План-конспект занятия в 8-м классе по теме: "Соединение отложного воротника с горловиной"

Разделы: Технология


Цели урока:

1. Образовательные – способствовать осознанию технологического процесса соединения воротника с горловиной; формировать и развивать умения и навыки вмётывания и втачивания воротника в горловину.

2. Коррекционные – способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, ставить и решать проблемы); развивать двигательную сноровку, соразмерность движений.

3. Воспитательные – совершенствовать эстетические взгляды, развивать творческие способности личности.

Методическое оснащение урока:

1. Материально – техническая база:

- мастерская трудового обучения;

- швейные машины, утюг;

- инструменты, приспособления;

- крой блузки.

2. Дидактическое обеспечение:

- плакаты;

- таблицы;

- письменно – графические карты, технологические карты;

- образец блузки (40 размер);

- образец узла обработки (соединение воротника с горловиной);

- карточки для контроля знаний учащихся;

- тесты;

- учебное лото “швы”.

Ход урока:

I. Организационный момент:

- заполнение классного журнала;

- настрой учащихся на работу.

II. Актуализация знаний учащихся. Учащимся предлагаю ответить на ряд несложных вопросов, что позволяет мне настроить их на рабочий лад и сконцентрировать своё внимание на изготовляемом объекте. Затем постепенно усложняю вопросы и меняю формы и методы повторения теоретического материала.

- Какое изделие мы с вами изготавливаем?

- Какое это изделие по способу носки?

- Из какой ткани вы шьёте вашу блузку?

- Из каких деталей состоит ваша блузка?

- Какие бывают воротники по форме ?

Посмотрите внимательно на данный плакат.

wpe5.jpg (22471 bytes)

Какие фасоны воротников изображены на нём? Какие виды отделки воротников изображены на плакате? Вспомните, какие фасоны воротников мы с вами чертили.

Словарная работа: проговорим ещё раз: воротники делятся в зависимости от формы на: отложной, стойка, шалька, апаш, плосколежащий, “фантази”.

Предлагаю учащимся следующие задания:

- для сильной группы учащихся (Шестакова Ольга, Яльч Наталья, Жихарева Светлана) – зарисуйте в тетради фасон блузки, которая должна находиться по вашему мнению в пустой ячейке.

- для средней и слабой группы учащихся ( Неведрова Надежда, Лазебная Ольга, Беликова Наталья, Кривошеева Елена) – описать фасон одного из воротников, изображенных на плакате (по выбору учителя).

Неведрова Н. и Кривошеева Л. описывают воротник по плану.

План описания фасона воротника.

1. Вид воротника по принципу построения чертежа.

2. Какую имеет форму.

3. Назвать отделку воротника (если есть).

4. Какой вид имеем в зависимости от формы горловины.

 Беликова Е. и Лазебная О. описывают фасон воротника по опорной схеме.

 

В О Р О Т Н И К
Принцип построения чертежа

Фасон

Отделка

Форма выреза горловины
1. Втачанный в горловину.

2. Цельнокроенный.

1. Стойка.

2. На стойке.

3. Отложной.

4. Плоско- лежащий.

5. “Фантази”.

1. Кант.

2. Кружево.

3. Строчка.

4. Вышивка.

5. Отд. Ткань.

1. Закрытая.

2. Открытая.

Далее следуют вопросы для всей группы учащихся:

- Какую геометрическую форму могут иметь концы воротника?

- От чего зависит форма концов воротника?

- Какие швы вы применяли при обработке плечевых и боковых срезов?

- Какой шов вы применяли при обработке воротника?

Для повтора и закрепления видов и конструкции швов я использую учебное лото “швы”. Учащимся предлагаю самим выбрать количество карточек для игры - 1 или 2. Как правило, слабые учащиеся сами выбирают одну карточку.

Цель: в игровой форме закрепить и проверить знания учащихся, научить абстрактному мышлению (швы изображены графически).

Следующий этап проверки знания теоретического материала – это тестирование по теме “воротник”. На выполнение этого задания отводится 5 минут. Предлагается два варианта тестирования по одной теме, но разной степени сложности (приложение №1).

При помощи специального шаблона сразу проверяю результаты тестирования и ставлю отметку в дневник. 21 – 16 (13 – 10) баллов - “5”; 16– 10 (10 – 7) баллов – “4”; 10 – 5 (7 – 4) баллов – “3”.

Переходим к работе с нашими изделиями. Повторяем технологические операции по изготовлению блузки, которые мы уже сделали.

Одна из учениц работает у доски с планом пошива – расставляет в правильной последовательности карточки с технологическими операциями.

