню Матери |
3. Этика отношений в коллективе.
Задача: приобщить учащихся к нравственным нормам взаимоотношений в коллективе, включить детей в осознание гуманистических принципов отношений друг к другу.
Понятие, которые должны усвоить дети: доброжелательность, тактичность.
11. Мой класс – мои друзья |
Объяснить детям, что все в классе должны уважать другого человека, считаться с ним, быть доброжелательным, стремиться помочь слабому, чтобы класс был дружный |
Пригласить одноклассников к себе на чай |
12. Мальчики и девочки |
Дать представление о том, почему мальчику нужно проявлять уважение к девочке, пропускать её вперёд, уступать место, защищать; что девочки должны быть вежливыми, не дразниться, выражать мальчикам благодарность за их заботу |
Игра: “Ручеёк” (мальчики и девочки образуют пару) |
13. Самолюб никому не люб |
Объяснить детям, что тот, кто вредничает, жадничает, дерётся, слишком любит себя и совсем не думает о других, – это самолюб |
Заключительный урок “Праздник вежливых ребят”.
Раздел 2. “Истоки” (4 часа)
Цель: воспитать любовь к малой родине, прошлому русского народа, творческому наследию через обращение к нашим истокам – славянским корням.
Задачи:
- Формировать представления об истории родного края, интерес к её изучению.
- Расширить представления детей о достопримечательностях города Орла, о героях, знаменитых людях, чьими именами названы улицы города.
- Воспитывать интерес к литературному, художественному наследию, к театральной жизни Орловского края.
№ |
Тема. |
Тип урока. |
1. |
Знакомство с краеведческим музеем |
Экскурсия |
2. |
Из глубины веков. Как произошли названия: “Русь”, “Россия”. За далью лет. Основание города Орла |
Урок познавательной беседы |
3. |
Герб города Орла |
Урок познавательной беседы |
4. |
По старинным улочкам Орла |
Заочное путешествие |
Раздел 3. “Православный календарь” (3 часа)
Цели:
- Познакомить учащихся с наследием русского народа, разбудить потребность в овладении культурными богатствами народа, желании сохранить, оберегать.
- Формировать бережное отношение к реликвиям прошлого.
- Обучать вести исследовательскую работу, размышлять, анализировать.
- Воспитывать любовь к своему Отечеству на примере исторических событий.
1. |
Славянские боги праздники. Покров Пресвятой Богородицы. (14 октября) |
Урок познавательной беседы. |
2. |
Зимний праздник в России. Масленица. (Смесь языческих и христианских обычаев) |
Праздник – Масленица. |
3. |
День Славянской письменности
|
Урок познавательной беседы с элементами ИЗО |
Раздел 4. “Природа и человек” (2 часа)
Цели:
- Формирование навыков наблюдения за проявлениями окружающей природы, осознание, накопление эмоционально-эстетических чувств.
- Развивать интерес к природе родного края.
- Воспитывать чувство бережного отношения к природе родного края.
1. |
Памятники природы. Красота родного края |
Заочное путешествие по карте Орловской области |
2. |
Праздник осени |
Раздел 5. “Искусство” (12 часов)
Задачи:
- Ознакомление с различными видами искусства.
- Накопление эстетических впечатлений и образов.
- Пробуждение интереса к произведениям искусства.
- Воспитание грамотного зрителя, способного понимать, оценивать или хотя бы осознанно созерцать произведение искусства.
- Приобщать детей к истокам народного творчества родного края и музыкальной культуре Орловщины.
Живопись “Волшебная кисть” (4 часа) |
||
1–2. |
Знакомство с творчеством Ивана Левитана |
Урок-знакомство |
3. |
Знакомство с творчеством Маковского |
|
4. |
Знакомство с творчеством Перова |
|
Литература (2 часа) |
||
1–2. |
Литературная гостиная, посвящённая творчеству детских писателей и поэтов |
Урок с элементами театрализации |
Музыка (1 час) |
||
1. |
Праздник: “Звуки музыки” |
|
Декоративно-прикладное искусство (5 часов) |
||
1–2. |
Орловский спис
|
Урок в краеведческом музее Урок с элементами ИЗО |
3–4. |
Русская матрёшка
|
Урок познавательной беседы с элементами ИЗО |
5. |
Праздник: “Русская матрёшка” |
Итоговый тест по курсу: “Основы эстетического воспитания” 2 класс.
Данное тематическое планирование разработано для учеников 3 класса (1 – 4) и рассчитан на 1 час в неделю. (Всего 34 часа).
