Цели:
- обобщить знания учащихся о творчестве А. С. Пушкина,
- развивать образное мышление, творческие способности, воображение,
- воспитывать любовь к поэтическому слову и музыке,
- формировать интерес детей к классическому искусству.
Оборудование: на столе портрет поэта, свеча в подсвечнике, перо, чернильница, томик сказок А. С. Пушкина.
1. Вступление
Тихо, тихо рядом сядем
Входит музыка в наш класс.
Ветер чуть слышно поёт,
Дуб вздыхает в саду.
Чуткая музыка всюду живет –
В шелесте трав, в шуме дубрав –
Только прислушаться надо.
Плещут волны на морском берегу,
Чутко дремлют герои на дубу.
Наш поэт сидит при свече
И выводит прекрасные строки.
- Вместе с поэтом мы оказались в музыкальной гостиной. А тему урока вы можете прочитать по кругу: по ходу часовой стрелки, пропуская всё время 2 буквы.
(Что за прелесть эти сказки!)
2. Основная часть урока
Родители с детства приучали детей к книгам, много им сами читали. Пушкин мог часами находиться в библиотеке, он любил книги, они ему были верными друзьями. С раннего детства будущий поэт был ещё окружён заботой и вниманием своей няни. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Ей поэт посвятил много строк.
Какие стихи о няне поэта вы помните?
- А. С. Пушкин записывал сказки няни в отдельную тетрадь и позже на их основе создал свои сказки. Его сказки удивительные: добрые, веселые, они полны красоты и вдохновения. Давайте вспомним некоторые из них: я читаю начало, а вы вспомните название сказки.
1.
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда…
2.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Он жил в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года…
3.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То сама на весь бы мир
Приготовила я пир”.
“Кабы я была царица, -
Говорит ее сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна”.
“Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки царя
Родила богатыря”…
4.
Царь с царицею простился,
В путь – дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет – пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи,
Не видать милого друга!
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля…
А. С. Пушкину приходилось много путешествовать. Ездили в то время на лошадях, дорога, особенно зимой, когда рано темнеет, порой была скучной и однообразной. И я думаю, что во время одного из таких путешествий А. С. Пушкин сочинил строчки:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Ни огня, ни чёрной хаты,
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне…
- И еще я хочу добавить: хотя стихотворение грустное, но оно очень красивое, так и представляешь зимние поляны, залитые серебряным лунным светом.
3. Физминутка:
- Представьте себя облаками – воздушными, легкими, прозрачными. То ленивый ветерок, порхая, несёт вас по небу, то, утихая, клонит в сладкий сон. То ветер усиливается и несёт вас по кругу верх, вниз.
- Ко многим сказкам и стихам А. С. Пушкина композиторы написали музыку. Сейчас я хочу предложить вам послушать фрагменты из оперы Н. А. Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”. Вспомните, о каких трех чудах говорилось в сказке?
Первое чудо-белочка.
Есть там белка, что при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает.
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поёт.
При честном, при всем народе
“Во саду ли, в огороде”.
- Ее “присвистывает” самый высокий инструмент оркестра – флейта. Все ярче, все затейливее звучит песенка.
(Звучит знакомая фанфара.) Второе чудо – 33 богатыря.
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге
И останутся на бреге
В чешуе, как жарь горя,
33 богатыря.
- В оркестровом сопровождении слышится грозный шум, кипенье морского прибоя, и на его фоне появляется чеканный богатырский марш.
В третий раз зовет трубный клич.
Третье чудо – прекрасная царевна Лебедь.
Там царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает будто пава,
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
- Музыка рисует чудесное превращение лебедь-птицы в красавицу царевну. Льется чарующей красоты мелодия, ее поет теплый “человеческий” голос струнных инструментов. Радостное звучание труб в конце антракта словно предвещает счастливый конец сказки.
- Мне хочется спросить: какое чувство вызывает это произведение – радостное или грустное?
- Ребята, вы любите сюрпризы?
Чёрный ящик предо мной.
Надобно открыть его,
А в награду за старанье,
Исполню ваше я желанье.
- Попробуйте угадать, что находится в черном ящике, и в награду получите сюрприз.
В ящике находится предмет, говорящий человеческим голосом. (Зеркало)
- А в награду за это споём песенку про зиму.
4. Заключение
- Сказки А. С. Пушкина – наука о жизни, которую он передал нам и на которой выросло не одно поколение. Надеюсь, вам захочется еще и еще раз перечитать сказки А. С. Пушкина, быть похожими на положительных героев и каждый раз открывать для себя что-то новое.
- А еще в ящике находится предмет, с помощью которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну. (Яблоко).
Урок окончен,
Музыка смолкает.
Но что же это?
Кажется, сейчас она зазвучит.
И будет долго-долго
Еще звучать для каждого из вас
И будет звать в неведомые дали.