План работы по пошиву блузки с застёжкой до верху.

1. Обработать вытачки.

2. Обработать плечевые срезы.

3. Обработать боковые срезы.

4. Обработать борта.

5. Обработать воротник.

6. Втачать воротник.

7. Обработать рукава.

8. Втачать рукава.

9. Обработать нижний срез изделия.

10. Выполнить разметку петель.

11. Обметать петли, пришить пуговицы.

12. Отутюжить готовое изделие.

В групповой беседе мы приходим к выводу, что следующая операция, которую необходимо делать - это соединение воротника с горловиной.

III. Сообщение познавательных сведений.

Воротник – самая заметная деталь одежды. Она заслуживает особенно аккуратной обработки. Хорошо сшитый воротник ровно и красиво лежит вокруг шеи, без сборок, натяжек и перекосов на ткани. Такой вид воротник должен сохранять даже после многократных стирок.

Воротники можно разделить:

1. По способу соединения с горловиной и принципу построения чертежей: а) втачанные в горловину, б) цельнокроеные с основными с основными деталями изделия.

2. В зависимости от формы выреза горловины воротники подразделяются на две группы: а) с закрытой горловиной, б) с открытой горловиной.

Форма воротника зависит от модели изделия и должна соответствовать её основным деталям.

Отложной воротник притачивают таким образом, что края воротника и подборта образуют два уголка. Такой воротник может лежать плоско или подниматься. При отложном воротнике верхнюю пуговицу на застёжке обычно не пришивают.

Итак, сегодня на занятии мы с вами будем соединять отложной воротник с горловиной в два приёма.

YI. Вводный инструктаж.

Прежде чем приступить к соединению воротника с горловиной, необходимо проверить длину выреза горловины по правой и левой стороне полочек. Для этого, сложив изделие посередине спинки, проверить, совмещаются ли плечевые срезы и края борта. Если одна из сторон горловины растянута, то надо проложить короткие смёточные стежки. Концы ниток закрепить с двух сторон, сохраняя нужную длину среза. Слабину сутюжить.

Выполнять соединение воротника с горловиной будем двумя способами.

Яльч, Шестакова, Неведрова и Лазебная 1-ым способом, а Кривошеева, Жихарева и Беликова – 2-ым способом (2-ой способ технологически менее сложный).

Учащимся раздаю индивидуальные инструкционные карты (приложение № 2).

Y. Т/б работы.

Перед выполнением практической работы повторяем технику безопасной работы на швейной машине и с утюгом.

Учащихся разбиваю на пары и сегодня условно обозначенные №1 проверяют ответы в устной форме у №2. Беликова Елена работает в паре с учителем.

YI. Физкультминутка.

Физкультминутку проводим в игровой форме. Учащиеся встают. Я называю поочерёдно линии и основные точки фигуры. А девочки должны правильно показать на себе эту “точку” или “линию”. Постепенно наращиваю темп, кто не справляется, тот садится на место. Одновременно с физкультминуткой закрепляются навыки снятия мерок.

YI. Практическая работа.

Практическая работа проводится в соответствии с инструкционной картой.

YII. Текущий инструктаж.

Текущий инструктаж провожу по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы.

Проверяю индивидуально правильность использования инструкционной карты.

Оказание помощи Беликовой Наталье и Жихаревой Светлане.

Для учащихся, которые выполнили практическую работу раньше других, предлагаю разгадывание кроссворда “воротник”. Работая с этим кроссвордом, девочки закрепляют правильное написание фасонов воротников ( словарная работа).

 

YIII. Заключительный инструктаж.

Анализируем в групповой беседе выполнение практической работы.

Критерии качества.

1. Симметричность формы воротника и уступов борта.

2. Размеры воротника.

3. Совмещаемость концов воротника с серединой переда.

4. Качество влажно-тепловой обработки.

Вскрываем причины допущенных учащимися ошибок.

Повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.

IX. Закрепление пройденного материала.

Учащимся раздаются карточки с разрозненным планом работы соединения отложного воротника с горловиной. Им необходимо в скобках поставить правильную последовательность.

Соединение отложного воротника с горловиной

( ) Вметать и втачать нижний воротник в горловину.

( ) Наложить воротник нижним воротником на лицевую сторону изделия.

( ) Приутюжить.

( ) Удалить намётку, отогнуть припуск шва в сторону нижнего воротника.

( ) Настрочить верхний воротник, закрывая шов втачивания.

X. Подведение итогов урока.

Сообщаю о достижении цели каждым учащимся; выставляю отметку в журнал и дневник.