Раздел 1. “Эстетическая грамматика” (14 часов)
Этикет.
Цель: продолжить знакомство детей с понятием “этикет”, выработать практические навыки поведения за столом и в общественных местах; организовать игры и упражнения, помогающие детям овладеть правилами этикета.
Понятия, которые должны усвоить дети: этикет, воспитанность, внимательность, предупредительность, благодарность и радость.
Тема |
Цели |
Практическая работа |
1. Что такое этикет? Учимся правилам этикета |
Включить детей в работу по усвоению простых правил этикета Акцентировать внимание детей на соблюдении правил поведения при появлении гостя в доме, о времени визитов, поведении детей в чужом доме |
Правильно войти в школу, а в школе – в класс, столовую Появиться в доме в качестве гостя (в праздник, день рождения) |
2. Приглашаем всех к столу |
Убедить детей в необходимости соблюдения правил поведения во время приёма пищи С помощью игр и упражнений объяснить детям правила этикета за столом |
Накрыть стол для вечернего чая Как поступишь, если ты обедаешь, а в это время пришёл твой друг (подруга) |
3. Учимся делать покупки |
Воспитать у детей необходимость соблюдения правил поведения в магазине, чтобы людям было проще и приятнее, чтобы никто не испытывал неудобства, неловкости |
Игра: “В магазине” |
4. Этикет в театре |
Развить навыки культурного поведения в театре (и в других культурных местах) |
Правильно подать вещи гардеробщику, пройти в зрительный зал и найти своё место |
Тест: “Знаешь ли ты, как вести себя за столом?”
Праздник чая
Этика отношений с окружающими
Задачи: формировать опыт нравственных взаимоотношений детей в коллективе; включить детей в овладение гуманистических принципов отношений друг к другу с помощью игр и заданий творческого характера.
Понятия, которые должны усвоить дети: дружба, друг, товарищ, коллектив, уважение и трудолюбие.
5. От чего зависит настроение |
Объяснить детям, что настроение людей зависит от формы и тона общения; о роли общения в жизни людей |
Игра: “Волшебное зеркало” |
6. Умею дарить радость |
Акцентировать внимание детей на том, что когда даришь радость другому, радуешься сам |
Игра: “Учимся делать комплименты” |
7. Поздравляем наших мам |
Научиться правильно, подбирать подарки близким людям, составлять письменное поздравление и пожелание |
Написать текст поздравления |
Этика отношений в коллективе
Задачи:
- Формировать опыт нравственных взаимоотношений детей в коллективе.
- Включать детей в овладение гуманистических принципов отношений друг к другу с помощью игр и заданий творческого характера.
Понятия, которые должны усвоить дети: дружба, друг, товарищ, коллектив, уважение и трудолюбие.
8. Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались! |
Приобщить учащихся к нравственным нормам взаимоотношений в коллективе |
Игра: “Настроение” |
9. Мальчики и девочки (общее и особенное) |
Акцентировать внимание детей на вопросах этики поведения и отношений между мальчиками и девочками, выявить проблемы, существующие в этом плане в классе |
Игра: “Свиток” |
10. Советуем друг другу |
Заставить детей задуматься над теми нравственными чертами, какие заметили у них товарищи по классу; вызвать желание измениться, стать лучше |
Игра: “Зеркальце” |
11. “Добрым жить на белом свете веселей” |
Подвести детей к выводу, что у добрых всегда много друзей, что “добрым жить на белом свете веселей” |
Игра-инсценировка сказки о добрых делах и людях |
12. Чего в другом не любишь, того не делай сам |
Фиксировать внимание детей на важности соблюдения заповеди: “Поступай так, как бы хотел, чтобы поступали по отношению к тебе” |
|
13. Подумай о других |
Учить детей стремлению к добрым делам и поступкам; объяснить, что мешает добрым отношениям в классе |
Игра: “Цветик – семицветик” |
Раздел 2. “Истоки” (4 часа)
Цель: воспитать любовь к малой родине, прошлому русского народа, творческому наследию через обращение к нашим истокам – славянским корням.
№ |
Тема. |
Тип урока. |
1. |
Исторические и архитектурные памятники города Орла |
Урок познавательной беседы |
2. |
Крепостные театры Орловщины. Театры Каменского (посещение театра) |
Экскурсия в театр, музей |
3. |
Орловский край в войне 1812 года |
Урок с элементами театрализации |
4. |
Улицы Орла, названные в честь участников Великой Отечественной войны |
Заочное путешествие по карте города Орла |
Раздел 3. “Православный календарь”. (3 часа).
