Цели:
- привить у детей интерес к УНТ,
- пробудить в детях любовь к книге, чтению; расширять их литературный кругозор;
- развить речь, мышление, память.
Сейчас, ребята, я вам предлагаю прослушать музыкальную композицию и попробовать определить, о чём мы сегодня с вами будем говорить.
(На фоне музыки учитель читает стихотворение).
О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит … сказка
- Кто из вас догадался, о чём мы сегодня с вами будем говорить? (О сказках)
- Сегодня, ребята, нам предстоит с вами приоткрыть дверь в прекрасный мир сказки.
- Попробуйте в группе произнести это слово с разной интонацией. А остальные группы должны догадаться.
1. Изобразите восторг.
2. Произнесите это слово с грустью.
3. Изобразите удивление. (Проверка и отгадывание)
Молодцы! У вас очень хорошо получилось.
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово сказка.
- Вот как сразу много у вас возникло ассоциаций, когда вы это слово услышали.
- А теперь попробуйте своими словами сказать, что такое сказка? (После ответов, детям даётся определение).
Сказка – это народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах, событиях с участием волшебных фантастических сил, часто выдумка, неправда, ложь. (Ученик читает вслух, учитель по ходу комментирует).
- Конечно, все вы слушали сказки, когда были маленькие. Вам их рассказывали мамы, бабушки. Теперь вы можете читать сказки сами. А смотреть вы любите сказки? (Да).
А сейчас вам предстоит узнать, какие сказки бывают. (Учитель показывает на карточки с вопросами).
Смотрите внимательней 1-й фрагмент сказки.
- Что сейчас вы просмотрели? Почему это сказка? (Происходит превращение, волшебство).
- Кто узнал, как называется эта сказка? (“Золушка”, а написал её Шарль Перро).
Сказки, в которых происходят чудеса, превращения, волшебство – это … волшебные сказки. (Открывается 1-й вопрос. Волшебные – выдуманные, с разными фантастическими событиями).
Смотрим 2-ой фрагмент сказки.
- А как называется эта сказка? (“Волк и семеро козлят”. Р.Н.С.)
- Кто является главными героями сказок? (Животные)
Значит, сказки, герои которых, животные, это сказки … о животных.
(Открывается 2-ой вопрос. О животных – герои в них – животные, и с ними происходят чудеса: превращения и очеловечивания).
Итак, мы с вами узнали, что сказки бывают волшебные, о животных и … Нам предстоит открыть ещё один вопрос и узнать третий вид сказки.
- Смотрим 3-й фрагмент сказки.
Кто узнал эту сказку? Как она называется? (“Снегурочка” Р.Н.С.)
Ребята, сказки, посвященные повседневной жизни людей, в них нет приключений и очень мало необычного, называются бытовые сказки.
- Так какие бывают сказки?
- А сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете сказки, которые мы с вами уже прочитали, и проведём игру “Перемешанные события”.
Каждой группе даются деформированные предложения. Надо их восстановить, а затем внимательно прочитать.
1) Разложили костёр подружки и стали прыгать через огонь.
Позади всех и Снегурочка встала.
Прыгнула Снегурочка над огнём и растаяла. Обернулись подружки, а Снегурочки уже нет. (“Снегурочка” В. Даль)
2) Жили себе дед да баба. Дед и говорит бабе:
- Ты, баба, пеки пирога, а я запрягу сани, поеду за рыбой.
Наловил дед рыбы полный воз.
Едет домой и видит: лисичка свернулась калачиком, лежит на дороге. (“Лисичка – сестричка и серый волк” Р.Н.С.)
3) Вот однажды нашёл петушок во дворе пшеничный колосок.
- Круть, Верть – позвал петушок, глядите, что я нашёл.
Прибежали мышата и говорят:
- Нужно его обмолотить.
- Только не я! – закричал один.
- Только не я! – закричал другой. (“Колосок” Украинская сказка)
Каждая группа выразительно зачитывает получившийся отрывок из сказки, а другие группы должны угадать название сказки. По мере того, как дети угадывают, учитель на доску вывешивает название сказки и его автора.
- Посмотрите внимательно, ребята, на угаданные сказки и их авторов.
- Назовите, у какой сказки есть автор?
Вот такие сказки называются авторские или литературные.
- А у каких сказок нет автора? А кто же их написал? (Народ).
Кроме сказок, которые сочинили писатели, существуют и другие, и их неизмеримо больше – это народные сказки, созданные неизвестными сказочниками и передаваемые от поколения к поколению, из уст в уста.
У каждого народа есть свои сказки: они различны и чем-то похожи друг на друга. Различны, потому что они возникли в разных странах, и в них отразились обычаи, условия жизни разных стран и народов. Сказки схожи между собой потому, что в них отразились мечты народов о счастье, их вера в победу добра над злом.
Во многих странах мира любят русские сказки. Сейчас вам ученики 1 “А” класса покажут сказку на английском языке. Посмотрим, узнаете ли вы её. Итак, смотрите.
(Инсценирование сказки)
- Кто узнал, как называется эта сказка? (“Репка” Р.Н.С.)
В нашей школе, ребята, есть библиотека, в которой находятся много книг. Среди них есть и сказки. А заведует нашей библиотекой Галина Халиловна. Сейчас она познакомит вас со сказками, которые имеются в нашем школьном фонде.
(Выступление Галины Халиловны).
Вы знаете, ребята, что у нас проходит литературная неделя, посвящённая сказкам. В этой неделе принимают участие все учащиеся начальной школы с 1 – 4 классы. Вы тоже должны быть активными, принять участие в конкурсе рисунков “В мире сказок”, как это сделали уже другие ребята (указать на выставку рисунков). В понедельник мы будем подводить итоги литературной недели и наградим самых активных её участников.
Итак, ребята, что же интересного, удивительного, познавательного мы узнаём, попадая в мир сказок? (Учат творить добро, помогать людям, быть честными, правдивыми, осуждают ложь, высмеивают глупость).
Ну и закончить наше мероприятие хочется такими словами: “Сказка злого человека делает добрым, скупого – щедрее, скучного – веселее и глупого – умнее”.
А чтобы узнать, понравилось ли вам сегодняшнее мероприятие, попробуйте выразить свои чувства цветом. Выберите себе сердечко.