Цели:
- Познакомить учащихся с наследием русского народа, разбудить потребность в овладении культурными богатствами народа, желании их сохранять, оберегать.
- Формировать бережное отношение к реликвиям прошлого.
- Обучать вести исследовательскую работу, размышлять, анализировать.
- Воспитывать любовь к своему Отечеству на примере исторических событий.
1. |
Славянские праздники. Сретенье (15 февраля). Весенние праздники |
Урок познавательной беседы |
2. |
День рождения леса: “Жаворонушки” (22 марта – “Сороки”) |
Праздник: “Жаворонушки” (Сороки) |
3. |
Из истории книгопечатания на Орловщины (о первой орловской печатной книге) |
Познавательная беседа |
Раздел 4. “Природа и человек” (1 час)
Цели:
- Формирование навыков наблюдения за эстетическими проявлениями окружающей природы.
- Осознание, переживание и накопление эмоционально-эстетических чувств.
- Развиватие интереса к природе родного края.
- Воспитание чувства бережного отношения к природе родного края.
1. |
Удивительный мир природы в мифах древних славян |
Урок в краеведческом музее |
Раздел 5. “Искусство” (11 час)
Задачи:
- Ознакомление с различными видами искусства.
- Накопление эстетических впечатлений и образов.
- Пробуждение интереса к произведениям искусства.
- Воспитание грамотного зрителя, способного понимать, оценивать или хотя бы созерцать произведения искусства.
- Приобщить детей к истокам народного творчества родного края и музыкальной культуре Орловщины.
Живопись. “Волшебная кисть” (4 часа) |
||
1. |
Знакомство с творчеством И.Шишкина |
Урок-знакомство |
2. |
“Белый дом над Окой”. Знакомство с творчеством В. Поленова |
|
3. |
Знакомство с творчеством орловского художника Курнакова. Музей-диорама |
Урок-знакомство. Экскурсия в музей-диораму |
4. |
Экскурсия в музей искусств |
Урок-экскурсия в музей |
Литература (2 часа) |
||
1. |
Поэтическая тетрадь. Д. Блынский |
Урок-знакомство |
2. |
Литературная гостиная, посвященная творчеству детского писателя и поэта |
Урок с элементами театрализации |
Музыка (1 час) |
||
1. |
Народные песни Орловского края (фольклор) |
|
Декоративно-прикладное искусство (5 часа) |
||
1–2. |
Русский народный костюм
Орловской губернии
|
Урок познавательной беседы с элементами художественного труда |
3–4. |
Поиграем в куклы
|
Урок познавательной беседы с элементами художественного труда |
5. |
Орловский бисер. Искусство
украшения одежды
|
Урок познавательной беседы с элементами художественного труда |
Итоговый тест по курсу: “Основы эстетического воспитания” 3 класс.
Данное тематическое планирование разработано для учеников 4 класса (1 – 4) и рассчитан на 1 час в неделю. (Всего 34 часа)
Раздел 1. “Этическая грамматика” (14 часов)
Этикет
Задачи: углубить и разнообразить сферу применения правил этикета в повседневной жизни, практические формы работы с учащимися по усвоению этикета, его норм.
Понятия, которые должны усвоить дети: этикетные нормы поведения, речевой этикет, хорошие и дурные манеры, человечность.
Тема |
Цель |
Практическая работа |
1. Человек – мера всему (в школе, семье) |
Познакомить с основами этикета, правилами поведения, предписывающими безусловное уважение к человеку Рассказать о правилах поведения на уроках и переменах; акцентировать внимание детей на школьных правилах этикета: по отношению к учителю, работникам столовой, гостям школы, товарищам Поговорить с детьми об их поведении по отношению к родителям, бабушке и дедушке, родственникам, соседям; поговорить о месте игрушек в доме, об уходе за ними |
Предложить помощь другу (подруге), извиниться за опоздание и т. д. Извиниться и перебить разговор
беседующих, обратиться с просьбой к учителю Выразить почтение старшему, успокоить плачущего малыша |
2. Человек в гостях (за столом) |
Познакомить с правилами поведения при появлении гостя в доме; рассказать о том, как нужно угощать гостя; о формах благодарности, о времени визита Познакомить детей с правилами поведения за столом, общения во время трапезы с тем, как пользоваться приборами, салфетками |
Пригласить товарищей на чай; появиться в доме в качестве гостя
Угостить сидящего рядом гостя; накрыть стол для ужина |
3. Человек в культурно-зрелищных учреждениях (на улице) |
Объяснить правила поведения в
культурно-зрелищных учреждениях. Рассказать о
культуре театральной одежды, об определении
времени выхода и маршрута. Познакомить детей с правилами поседения во время прогулки, перехода через улицу |
В “зрительном зале”: войти в зал, пройти по ряду. Занять место в середине ряда; ты пришёл в театр после третьего звонка Обратиться к прохожему с просьбой; оказать внимание и помощь пассажиру в транспорте, пешеходу на улице |
Праздник: “Рыцарский турнир вежливости”.
Этика общения человеческих отношений
Задачи: расширить этический кругозор в логике этики отношений учащихся, совершенствовать практику этического поведения детей в отношениях к людям, природе, окружающей деятельности.
Понятия, которые должны усвоить дети: душевность, духовность, бездуховность, доверие, доверительность, симпатия и антипатия.
5. Душа – это наше творение |
Акцентировать внимание детей на том, что духовность это внутренняя сила человеческой души, вбирающая и откликающаяся на всё истинное, доброе, полезное человеку; обратить внимание на формирование души |
Остановить недостойное поведение друга, принести извинения за допущенную ошибку родителям, учителю, незнакомому человеку |
6. Человек расширяет знакомство |
Объяснить правила поведения при знакомстве: на улице, в гостях, в своём доме; как продолжить знакомство; как проявить знаки симпатии и как оказать знаки внимания новому знакомому |
Познакомить родителей со своими друзьями, товарищами, новым другом |
7. Человек общается с книгой |
Развивать культуру чтения книги, относиться к книге как к источнику знаний |
Обратиться к библиотекарю в момент затруднения относительно поиска нужной книги; заинтересовать товарища прочитанной книгой |
8. Человек на даче |
Учить детей слушать природу, объяснить важность огородной работы |
Игра на лоне природы |
9. Вглядись в себя, сравни с другими |
Научить оказывать знаки внимания окружающим людям, говорить комплименты, проявлять интерес к другому человеку, разделять с человеком радость; возражать и оценивать другого человека |
Поздравлять с торжественным днём всех родных, преподнеся им сувениры, подарки; выслушать человека с доброжелательностью |
Этика отношений в коллективе
Задачи: расширить и углубить понятия коллективизма, совершенствовать знания учащихся в области коллективных отношений, создать условия для применения этих знаний.
Понятия, которые должны усвоить дети: коллективизм, единомыслие, великодушие, зависть.
10. Коллектив начинается с меня 11. Дружеские встречи |
Воспитать доброе отношение к одноклассникам, товарищам, друзьям, знакомым; оказать им внимание и помощь Воспитать чувство коллективизма, научить нескольким способам приготовления сюрпризов для именинников |
Правильно общаться с соседом
по парте; вести телефонный разговор с другом Правильно преподнести и принять подарок |
12. Дружба как духовная ценность |
Научить различать понятия: “законный приятель и товарищ – друг”, доверять другу, уважать его достоинство, уделять другу внимание и время, чувствовать ответственность за него, беречь дружбу от зависти и злости |
Правильно повести себя, если при тебе неуважительно отзываются о твоём друге; правильно вести себя, если к тебе пришёл друг, а у тебя срочное дело |
13. Секретные советы девочкам | Объяснить девочкам роль этикета в формировании женственности, поведение при нарушении мужского этикета |
Этикет и внешний вид
Задачи: формировать отношение к здоровью человека как ценности, ориентировать учащихся на постоянное соблюдение гигиены и культуры внешнего вида.
Понятия, которые должны усвоить дети: красота, грациозность, манерность, сдержанность, собранность и эстетика.
14. Мой внешний вид Культура моей одежды Культура движений человека |
Объяснить детям важность осанки и походки человека, акцентировать внимание на позах стоящего и сидящего человека, которые говорят о красоте, естественности, грациозности Научить различать одежду: повседневную, рабочую от театральной и концертной; воспитывать аккуратность, собранность, сдержанность в одежде Воспитывать сдержанность, спокойствие; уметь соблюдать дистанцию, приносить извинения за неосторожные движения |
Тест: “Воспитанный ли ты человек”.
Раздел 2. “Истоки” (4 часа)
Цель: воспитать любовь к малой родине, прошлому русского народа, творческому наследию через обращение к нашим истокам – славянским корням.
№ |
Тема. |
Тип урока. |
1–2. |
Орловской почте 220 лет |
Урок познавательной беседы |
3–4. |
Малые города Орловщины |
Заочное путешествие по малым городам Орловской области |
Раздел 3. “Православный календарь” (3 часа)
Цель: приобщить детей к православной культурной традиции, утвердить высокие духовные ценности – любви, доброты, сострадания и душевной чистоты.
1. |
Славянские праздники. Татьянин день (25 января) |
Урок познавательной беседы |
2. |
Троицын день |
|
3. |
Славянский базар (покровительница ярмарки Параскева Пятница) |
Ярмарка |
Раздел 4. “Природа и человек” (2 часа)
Цель: формирование навыков наблюдений за эстетическими проявлением окружающей природы, осознание, переживание, накопление эмоционально-эстетических чувств; развивать интерес к природе родного края; воспитывать чувство бережного отношения к природе родного края.
1–2. |
Животный и растительный мир Орловского края. Редкие животные, растения |
Урок познавательной беседы |
Раздел 5. “Искусство” (11 часов)
Задачи:
- Ознакомление с различными видами искусства.
- Накопление эстетических впечатлений и образов.
- Пробуждение интереса к произведениям искусства.
- Воспитание грамотного зрителя, способного понимать, оценивать или хотя бы созерцать произведения искусства.
- Приобщить детей к истокам народного творчества родного края и музыкальной культуре Орловщины.
Живопись. “Волшебная кисть” (4 часа) |
||
1. |
Творчество И. Айвазовского |
Урок-знакомство |
2. |
Глава Товарищества передвижников И. Н. Крамской, его творческий путь |
|
3. |
Творчество художника Г. Мясоедова |
|
4. |
Экскурсия в музей Искусств |
Урок-экскурсия в музей |
Литература (2 часа) |
||
1. |
Встреча в “Литературной гостиной” |
Урок с элементами театрализации |
2. |
Поэтическая тетрадь “Живут в Орле поэты…” |
Урок-знакомство |
Музыка (1 час) |
||
1. |
Песенными дорогами П. Киреевского |
Урок-знакомство Экскурсия в музей писателей |
Декоративно-прикладное искусство (4 часа) |
||
1. |
Ливенская гармошка – любимый народный
инструмент
|
Урок познавательной беседы с элементами художественного труда |
2. |
Чернышинская игрушка
|
Урок познавательной беседы с элементами художественного труда |
3. |
Плетение корзины – плетушки, корзины –
грибница
|
Урок познавательной беседы с элементами художественного труда |
Праздник детского творчества.
Итоговый тест по курсу “Основы эстетического воспитания” 4 класс.
Литература:
1. Алексеенко Е.В., Воропаева З.В. Изучение
плешковской игрушки в начальной школе на уроках
и внеклассных занятиях. Орёл, 1997 г.
2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый
этикет. Екатеринбург, 1997 г.
3. Века над Окой. Книга-альбом. Орёл, 1998 г.
4. Губкина Т. Программа по этике “В плену
вечных вопросов”. Газета “Начальная школа” № 16,
1997 г.
5. Детская литература. Хрестоматия. Москва, 1986г.
6. Кострица А.Ф. Край наш Орловский. Тула, 1974 г.
7. Катанов В. Сборники стихов разных лет.
8. Королёва Н.С., Уткин П.И. Народные
художественные промыслы. Москва, 1992 г.
9. Лейкин А. “Путешествие в Гардарику”.
Москва, 1980 г.
10. Милее края нет. Сборник. Тула, 1998 г.
11. Масленникова Р.А. Русское устное
творчество. Орёл, 1993 г.
12. Орловское полесье. Буклеты, набор открыток.
Тула, 1998 г.
13. Пожидаев Г., Калинников В. Симфония
жизни в четырёх частях. Тула, 1994 г.
14. Порудоминский В. “Первая Третьяковка”.
Москва, 1979 г.
15. Ростовцев М.И. Окские дали. Москва, 1979 г.
16. Шемшурина А.И. Этическая грамматика.
Москва, 1998 г.
17. Шувалова И. Мясоедов. Москва, 1971 г.
18. Журналы: “Трамвай”, “Мурзилка”, “Искусство в
школе” – издания разных лет.
19. Юный художник. Журнал № 8, 1995 г.
20. Эстетика. Словарь. Москва, 1989 г.